Газета Спорт-Экспресс № 7 (5775) от 16 января 2012 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Самый возрастной футболист премьер-лиги 38-летний хавбек "Краснодара" пока не задумывается об окончании карьеры.
Александр КУЛЬЧИЙ: "У МЕНЯ ХОРОШАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ"
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
из Белека |
Кульчий играл против Андрея Кобелева и Валерия Карпина, выходил на поле в одной команде с Сергеем Гуренко и Владиславом Радимовым. И самое главное - он действительно из тех, кому тренеры не смотрят в паспорт.
- Играть как минимум до сорока лет - это ваша принципиальная позиция?
- ( улыбается.) А почему именно до сорока?! Может, у меня другой ориентир.
- Самый возрастной футболист в истории российских чемпионатов - Анатолий Давыдов. Он играл за "Зенит" в возрасте полных 43 лет. Из тех, кто выступает сегодня, на ум приходят Дмитрий Лоськов и Руслан Аджинджал. Оба моложе вас на год, но в прошлом году сыграли меньше вас. Вам вообще не дашь 38 лет. У вас есть свой секрет спортивного долголетия?
- Никакого секрета на самом деле нет. Просто я удачно сложен плюс хорошая наследственность: не предрасположен к полноте, а потому нет и не было проблем с весом. Да и травм серьезных не было, что тоже важно.
- Сигареты, алкоголь - вы их тоже исключали из своей жизни?
- Нет, ничего подобного. Правда, все хорошо в меру.
- Ваш контракт с "Краснодаром" истекает летом. Не пытались вести переговоры о его продлении?
- В моем возрасте все переговоры о новом договоре начинаются после истечения срока действующего.
- А вы на сколько лет себя ощущаете?
- Я себя чувствую хорошо - и это главное.
- В вашей карьере было много сезонов и матчей, но мало титулов. Не обидно, что все так сложилось?
- Нет. Мое мнение: в итоге все спортсмены получают то, что заслуживают. Я на свою судьбу не сетую. У меня все хорошо.
- Ваша карьера в России началась в московском "Динамо". А потом вы выбрали "Шинник"…
- Это не было ошибкой, если вы об этом. В Ярославле я провел лучшие годы карьеры. Мы несколько лет кряду занимали места с пятого по восьмое, у нас была прекрасная команда, отличный коллектив. Это лучшее время в истории "Шинника", и у меня нет даже малейшего повода для сожалений. А с "Динамо" я выиграл медаль. И для этого клуба тот результат долго оставался непревзойденным.
- Какой из успехов вы считаете высшим достижением: победный дубль в Белоруссии, когда скромный клуб из Мозыря выиграл Кубок и чемпионат страны, бронза и два кубковых финала с "Динамо" в России или две победы в первом дивизионе?
- Главное мое достижение - я нужен своей сборной. Меня многие годы вызывают в команду, я играю за родную Белоруссию и приношу ей пользу.
- Еще два матча - и вы попадете в клуб для тех, кто провел сто и более игр за сборную. Если бы вам кто-то сказал в 1994 году, когда на поле в футболках вашей сборной выходили Гоцманов и Алейников, что так будет, каким был бы ваш ответ?
- Я бы не стал говорить о подобных вещах. Тогда - это тогда, а сегодня - это сегодня. Да, представить себе подобное, начиная карьеру в сборной, было невозможно, но теперь сто игр - хорошая цель, которая добавляет мотивации.
- Сборная Белоруссии - хорошая команда, но пока она ничего серьезного не добилась. Хотя стоящих игроков там всегда хватало. Почему вы за 20 лет независимости так никуда и не вышли?
- Не хватало всякий раз чего-то, без чего настоящий успех невозможен. А команды порой были очень сильные и могли бы решить задачу выхода в финальный раунд больших турниров.
- Когда у Белоруссии было лучшее время?
- При Байдачном. Он создал очень хорошую команду. Сильной была моя сборная и при Эдуарде Малофееве.
- Вы ведь белорус только по сборной, а москвич по месту жительства и россиянин по паспорту. Верно?
- Да. Я давно живу в российской столице и будущее своих детей связываю с этим городом и страной, которая для меня вторая родная.
- Вскоре вас могут лишить возможности быть россиянином в футболе. Ужесточение лимита на легионеров наверняка скажется на вашей карьере.
- Безусловно, скажется. Правда, пока решение о пересмотре статуса легионера отложено минимум на год. Видимо, дают мне шанс доиграть до сорока, как вы просите.
- А если бы лимит ужесточили, вы бы пошли отстаивать свои права в суде?
- Да. Это не просто потеря статуса, но и потеря денег, а для кого-то и потеря права на работу в России.
- Одно дело, когда у тебя российский паспорт и совершенно иное - новый статус, полученный в силу решения РФС о новой редакции о легионерах.
- Разговоры о том, что стоит отстаивать свои права среди игроков уже идут. Этим вопросом, видимо, будет заниматься профсоюз, но просто так терять контракты и деньги никто не станет. Вопрос сложный, у каждого в этой истории своя правда, но когда ты давно живешь в стране, платишь налоги, растишь детей, а тебе говорят, что с такого-то дня в футболе ты иностранец, возникает желание спорить. Это как минимум. В конце концов я больше десяти лет играю в российской лиге и при этом выступаю за сборную Белоруссии. Все эти годы я никому не мешал, а теперь рискую повредить подготовке игроков для сборной России.
- Федерация защищает свой рынок, своих игроков. Это нормально.
- Это слишком долгий и тяжелый спор. В любом случае ситуация конфликтная.
- Вам есть чем заняться после завершения карьеры?
- Есть. Я создал себе плацдарм на будущее - свое дело.
- У вас есть еще мотивация в футболе помимо денег?
- Про сборную я вам все рассказал, а в клубе просто интересно видеть, как он растет. "Краснодар" - клуб молодой, но перспективный. Он будет развиваться.
- Какие планы на заключительную часть сезона?
- Я покривлю душой, если скажу, что это слишком увлекательно - занять в итоге девятое место. В карьере были и более интересные задачи, но сегодня быть девятым - высшее достижение моего клуба. Для "Краснодара" такой результат будет достойным для первого сезона в новом качестве. Именно поэтому и я, и все, кто играет в команде, сделают все возможное, чтобы добиться максимального на сегодня результата. Это вопрос не мотивации, а профессионализма.