Газета Спорт-Экспресс № 165 (5933) от 27 июля 2012 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3
LONDON -2012
Лондонская Олимпиада обещает стать выставкой достижений высоких технологий - в первую очередь в плавании и легкой атлетике. С некоторыми из новинок ознакомился спецкор "СЭ".
БЫСТРЕЕ, НОВЕЕ, ТОЧНЕЕ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
из Лондона
Удивительно, но оказалось, что одно из самых важных устройств Олимпиады выглядит как обычный "видик" из девяностых годов - прямоугольный корпус, несколько кнопочек, тусклые индикаторы. В общем, ничего особенного, а между тем такой аппарат, который называется Quantum Aquatics, способен фиксировать время с точностью до миллионной доли секунды.
Всю подобную технику предоставляет швейцарская компания Omega - бессменный хронометрист олимпийского движения на протяжении уже 80 лет. Спорт за это время проделал огромный путь. В 1932 году мировой рекорд Джонни Вайсмюллера на стометровке вольным стилем составлял 57,4 сек. Достижение бразильца Сезара Сиелу, которое предстоит побить олимпийцам в Лондоне, - 46,91. Разница между этими результатами так же огромна, как между простым секундомером на цепочке и сложным компьютером, способным разделить мгновение на миллион частей. И даже не поймешь, кто за кем гонится - человек за машиной, или наоборот. Хотя, скорее всего, стоит говорить о гонке в тандеме.
Как бы там ни было, ни в одном из современных видов спорта сверхточность современных хронометров пока не требуется. В том же плавании, где будет работать умная машина Quantum Aquatics, официально фиксируются, как известно, только сотые доли секунды.
Но что если спортсмены покажут одинаковое время и займут одну ступень пьедестала, как, например, французы Лакур и Стравьюс, которые на последнем чемпионате мира разделили золото в стометровке на спине? Глава команды хронометристов Петер Хюрцелер, с которым спецкору "СЭ" удалось пообщаться на одной из тренировок пловцов в главном олимпийской бассейне, говорит, что в этом случае он в момент церемонии награждения будет единственным человеком на планете, который будет владеть информацией об истинном победителе.
- Раз технологии улетели так далеко вперед, почему бы не считать время с точностью хотя бы до тысячной? - спросил ваш корреспондент.
- Знаю, что в международной федерации об этом думали, однако идею пока не приняли. В самом быстром заплыве тысячная доля секунды это всего-то около двух миллиметров дистанции, но кто может дать гарантию, что даже этот великолепный олимпийский бассейн идеально ровный и на всех дорожках одинаковые условия? Вот если бы спортсмены плавали по очереди… но это, согласитесь, будет совсем не то.
Словно в подтверждение его словам один за другим к бассейну проследовали пловцы сборной США во главе с Райаном Лохте. Вместе они - сила. Но "одиночные заплывы" в их исполнении смотрелись бы, пожалуй, довольно тоскливо. Кстати, чтобы повысить зрелищность плавания, с этой Олимпиады будет применяться своеобразная графика и для тех, кто смотрит соревнования с трибуны. Если раньше сразу после финиша все смотрели на табло, то теперь понять, кто занял призовые места, можно будет с помощью специальной системы подсветки.
Что же касается всех тех мельчайших долей, которые будут бесстрастно фиксироваться сверхновыми хронометрами и достоянием гласности не станут, то они никуда не денутся. Уже после объявления результатов заинтересованные спортсмены смогут получить доступ к закрытой информации. В случае сомнений им покажут и точное время, и картинку с камеры, фиксирующей тысячу (!) кадров в секунду. Хюрцелер говорит, что такие прецеденты уже были. Наверняка они будут и в Лондоне.
Свои новшества есть и в легкой атлетике. Но там ими, однако, довольны не все. Так, новые стартовые колодки, пришедшие на смену модели, аналог которой был разработан еще в 1976 году, вызвали недовольство самого Усэйна Болта. Ямайский спринтер выразил опасение, что электронные колодки, пришедшие вместо механических, повлияют на его результат в Лондоне, и попросил производителя предоставить ему в Бирмингем образец для тренировок. Бесплатно этого делать никто не собирался, и в итоге Болт выложил за пару почти пять тысяч долларов.
- При этом остальные атлеты ничего плохого по поводу наших колодок не сказали, - отметил Хюрцелер. - Наоборот, высказали новинке полное одобрение.