Газета Спорт-Экспресс № 133 (5901) от 20 июня 2012 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

20 июня 2012

20 июня 2012 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO 2012

Матчи № 23, 24. Группа D

НИЗКИЙ ПОКЛОН ТЕБЕ, ШВЕЦИЯ!

ШВЕЦИЯ - ФРАНЦИЯ - 2:0 (0:0)

Голы : Ибрагимович, 54 (1:0). Ларссон, 90+1 (2:0).

Швеция : Исакссон, Гранквист, Мельберг, Ю.Ульссон, М.Ульссон, Свенссон (Хольмен, 79), Чельстрем, Ларссон, Байрами (Вильхельмссон, 46), Ибрагимович, Тойвонен (Вернблум, 78).

Франция : Ллорис, Дебюши, Рами, Мексес, Клиши, А.Диарра, М'Вила (Жиру, 83), Насри (Менез, 77), Бен Арфа (Малуда, 58), Рибери, Бензема.

Наказания : Мексес, 68. Свенссон, 70. Хольмен, 81 (предупреждения).

Судья : Проэнса (Португалия).

19 июня. Киев. НСК "Олимпийский". 63 000 зрителей (вмещает 70 050).

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Киева

Французы - третья по силе команда чемпионата Европы: такое мнение сформировалось к последней игре группового этапа у многих. Шведы - воины, посулившие своим болельщикам увезти их Киева хотя бы очко. Все это обещало на "Олимпийском" бойню. Ту самую, что заставляет возбужденно потирать руки. Что ни говори, а смотрим мы все это безобразие не из-за тактик со стратегиями. И на корриду испанцы ходили не ради одежд пикадоров. Драка, кровь, убийство, пусть и футбольное, - вот что во все века щекотало человеческие ноздри.

Только для этого драчуны должны быть гладиаторами, а не спокойными ребятами, умеющими неплохо катать мяч. И без всяких тросточек.

Жаль, что порядковый номер матча - 24-й, завершающий для группового противостояния, - выбил с трибун некоторую часть болельщиков. Скандинавы, уяснившие, что счастье вдруг в тишине постучалось в другие двери, частично отчалили с берегов Днепра. Французы в большинстве своем и вовсе до этих берегов не добрались. В одном из секторов их набралась вчера жалкая кучка. Понять это, хоть убейте, невозможно. Свистни русских в Париж - приедут тысячи. Хотя где по уровню жизни Франция и где мы. Геополитический кракозябр какой-то.

Ну да ладно. "Я знаю, бойня будет, я знаю, драке цвесть", - эти предчувствия, к счастью, не зависят от геополитики и макроэкономики. Кто там у нас драться-то будет?

Эрик Хамрен, тренер шведов, не выставил, как и обещал, травмированных Эльмандера с Эльмом, заменив их на Тойвонена и Андерса Свенссона. Последний - настоящая окаменелость, через месяц ему исполняется тридцать шесть. Когда-то шустрил в "Саутгемптоне", теперь встречает футбольную старость в "Эльфсборге". Первый матч за сборную Швеции Свенссон провел аж 13 лет назад, спустя десятилетие их число перевалило за сотню. И вот такого дедушку, выпуская его раньше на замену, Хамрен отрядил вчера в самую горячую точку, на самое энергозатратное амплуа - правого опорника. При живом-то Вернблуме!

Кто-нибудь что-нибудь понимает? Оказалось, понимает коллега Симонов, подъехавший, наконец, в Киев из Львова, где мероприятие под названием Euro-2012 своей цели достигло. Шведские журналисты озвучили ему версию: против Вернблума выступил лично Ибрагимович, который считает армейца недостаточно креативным. Точный пас для Златко милее железных ног и ежесекундной готовности пустить их в дело. Оттого Хамрен и вертится, как турбодизель, третий матч подряд избегая выпускать Понтуса на поле. Но это, повторяю, всего лишь версия.

Тем временем Лоран Блан, темнивший накануне направо и налево, все-таки не включил в заявку на игру Кабая с его повреждением мышц задней поверхности бедра. И Менез с его огнеопасной желтой карточкой остался в запасе - его сменил Бен Арфа. Думал, думал Блан о четвертьфинале, говоря журналистам обратное! Готовился как минимум к Италии. Хотя при такой игре, какую показала в первом тайме сборная Франции, она была обязана попадать на апокалиптическую Испанию.

Нет, не выглядела бригада Блана до перерыва третьей командой чемпионата. Французы больше походили на вялый отряд Доменека, подарившего журналистам на ЧМ-2010 в ЮАР праздник злословия при написании множества ядовитых статей. Глядя на эту сборную в первых двух матчах, можно было представить Доменека саботажником и диверсантом, льющим воду на чью-нибудь злодейскую мельницу. Как он умудрился придушить свою команду при таких ребятах в стране?

Первый тайм отчасти ответил - как. Все, на что сподобились французы, - это серия дальних ударов, в основном в исполнении Рибери и Бен Арфа. Однажды пиратского вида хавбек "Баварии" прорвался, впрочем, в штрафную и ударил с острого угла достаточно опасно вообще, но недостаточно опасно для Исакссона. Вот и вся острота у шведских ворот. Вместо нее - осторожность и скука.

Северяне понравились больше. Они не выглядели семи пядей во лбу, что для шведов нормально: им бы не до третьей - до 13-й команды Euro дотянуться. Но они упрямо лезли вперед. Шевелили у французских стен своим тараном Ибрагимовичем и немного помахивали кистенем Тойвоненом. Уже на третьей минуте форвард ПСВ ударил головой в дальний верхний угол. Написал бы "зряче", если бы это слово не было захватано до дыр многими поколениями журналистов. А так скажу - правильно Тойвонен ударил. Небезопасно.

А минуте на десятой он же продемонстрировал забавную борьбу за верховой мяч. Боролся с Мексесом. Ничего особо не выиграл, но не дал и французу. Опускаясь, по гусиному вытянул шею. И получил прилетевшим с неба мячом удар по голове, тут же ставший отскоком и передачей Тойвонену на ход. Образовался сам собой выход один на один, Ллориса швед обвел, получил в итоге ухудшенную позицию и попал с острого угла мячом в штангу.

Боролись шведы и в дальнейшем, но настолько симпатичных моментов ни они, ни французы до перерыва больше не создали.

А едва начался второй тайм, появились новости из Донецка: там забил Руни. И это означало, что Хави с Иньестой почти заказали на четвертьфинальный ужин немного фуагра, лягушачьи лапки и по бокалу красного анжуйского. А через несколько минут подозвали официанта и попросили принести им еще и буйабес. Забили шведы!

То есть забили-то они не сразу, прямо скажем. Сначала Ларссон немного примерился и отсушил Ллорису ладони ближним ударом. А вот уже затем последовала подача с фланга - и Ибрагимович передал привет Балотелли. Ножницами, полулежа и с полулета, метров с тринадцати - вынимай, вратарь.

Французы, по-вашему, возбудились? Ну разве что самую малость. А пока этот процесс протекал и завершался, Тойвонен успел еще раз выстрелить в Ллориса из пушки-кулеврины. Мельберг же, замыкая подачу углового своей узловатой ногой, едва не попал под перекладину.

Это шведы, говорю я вам! Это футболисты с большими буквами во всем корне этого слова, красавцы, пахари, революционные матросы, влюбленные в свою страну и болельщиков. Они им обещали выиграть, понимаете? Или хотя бы сделать все, чтобы выиграть. И они делали, не имея на то никакой другой мотивации. Они играли, а не ишачили или возили тачку. Они показывали и доказывали: мы уважаем себя. И тебя, Швеция!

Параллельно со всеми этими жаркими событиями с верхних секторов к нашим журналистским столам подползли украинские зрители. Застыв в полуприседе, как обитатели пещеры из фильма "Спуск", они вглядывались в монитор, на котором шла трансляция из Донецка. Постепенно зрелище их раскрепостило: украинцы стали швырять на пол газеты, ёкать и юкать, похлопывать себя по бедрам и выдувать в воздух кубометры разочарования. Не выходил у их команды в Донецке каменный цветок. Ну никак просто!

Пока суть да дело, поняли, наконец, что происходит, французы. И давай обстреливать ворота Исакссона еще усердней. Если бы результат зависел от той частоты, с которой "трехцветные" колошматили по мячу, они бы легко ворвались вчера даже в двойку лучших команд турнира. Но результат в футболе зависит всегда от другого: кто больше забьет. С голами же у команды Блана упорно не складывалось.

И тогда она попыталась приблизить свои атаки к шведским воротам. Запомнилась красивая комбинация с участием Насри, Рибери и Бензема. Затем после углового почти попал в цель Жиру. Но было вчера это самое "почти" для французов чем-то вроде поникшего флага в руках. А шведы - паровозом навстречу. С кочегаром Вернблумом, вышедшим, наконец-то, на поле.

Они забили еще - в уже добавленное время. Они не остановились ни на секунду этой уникальной, жестокой в своей антишведской бессмысленности, игры. При 30 градусах жары. При своих болельщиках. При украинских зрителях.

Низко кланяюсь тебе, Швеция.