Газета Спорт-Экспресс № 5 (5773) от 13 января 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4
ХОККЕЙ
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Виктор ШУВАЛОВ: "САМОЛЕТ РАЗБИЛСЯ БЕЗ МЕНЯ"
Мы знали, что он жив, но представляли Виктора Шувалова другим. Олимпийский чемпион 1956-го, хоккеист из легендарной тройки Бабич - Шувалов - Бобров казался немощным стариком. Последние годы - ни единого интервью. О чем-то это говорило.
Слухи ходили - Виктора Григорьевича изо всех сил оберегает жена. Челябинск готов был прислать за Шуваловым самолет, лишь бы приехал на поднятие собственного свитера. Жена была против. Корреспондентов к этой квартире и близко не подпускали.
Недавно супруга скончалась, остался 88-летний Шувалов один. Пригласил в гости. Встретил нас в костюме причудливой расцветки.
- Это мне в 1974-м выдали - я сборную Румынии тренировал…
Мы поражались, как он сохранился - стараниями жены, которая пылинки сдувала. Какая у него память. Какой режим. Посмотрел на часы:
- О-о, мне обедать пора…
Иначе просидели бы до вечера.
* * *
- Как вам живется, Виктор Григорьевич?
- Ха! У меня счастливая старость. Военная пенсия, и уже несколько лет мне как олимпийскому чемпиону 15 тысяч приплачивают. Еще ЦСКА 5 тысяч ветеранам дает. Даже некоторым вдовам - Бобровой, Рагулиной, Александровой. Так что материально я обеспеченный.
- Самочувствие?
- Какое под девяносто самочувствие? Ноги отбегали - а бегал-то я сколько! 11 сезонов и в футбол играл, и в хоккей. А всю войну - на челябинском тракторном. Собирали танки. По 12 часов у станка.
- Есть у вас секрет долголетия?
- Я не курил. Пил в меру. Коля Сологубов и Ваня Трегубов с их здоровьем до ста дотянули бы. Водочка сгубила.
- Трегубов последние годы к спиртному вообще не прикасался.
- А до этого лихо закладывал. На Малой арене его жена, Ленка, то-о-лстая такая, в буфете пивом торговала. Из бочки накачивала. Ваня же собирает кружки со столов и ей несет. А Володя Демин из "команды лейтенантов" как пил! После матча традиция - женщины выбегают, вручают букеты. Так мы шептались: Демину букет дают, а в нем пол-литра спрятана. "Керосинил" жутко, из семьи ушел. И в 45 лет похоронили на Ваганьково.
- Был в том поколении человек непьющий и некурящий?
- Витя Тихонов. Он и вкуса-то водки, кажется, не знает. Витька даже воды лишний раз себе не позволял, если не вписывалось в режим. Играть хотел, а не было у него природной скорости. Маневренности. Потому в сборную не попадал. В ВВС взяли, когда в 1950-м самолет разбился с основным составом.
- В том самолете чудом не оказались три игрока - вы, Бобров и Виноградов.
- У меня на Хорошевке была комната в коммуналке. Вечер. Вдруг приезжает бледный Миша Степанян, адъютант Василия Иосифовича: "Собирайся, Хозяин вызывает!" Двинули в штаб Военно-воздушных сил на Ленинградском проспекте. В приемной уже Сашка Виноградов, еще несколько хоккеистов. Спрашиваю: что случилось? "Да что-то с ребятами…" Минут через десять Степанян дверь открывает: "Заходите!"
- Что Сталин сказал?
- "Несчастье - команда в Свердловске при посадке разбилась, все погибли. Вам нужно собраться, ехать поездом в Челябинск и играть матч…"
- Виноградов как уцелел?
- Саша должен был лететь, но в предыдущем матче подрался, и его дисквалифицировали.
- А вас кто от смерти уберег?
- Василий Иосифович. Не позволил лететь. До этого мы крупно победили ленинградское "Динамо". Сталин заглянул в раздевалку: "Красавцы! Поздравляю!" Тренер Борис Бочарников говорит: "Следующий матч в Челябинске. Передают, холод собачий, под тридцать. Надо бы пораньше полететь, акклиматизироваться". - "Заказывайте самолет". Тут взгляд на меня упал: "Шувалова не берите. Мало ли что". Я же в ВВС только-только из Челябинска перешел, меня там изменником считали.
- Что-то Сталину ответили?
- "Василий Иосифович, играть в Челябинске не буду, но позвольте с командой поехать. Родителей полгода не видел". - "Нет!" Вот и весь разговор. Я нападающему Васе Володину передал маленький чемоданчик: "Здесь подарки. Сестра к гостинице подойдет, заберет". И полетел чемоданчик вместо меня.
- Вы провожали команду?
- Да. Вылетали с аэродрома на Ленинградском проспекте. Сначала говорят: "Не дают вылет". Холодно, поземка. Мы расселись в домике, стали в карты играть. Четверть часа прошло - кто-то кричит: "Разрешили вылет!" Закинули вещи в самолет, тот вырулил на полосу - мы с администратором Кольчугиным посмотрели ему вслед и пошли. Он меня на "газике" домой завез.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 8