Газета Спорт-Экспресс № 269 (5739) от 25 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

25 ноября 2011

25 ноября 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1961 год. Часть пятая

СУДЬЯ В МИЛИЦЕЙСКОЙ МАШИНЕ

Окончание. Начало - в №267 от 23 ноября

Решение спуститься с заоблачных вершин, где борьба за золотые медали достигла апогея, было принято вчера с вашего, уважаемые читатели, молчаливого согласия.

КАВКАЗСКИЕ "РАЗБОРКИ"

И в среднем предгорье будет на что посмотреть. Здесь, вдали от пьедестала, выясняли личные отношения (чтобы было понятнее - устроили "разборки") футболисты Тбилиси и Еревана. На что же рассчитывал армянский средневес в поединке с тяжем?

Объективно тбилисцы намного сильнее - опытнее, искушеннее, мудрее, классом повыше. Но воплотить ощутимое гипотетическое преимущество в материальное, очковое, цифровое, не удавалось. В 60-м - абсолютное равенство в очках и мячах: +2=0-2, 11-11. Рядышком оказались и в итоговой таблице - грузинское "Динамо" на очко опередило армянский "Спартак".

Ничего не изменилось и в 61-м. В Ереване ничья - 1:1. В ответной встрече 1 октября в Тбилиси, свидетелем которой мне довелось быть, случилось ЧП: зрители не поладили с московским арбитром Николаем Латышевым. Забавная получилась игра: "Динамо" атаковало, "Спартак" в контратаках забивал. Едва ли не каждая вылазка к воротам Серго Котрикадзе завершалась голом, и к середине второго тайма счет возрос до 3:1 в пользу гостей. Что тут началось!

Динамовцы, как в хоккее при численном большинстве, заперли армян в "зоне" и подвергли их ворота массированному обстрелу. Вратарь Сергей Затикян делал, что мог, но мог он не все. Дважды неоценимую помощь оказали ему защитники, выбивавшие мяч из ворот. До того, как пересек линию, или после? Мнения зрителей и арбитра разошлись. Латышев выдержал мощное давление трибун, взятие ворот в обоих случаях не зафиксировал и продолжал героически судить, пока на поле не полетели "посторонние предметы" (запись в протоколе).

Под посторонними предметами судьи разумеют все, что на протяжении десятилетий летит с трибун: булыжники, кирпичи, куски бетона, палки, бутылки, своевременно освобожденные владельцами от содержимого, а также дары природы - овощи, фрукты, ныне и заморские - бананы. По-видимому, все летящие предметы судьи именуют посторонними только в тех случаях, когда используются они не по прямому назначению.

КАРТИНА КИСТИ ДАЛИ

Прервались мы в тот момент, когда с трибун полетели "посторонние предметы". В данном случае - палки, камни, порожние бутылки из-под дешевого столового вина... Убойная сила нацеленных на движущуюся черную мишень предметов была достаточно велика, и только благодаря оперативным действиям вооруженных огромными деревянными щитами стражей порядка арбитр в мгновение ока целым и невредимым оказался в безопасном месте - в подтрибунном помещении. Здесь непосредственной угрозы его жизни уже не было, но легче не стало. Представители тбилисской команды и несколько высокопоставленных лиц, почему-то находившихся не в своих рабочих кабинетах, настаивали на продолжении встречи. Латышев наотрез отказался.

Удивительная возникла картина, достойная кисти Сальвадора Дали: под землей - ураган, на трибунах - девятый вал, меж двух стихий - полный штиль. Расположившись вперемешку на зеленой лужайке в позе дачников, игроки обеих команд вели мирные беседы. Судя по выражению их лиц, травили анекдоты, но, скорее всего, прорабатывали самую популярную среди кавказских мужиков тему, когда собирается их больше одного.

Между тем администрация стадиона неоднократно обращалась к зрителям с просьбой сохранять спокойствие, напоминая о неизбежных санкциях, ожидавших тбилисскую команду. Гордых, самолюбивых грузин такая перспектива не страшила. Помните, как у Шота Руставели: "Лучше смерть, но смерть со славой, чем постыдное житье".

Игру в тот вечер продолжить не удалось. Через несколько дней за срыв матча динамовцам засчитали поражение. Федерация футбола была последовательна: вновь сдержала данное в минувшем сезоне слово. В 60-м за буйство болельщиков в Лужниках в игре армейцев с киевлянами наказали "баранкой" ЦСКА. И вот теперь - тбилисцев. Что интересно: и в Москве, и в Тбилиси матчи прерывались на одной и той же роковой 67-й минуте. Впрочем, чему удивляться: сумма цифр (6+7) равна 13!

О вердикте федерации футбола читатели спортивной газеты узнали 6 октября: "Президиум Федерации футбола СССР рассмотрел вопрос о матче на первенство страны между командами "Динамо" (Тбилиси) и "Спартак" (Ереван), проходившем в Тбилиси 1 октября на стадионе "Буревестник" и прекращенном судьей Н.Г.Латышевым на 22-й минуте второй половины игры при счете 3:1 в пользу команды "Спартак".

Президиум федерации вынес решение засчитать поражение команде "Динамо" (Тбилиси) в соответствии с Положением о всесоюзных соревнованиях по футболу и предложил Грузинской республиканской федерации футбола принять должные меры по обеспечению надлежащего порядка на стадионе "Буревестник" во время проведения соревнований по футболу".

ЛАТЫШЕВА УВЕЗЛИ НА МИЛИЦЕЙСКОЙ МАШИНЕ

32 года спустя Марк Рафалов, судья всесоюзной категории, интервьюировал Николая Латышева. Во время беседы возник вопрос о сорванном в 61-м в Тбилиси матче. Откровения Латышева: "Все наши судьи хорошо осведомлены о том, что особенно трудно было судить матчи закавказских команд между собой. Перед каждой игрой во многих кабинетах (в том числе, и на Старой площади) ломали головы, прежде чем назначить на такие игры судей. В матче, о котором речь, тбилисские динамовцы встречались с ереванским "Спартаком"... Хозяева отчаянно атаковали. В один из моментов им показалось, что защитник "Спартака" выбил мяч из ворот. Я был рядом и видел, что мяч не пересек линию. Поэтому гол не засчитал. На поле полетели камни, бутылки... Попытки навести порядок не удавались, и тогда... я увел команду с поля. Пойти на такое решение было не так уж просто. Знал, что за футболом вообще, а за такими матчами тем паче, постоянно присматривают высокопоставленные государственные и партийные деятели. Достаточно было им проявить "инициативу", и моя судейская карьера могла окончиться. Но я был уверен в своей правоте. Нельзя же играть в футбол в подобных условиях. Когда протест "Динамо" разбирался в Москве, никто не упрекнул меня. Наоборот, мое решение прервать игру было признано верным" ("Мир футбола" N3, 1993).

Вынужден поправить уважаемого Николая Гавриловича. Он говорил об одном незасчитанном голе. Их было два. Оба раза мяч пытался пересечь границу воздушным путем. Определить, миновал ли он воображаемую линию, было очень трудно. В одном случае создавалось впечатление, что защитник выбивал мяч уже из "чрева".

Латышев утверждал, будто увел команды с поля. Ничего подобного - он сам едва унес ноги. А футболисты еще какое-то время находились на поверхности (им-то ничто не угрожало) и ожидали решения арбитра. Когда диктор по стадиону объявил, что игра продолжена не будет, игроки обеих команд под аплодисменты трибун покинули поле. Зрители благодарили футболистов за техничную, темпераментную и исключительно корректную игру.

Прочитав интервью, я позвонил Латышеву с тем, чтобы уточнить детали. Он добавил к сказанному Рафалову, что выдержал колоссальное давление в судейской комнате. Только после того, как по его настоянию связались с Москвой и получили распоряжение матч прекратить, высокопоставленные лица угомонились. Латышева увезли со стадиона в милицейской машине. В тот же вечер он улетел в Москву.

Локальная борьба в тылу, вдали от передовой, обострилась. За три тура до финиша армяне конкурента опережали, за тур - грузины их догнали, но в заключительном матче потеряли очко у себя дома. Шансом выйти победителем в принципиальном споре "Спартак" не воспользовался, проиграл в Ростове. Вновь, как в минувшем сезоне, неразлучные друзья, словно голубки, стояли рядышком, заняв соседние ступеньки, чуть выше, чем в 60-м, - седьмую и восьмую.

ЧТО ТАМ, В "ДОЛИНЕ"?

Ничего заслуживающего внимания больше не произошло. Со спокойной совестью можем спуститься ниже, в "долину", и окинуть представшую нашему взору панораму: здесь неудачники определяли места с 11-го по 22-е. Посмотреть наверх, где происходило самое интересное, успеем. Потерпите недельку.

Что там у "второгруппников" может быть интересного? Не скажите. Организаторы постарались. Проявив недюжинные творческие способности, изобретательность, фантазию, сумели в трех подряд схожих, одноформатных турнирах (держу в уме и следующий, 1962 год) трижды менять правила игры.

Мне часто приходилось выгораживать федерацию футбола, вынужденную под давлением партверхов принимать нелепые решения. В данном случае ни "самодержец" Великия, Малыя, Белыя Руси и их окрестностей Никита Хрущев, ни его "бояре" из Политбюро, ни "удельные" (республиканские) князья, включая нередко нами упоминаемого Шарафа Рашидова, на федерацию не давили. Положение о чемпионате составляла и ежегодно изменяла футбольная инстанция. Напомню интересующие нас в данный момент условия.

Худшая украинская команда и слабейший представитель дружной семьи братских республик должны были отстаивать места в высшем классе: украинцы в двух переходных матчах (дома и в гостях) с победителем зоны УССР по классу "Б", "нацмены" - в двухкруговом турнире на троих с победителями двух зон союзных республик - на нейтральном поле.

Имена их стали известны по окончании предварительных игр: "Шахтер", оказавшийся единственным украинским клубом во втором турнире, и таллинский "Калев". Последняя из российских команд вылетала из класса "А", если можно так выразиться, напрямую. Вот здесь-то и состоялась главная интрига. Из четырех представителей РСФСР только московские динамовцы благодаря солидному очковому багажу находились в безопасности. Ленинградцы, "Зенит" с "Адмиралтейцем", и воронежский "Труд" определяли третьего лишнего.

ТОПИЛИ БЛИЖНИХ ОТ СКУКИ, ИЗ ВРЕДНОСТИ

Стартовая позиция "Зенита" (17 очков) чуть благоприятнее: конкуренты имели двумя очками меньше. Таким образом, девять команд из 12 (три четверти турнирного населения) отбывали трудовую повинность. Делать им было нечего, охранную грамоту, предусмотренную Положением, получили, прописку в классе "А" продлевали автоматически, и все вокруг происходившее ничуть их не волновало. Скукотища! Чтобы как-то скрасить серые будни, вяло наблюдали за поединками трех российских "мушкетеров". Какой-никакой детективчик с гарантированным "трупом" в последнем акте. Желающие без риска для собственной жизни поучаствовать в "спектакле" такую возможность получали. Нашлись активисты. Из зрительного зала на сцену ворвались и в ход действия, их не касавшийся, включились. Помочь не помогли, а навредить - навредили.

Дважды подножку "Адмиралтейцу" поставили динамовцы, однажды - "Молдова", "Беларусь" без крайней надобности очко из кармана ловко умыкнула. То же сделал "Нефтяник" с "Зенитом", а "Шахтер" жалкое очко ему в двух играх оставил. "Динамо", "Беларусь" и "Кайрат" изрядно потрепали воронежцев.

Перед последним туром обезопасил себя только "Зенит". "Труду", чтобы остаться, хватало ничьей в Кишиневе. "Молдове" ничего не нужно - как сидела на 16-м месте, так там и оставалась при любом раскладе. Но "Труду" шанса не оставила - из вредности. Корольков забил на 19-й минуте. Преимущество кишиневцы сохранили и показали Воронежу на выход. С вещами.

ПАРАДОКСЫ СИСТЕМЫ

Подобных примеров в те годы было множество, акцентирую внимание на единичных. Не в воспитательных целях (болезнь слишком запущена, чтобы питать иллюзии насчет возможности излечения словом. Нужен скальпель - да с хирургами большие проблемы испытываем) и не из желания идеализировать прошлое. Недостатков в советском футболе хватало, и мы их от вас не скрываем.

Я об атмосфере в турнирных взаимоотношениях. Во всяком случае, до середины 60-х была она экологически чистой. Случай, на который обратил внимание "Вечерний Ленинград" (06.01.61), прокомментирую. В.Семенов, автор небольшого материала о подготовке "Зенита" к чемпионату, писал: "В прошлом году зенитовцев от неприятного перехода в класс "Б" спасло лишь одно очко. Да и то досталось оно в легкой борьбе, так как последний соперник зенитовцев харьковский "Авангард" тоже был согласен на мирный исход".

Действительно, нулевая ничья "Авангарда" с "Зенитом" позволила харьковчанам избежать переходных матчей с лидером украинской зоны, а "Зениту" покинуть высший класс. Отстав от ленинградцев на очко, выбыли куйбышевские "Крылья".

Криминала не вижу. В чем странность "странных" матчей? (Удобный термин, символически прикрывающий срамное место, заимствован российскими функционерами у советских.) В том, что во встречах нуждающихся с немотивированными в подавляющем большинстве необходимые очки (на заранее оговоренных условиях) получают те, кому нужнее. Статистика последних четырех десятилетий (публиковал ее пару лет назад) весьма красноречива. В приведенном примере заинтересованной в результате была не одна, а обе стороны. Благодаря ничьей "Авангард" и "Зенит" остались на насиженных местах.

Вернемся в год 61-й. Что же получается? Безвременно покинул общество жизнеспособный 15-й коллектив, а 21-й с "ограниченными возможностями" остался. Может получиться так, что уйдет 12-й, "Шахтер", если уступит в переходных матчах, а последний, 22-й, "Калев", в случае победы в двухкруговом турнире место в классе "А" сохранит! Кошмар. А вы подозреваете меня в идеализации бытующих в советском футболе порядков...

ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР 11 - 22 места

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

В

Н

П

М

О

11. ДИНАМО Москва

0:0

-

2:1

2:0

-

-

2:2

-

3:0

2:1

-

17

7

8

57-39

41

3:1

-

4:1

0:2

-

-

3:1

-

2:1

1:0

-

12. ШАХТЕР Сталино

0:0

1:1

-

-

0:0

6:0

-

4:2

-

-

0:1

12

10

10

45-37

34

1:3

5:3

-

-

2:1

0:0

-

1:1

-

-

3:2

13. ЗЕНИТ Ленинград

-

1:1

2:2

0:2

-

-

2:2

-

1:0

2:0

-

12

8

12

50-52

32

-

3:5

1:2

2:1

-

-

4:1

-

3:0

4:1

-

14. АДМИРАЛТЕЕЦ Ленинград

1:2

-

2:2

-

5:2

2:1

-

0:0

-

-

2:0

12

7

13

49-47

31

1:4

-

2:1

-

1:2

3:0

-

2:1

-

-

6:2

15. ТРУД Воронеж

0:2

-

2:0

-

3:0

1:0

-

1:1

-

-

1:1

11

8

13

39-38

30

2:0

-

1:2

-

0:1

0:0

-

2:0

-

-

2:0

16. МОЛДОВА Кишинев

-

0:0

-

2:5

0:3

-

2:2

-

3:1

1:0

-

12

6

14

46-54

30

-

1:2

-

2:1

1:0

-

1:0

-

1:4

2:0

-

17. КАЙРАТ Алма-Ата

-

0:6

-

1:2

0:1

-

0:2

-

1:0

2:1

-

10

8

14

31-48

28

-

0:0

-

0:3

0:0

-

2:0

-

1:0

1:1

-

18. НЕФТЯНИК Баку

2:2

-

2:2

-

-

2:2

2:0

0:0

-

-

3:0

7

13

12

36-52

27

1:3

-

1:4

-

-

0:1

0:2

1:1

-

-

2:1

19. БЕЛАРУСЬ Минск

-

2:4

-

0:0

1:1

-

-

0:0

1:0

2:0

-

7

10

15

29-44

24

-

1:1

-

1:2

0:2

-

-

1:1

0:1

3:1

-

20. СПАРТАК Вильнюс

0:3

-

0:1

-

-

1:3

0:1

-

0:1

-

3:1

7

5

20

33-64

19

1:2

-

0:3

-

-

4:1

0:1

-

1:0

-

5:1

21. ДАУГАВА Рига

1:2

-

0:2

-

-

0:1

1:2

-

0:2

-

1:0

5

7

20

30-63

17

0:1

-

1:4

-

-

0:2

1:1

-

1:3

-

3:2

22. КАЛЕВ Таллин

-

1:0

-

0:2

1:1

-

-

0:3

-

1:3

0:1

1

8

23

25-74

10

-

2:3

-

2:6

0:2

-

-

1:2

-

1:5

2:3

Очки и мячи предварительной и финальной стадий суммировались. Результаты матчей между командами, игравшими между собой на первом этапе, в таблице отсутствуют. Технические данные двух подгрупп были опубликованы в "СЭ" 17, 18 октября 2011 года.