Газета Спорт-Экспресс № 171 (5939) от 3 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3
LONDON -2012
ТЕННИС
Шамиль ТАРПИЩЕВ: "В МИКСТЕ ДРУГОГО ВАРИАНТА У НАС НЕ БЫЛО"
Темой очередной беседы президента Федерации тенниса России и спецкора "СЭ" стали те российские игроки, которые уже покинули олимпийский турнир.
Владас ЛАСИЦКАС
из Лондона
- Давайте начнем с Веры Звонаревой. Насколько закономерным в нынешней ситуации стало ее поражение в 1/8 финала от Серены Уильямс? С учетом того, что россиянка только-только оправилась от проблем с плечом, а 30-летняя американка, наоборот, на ходу и недавно на этих же кортах выиграла Уимблдон.
- На предолимпийском сборе национальной команды в "Стоук Парке" Звонарева выглядела лучше всех остальных игроков и была неплохо готова к этому турниру. Конечно, она очень хотела выиграть у Серены, и в принципе, по тому состоянию, в котором находилась, могла навязать американке борьбу.
Все лежало в области психологии, и в итоге перед матчем Звонарева немного перегорела. Это было видно по тому, что Веру абсолютно парализовало на корте. Играя с Сереной, необходимо держать свою подачу, посылать мячи длинно, и при этом у тебя должна быть моторность. У Веры же, наоборот, появилась скованность, не позволившая ей зацепиться в этой игре. То есть основная проблема - психологическая.
- Вера, по ее же словам, избавилась от существовавших у нее проблем с плечом. Но нет ли вероятности, что возникнет рецидив?
- Серьезной травмы как таковой у Веры не было. Но когда речь идет о связочном аппарате и мелких сухожилиях, всегда возникают сложности. Любое хирургическое вмешательство приводит к долгому процессу восстановления, как в свое время было у Маши Шараповой. Поэтому перед Верой стояла дилемма - оперировать плечо или перейти на щадящий режим. Врачи посоветовали второй вариант. Соответственно, Звонаревой надо было мало играть и заниматься профилактикой - делать различные процедуры.
Сейчас дискомфорта в плече нет, но что делать дальше? Скорее всего, надо перейти на постоянный щадящий режим и построить тренировочный и соревновательный процессы таким образом, чтобы не перегружать плечо. То есть, играть турниры выборочно.
- Что скажете о поражении Надежды Петровой, которая в матче с первой ракеткой мира Викторией Азаренко вела на тай-брейке со счетом 6:3, но проиграла стартовый сет? Во второй партии россиянка вела 4:2 и имела "меньше" на подаче белоруски, но в итоге все равно уступила. Тут тоже в первую очередь дело в психологии?
- Советская школа тенниса, из которой вышла Петрова, исторически прививает игрокам следующий стиль: выигрывать надо за счет удержания мяча в корте, то есть за счет осторожности. Другими словами - надо избегать излишнего риска, в том числе и в решающие моменты поединка. А вот американцы при обучении детей исповедуют иное: если геймбол - рискуй. Мяч падает на середине корта - бей.
Если взять тот самый тай-брейк Петровой и Азаренко, то при счете 6:3 в двух последующих розыгрышах на чужой подаче Надя играла на удержание. И это тоже психология, ведь когда ты 10-15 лет действуешь в одном стиле, что-то резко изменять невероятно сложно. Хотя по качеству игры Надежда сейчас действует намного лучше, чем прежде. Плоскими ударами, которые она любит, на траве легче играть, потому что ими ты придаешь мячу скорость. Исполняя более плоский и сильный удар, можешь быть уверен, что мяч затем отскачет ниже, чем обычно.
Повторяю, подобные технические вещи в арсенале Петровой есть, и за их счет она удачно играет и одиночку, и пару. Но психологические нюансы ее в ответственные моменты по-прежнему, к сожалению, подводят.
- Не было ли авантюрой выставить в миксте пару Михаил Южный/Елена Веснина, которая вместе, наверное, ни одной тренировки не провела.
- А другого варианта у нас не было - иначе никто из россиян не прошел бы в основную сетку. Конечно, сочетание Дмитрий Турсунов/Надежда Петрова выглядело бы посильнее, но их подвел суммарный рейтинг, который являлся главным критерием при отборе. Ведь как таковых wild cards в миксте не давали - их обозначили как "специальные приглашения", и главное слово в этом вопросе было за комиссией Международной теннисной федерации. Наши Южный и Веснина были как раз в четверке тех, кто проходил в основу за первыми двенадцатью парами.
- Уже ясно, что в Лондоне представителям российского тенниса не удастся повторить достижения Пекина-2008...
- Во-первых, здесь совершенно другие условия, покрытие и корты, нежели в Пекине. Ну и, конечно же, продолжает существовать проблема финансирования при подготовки резерва. Из-за этих сложностей у нас на данный момент уже 11 человек играют за Казахстан, и это большие потери. Причем отток продолжается - мы ежегодно теряем игроков. Кто-то начинает выступать под флагом другой страны, кто-то просто завершает карьеру. И если через пару лет у нас в теннисе случится провал, потом вставать на ноги будем целое десятилетие.
- В целом организация этого олимпийского турнира вас устраивает?
- Лично у меня существует одна, причем постоянная проблема - с транспортом (смеется). Водители плохо знают дороги. Плюс нужно учесть, что Уимблдон располагается от Олимпийской деревни очень далеко, и какие-то транспортные задержки происходят постоянно. А ко всему остальному претензий нет.