Газета Спорт-Экспресс № 293 (5763) от 23 декабря 2011 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3
ХОККЕЙ
Собственный корреспондент "СЭ" в Северной Америке встретился в канадском Квебеке с одним из лучших голкиперов всех времен, совершившим революцию во вратарском деле.
Патрик РУА
ВРАТАРЬ, КОТОРЫЙ СТАЛ ФИЛОСОФОМ
В общем-то он не так уж и сильно изменился. Седеть начал и раздобрел самую малость, но не более. Волосы всклокочены и стоят на голове дыбом (не поймешь, вспотел он так или просто у франкофонов нынче такая мода), выражение лица загадочное и лукавое, как у автомеханика, кричит зычно.
Кричал он, кстати, и в былые времена - не хуже футбольного голкипера. На партнеров, на соперников, на судей, иногда на штанги. "Когда Патрик говорит, люди слушают", - сказал о нем однажды коллега-хоккеист.
46-летний Патрик Руа нынче главный тренер "Квебек Рампар", команды из главной юниорской хоккейной лиги Квебека. На самом-то деле, он еще владелец и генменеджер все той же команды, но себя в первую очередь считает и видит тренером. Это его - выйти на лед в обычных (не вратарских) коньках, показать парню, что он вертит клюшкой немного не так (к счастью, парень не знает, что говорит с обладателем далеко не лучшей техники владения клюшкой), дунуть в свисток, придумать, как располагаться защитникам в своей зоне при игре в меньшинстве, ходить во время матчей за спинами игроков и нервничать, нервничать, нервничать...
МУДРОСТИ СВЯТОГО ПАТРИКА
- Нечасто встретишь вратаря, который стал тренером на высоком уровне. Вы всегда хотели заниматься именно этим? - спросил я Руа, когда мы присели на скамью запасных после тренировки "Рампар" .
- И да, и нет. В годы, когда я играл в Денвере, два моих сына, Фредерик и Джонатан, гоняли там шайбу в детских командах. И я часто бывал на их тренировках, выходил на лед и помогал тренерам. Но мне не хотелось быть просто помощником, который набрасывает шайбы по углам. Все время подмывало поделиться с ребятами всем тем, чему я научился за годы, проведенные в НХЛ. Да и с тренерами тоже. Вот тогда я и начал более серьезно слушать своих тренеров в "Колорадо" - Хартли и Крофорда. Стал ставить себя на их место, прикидывать, могу ли что-то у них перенять. Сам еще не был уверен, что хочу этим заниматься. Но почему бы не открыть себе и эту дверь?
- Поначалу вы попробовали себя в роли генменеджера...
- Да, а еще владельца клуба и вице-президента по хоккейным операциям. Но это было очень уж скучно. Не буду говорить, что мне совсем не нравится эта часть бизнеса, но все-таки это не то, от чего я получаю настоящее удовольствие. Мне нужно быть на льду с игроками, говорить с ними о хоккее и о жизни. Мне кажется, что я могу многим хорошим с ними поделиться, сделать их лучше. И как игроков, и как людей.
- Готовы сформулировать свою хоккейную и жизненную философию в двух предложениях?
- По предложению на каждую? Хм... Не торопите меня. Это хороший вопрос, и мне надо подумать (минутная пауза). Давайте лучше ограничусь двумя словами. Да, вот два слова - и для хоккея, и для жизни: уважение и преодоление. Кем бы ты ни был, на твоем пути всегда будут кочки. Раньше или позже, но ты обязательно попадешь под пресс, в тяжелую ситуацию. И ты должен уметь преодолевать трудности.
Ну а уважение... Куда без этого? Ну вот, например, игрок обязан уважать болельщиков. Должен идти и подписывать автографы. Конечно, всегда найдутся жулики, которые тут же развернутся и побегут продавать твой автограф кому-то другому. Но из-за них нельзя отказывать обычным болельщикам. Они всего лишь хотят поделиться с тобой своей любовью и своим уважением. Поделись с ними и ты - тем же самым... Когда выскакиваешь на лед - играй изо всех сил, уважай людей, которые заплатили немалые деньги, чтобы посмотреть на тебя. Ты изначально в долгу перед ними за это. Уважай клуб, уважай тренеров, уважай игру. Сможешь понять эти слова правильно - будешь в порядке. И как хоккеист, и как человек.
ДВА ПЕРСТНЯ В УШАХ
Как-то Джереми Реник, который в карман полезет разве что за фигой, но уж никак не за словом, позволил себе "Святого Патрика" покритиковать. Он, мол, уже далеко не тот, что раньше. Когда Руа попросили отреагировать на эти слова, он послушно ответил: "Я не слышал, что сказал Джереми. Мои уши были заткнуты двумя чемпионскими перстнями".
А еще Патрик обожал драться. Его побоища с Крисом Осгудом были одной из главных составляющих великого соперничества "Колорадо" и "Детройта" в конце 1990-х - начале 2000-х. Бывало, Руа в кровь разбивали лицо, а он в ответ, смеясь, дразнил оппонентов. Уже будучи тренером, Патрик натравил на вражеского голкипера собственного сына Джонатана (тоже вратаря), за что обоих Руа лига Квебека дисквалифицировала - сына на семь матчей, отца на пять.
Слава МАЛАМУД
Квебек - Вашингтон
Окончание - стр. 8