Газета Спорт-Экспресс № 263 (5733) от 18 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Вчера футболисты "Томи" приняли решение лететь в Ростов боевым составом, заявив, что не имеют права подводить болельщиков и верят в будущее команды. В ее положении это, однако, по большому счету ничего не меняет.
БОЙТЕСЬ СПОНСОРОВ, ДАРЫ ПРИНОСЯЩИХ
Все-таки велик футбол российский. Наверное, только в нем команда, камнем упавшая на дно чемпионата, может оказаться в центре внимания. Пусть и по весьма печальному поводу.
Думаю, только дилетант, не способный отличить волан от футбольного мяча, не догадается, что речь идет о многострадальной "Томи". А разговоры об этом единственном в Сибири клубе премьер-лиги сейчас ведутся примерно такие же, как у постели тяжелобольного: выживет или нет. Причем одни рассуждают об этом с сочувствием, другие - с оттенком злорадства: ну что, дружок, доигрался? Последние - из тех, кого год назад до глубины души возмутил поступок дерзких томичей, рискнувших в критический момент обратиться за финансовой поддержкой к самому премьеру. И надо же - сработало. Народ ахнул, кое-кто возмутился - почему это какой-то там "Томи" Владимир Владимирович рублем помогает, а нам нет. Неправильно это - самим надо зарабатывать. А не можете - горите синим пламенем.
Удивляться такому подходу не приходится. Заглядывать в чужой карман и осуждать удачливых у нас в чести. А уж если потом с ними беда какая приключается, то для кого-то это уже почти праздник - говорили же, мол. Не скажу, что ходить на поклон в правительство - лучший вариант спасения. Но если иного нет, то это как при пожаре: хочешь выжить, прыгай с пятого этажа. Решаются немногие. А "Томь" прыгнула и осталась в живых. Пока.
Оказалось, что газово-нефтяные воротилы, которых премьер сердечно попросил помочь команде области, из чьей земли они качают денежки, хотя и дали сквозь зубы согласие, особым желанием расставаться с нажитым непосильным трудом не горели. Это уже по первому году чувствовалось. Однако, хотя и со скрипом, обязательства свои спонсоры выполняли. Томичи - народ не гордый: поблагодарили и, готовясь к новому сезону, надеялись, что те и в нем душой не зачерствеют. Для порядка обе стороны вели соответствующую переписку, начиная послания обращением "уважаемый" и завершая заверением "с уважением".
Так продолжалось до весны. А когда это замечательное время года вместе с деньгами закончилось, стало ясно: обещанной помощи можно и не дождаться. И вновь - активный обмен корреспонденцией, обещания "рассмотреть и согласно договоренности…", заверения областного начальства о выходе с просьбой на самый верх и т.д. и т.п. Игроки тем временем сидели без зарплат и премиальных, что сподвигнуть их на турнирные подвиги никак не могло. Впрочем, один они все-таки совершили: 12 матчей без забитых мячей - это ли не достойно Книги Гиннесса?
Рассказываю обо всем этом столь подробно, чтобы доверчивый люд понял: 1) просьба-приказ даже самого высокого чина в государстве - еще не гарантия ее выполнения; 2) даже при наличии спонсоров остаться без денег команде гораздо проще, чем их получить; 3) надеяться на тех, кто попросту обязан прийти в таких случаях на помощь, не стоит - опасно!
О последнем пункте поподробнее. Не скажу, что администрация области и ее первое лицо души не чаяли в своем футбольном детище. Но с голоду умереть не давали. И даже проявляли вроде бы понимание - знаем, мол, как вам, ребятки, трудно. Как вдруг минувшей весной все изменилось: то бойкая репортерша в клуб нагрянет, требуя показать зарплатные ведомости футболистов, то губернатор вздыхает - оказывается (будто раньше не знал?), на выделенные из бюджета деньги можно было детские дома построить. Словом, если бы не команда, жила бы область припеваючи. По-мужски, ничего не скажешь. И главное, беспроигрышно - кто из этой "Томи" против ветра попрет? А уж когда стало ясно, что спонсорская поддержка приказала долго жить, и команда в чемпионате "посыпалась", губернатор и вовсе пошел в атаку, клеймя ее за непрозрачность бюджета (о чем раньше никто не говорил) и за то, что она "должна оплачиваться народным рублем", то есть болельщиками. А еще озадачил всех заявлением, что самоокупаемый клуб в Сибири можно будет создать только тогда, когда "уровень жизни сибиряков будет сопоставим с уровнем жизни лондонского района Челси, или если, как в Бразилии, футбол станет двигателем экономики". Прямо по-ленински! Поскольку уровень жизни сибиряков в лучшем случае останется прежним, а футбол в двигатель российской экономики не превратится никогда, то все будет, как есть.
Итак, мы выяснили: клуб впадает в кому, если от него отворачиваются спонсоры и руководство области. Причем неважно, кто это сделает первым. Но очень важно заострить внимание еще на одном моменте, сыгравшем во всей этой печальной истории заметную роль. Несколько месяцев назад местная прокуратура возбудила дело о незаконном использовании средств при оформлении трансфера Павла Погребняка, свидетелем по которому проходит генеральный директор клуба Юрий Степанов. На днях расследование должны были прекратить, но неожиданно продлили на месяц. И вот тут-то вдруг стало понятно, почему не открывали кошельки спонсоры: мол, не будем платить до тех пор, пока не станет ясно, ладит ли клуб с законом. Именно так заявил на недавней встрече с футболистами, которые перед матчем с "Ростовом" заговорили о забастовке, президент "Томи" Сергей Ильиных. Он также сообщил, что не устраивают инвесторов и нынешние результаты. Странно, если учесть, что к раскопкам органы приступили в самом конце лета, а спонсоры в глухую оборону ушли еще с начала года.
Кстати, мало кто знает, что Степанов, на которого сейчас вешают всех собак, - единственный в премьер-лиге, кто представил документы о коммерческой деятельности клуба по запросу Комитета по этике. После чего у правоохранительных органов и возникли вопросы. А теперь скажите на милость, какой преступник станет сам предавать огласке компрометирующие его документы? Не самоубийца же он в конце концов. Да и на явку с повинной это не похоже. Зато явно стало подарком для спонсоров и областной власти. В отличие от митинга, который местные болельщики запланировали на 27 ноября. И это в преддверии выборов! Ох уж эта "Томь" - одна головная боль от нее.
Словом, почти все ясно: "Томь" осталась одна в убийственной пустоте, словно Робинзон Крузо на необитаемом острове. Почему, попытался объяснить, поэтапно изложив хронику ее падения.
Говорят, деньги в футбол не играют, но играют в него именно за них. А денег у томской команды нет. И, похоже, не будет. По крайней мере, судя по сообщениям в интернете, средств на клуб в областном бюджете на следующий год не заложено. Значит, быть, наконец, в Томске детским садам! А вот быть ли команде? Как жить десяткам мальчишек из футбольной школы? На кого будут ходить здешние болельщики? Эти вопросы областную власть не волнуют. А уж тех, кто выкачивает из ее земель газ с нефтью, тем более. Как говорится, умер Максим, ну и Бог с ним.
"Надо научиться зарабатывать самим", - наставлял в одном из интервью президент РФС Сергей Фурсенко. Как могла, "Томь" это делала: продавала атрибутику, рекламные места на стадионе, скребла выручку от билетов на матчи. Но ясно, как день: для команды премьер-лиги это слезы. Как и то, что не было еще в нашем футболе клуба, который бы жил исключительно на свои кровные. Зато тех, что канули в небытие, достаточно: "Ротор", "Уралан", "Москва", "Сатурн", "Жемчужина"… Светлая им память. Кто следующий? Конечно, хоронить "Томь" рано. Она пока только в коме. Но траурный марш Шопена зазвучать уже готов.
Александр ЛЬВОВ