Газета Спорт-Экспресс № 252 (5722) от 4 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Вчера состоялось заседание Экспертного совета РФС по выявлению договорных матчей, на которое получил приглашение корреспондент "СЭ". В отношении двух скандальных игр ФНЛ, "СКА-Энергия" - "Динамо" Бр (0:2) и "Торпедо" Вл - "Мордовия" (1:2), прозвучала сакраментальная фраза, вынесенная в заголовок этой заметки.
НЕ ПРИЗНАНЫ ЧИСТЫМИ
Дмитрий СИМОНОВ
из Дома футбола
Частица "не" - хитрая штука. Переставь ее - и получишь совсем другой смысл. "Признаны нечистыми" - вердикт. "Не признаны чистыми" - всего лишь повод продолжать изучение дела, поскольку грязными матчи тоже никто официально не признавал. Перед прощанием члены Экспертного совета попросили меня крайне внимательно отнестись к формулировке: по матчам ФНЛ во Владимире и Хабаровске продолжается не "расследование", а "работа". Еще сказали, что не надо делать из заседания цирк, как это случилось во время предыдущего визита журналистов.
Цирк я делать и не собирался. В совете, сложилось впечатление, собраны вполне серьезные товарищи, которые понимают чего хотят добиться и теперь пытаются выяснить - как. "Мы пока в начале пути, вырабатываем алгоритмы работы", - сказал мне адвокат Владимир Фомин из Московской областной коллегии адвокатов, который был одним из самых активных на вчерашнем заседании.
Серьезный настрой, конечно, еще не гарантия несмешного результата. Предыдущий орган, боровшийся за светлые идеалы футбольного человечества, Комитет по этике, вообще возглавлял замминистра юстиции. Серьезней, как говорится, не придумаешь - а в итоге все равно получилось смешно. До слез. И независимость комитета оказалась мнимой, стоило завести речь о первом по-настоящему самостоятельном поступке. Вчера Анзор Кавазашвили уверенно произнес: "Мы САМИ принимаем решения". Не разойдутся ли его слова с реальным положением вещей?
Конечно, забавных моментов на заседании хватало. Например, когда один член совета по предотвращению нечестных матчей рассказывал о совместной фотографии с другим: "Мы на ней имитируем борьбу на руках". Или с трагической интонацией произнесенная просьба ответственного секретаря Андрея Стукалова - всем завести e-mail для рассылки повесток дня. На что Александр Бубнов резонно ответил: "А по эсэмэс нельзя?" Или эмоциональная речь одного из приглашенных гостей в коридоре: "Надо разобраться, кто есть кто! Попадают наверх - а там их окружают щупальца! Первый год судят нормально, а потом... Вся система прогнила! Об этом боятся писать!" Видимо, так пересказывался сюжет какого-то фантастического фильма, шедшего по ТВ позавчерашним вечером.
Тем не менее Экспертный совет трудится - и делает это со всей серьезностью. Сражаясь со своим же собственным желанием уже в первый месяц не полноценного еще существования (пока даже не приняты положения регламента) совершить какой-нибудь резкий и звонкий поступок.
СМЕЛЕЕ ИДИТЕ В БОЙ!
По сравнению с Комитетом по этике, который, похоже, приказал долго жить, Экспертный совет для СМИ открыт. Но в меру. Когда в 14 часов началось заседание, Кавазашвили попросил выйти на 15 минут всех приглашенных экспертов, кроме четырех членов совета (экс-футболист Бубнов, бывший ответсек Комитета по этике Стукалов, советник президента РФС по борьбе с коррупцией Жмурко, правовой консультант Рогачев). Шестой сотрудник, руководитель регионального офиса ФИФА Чухрий, почему-то не пришел. Не было и эксперта Евгения Ловчева.
На деле приватный разговор продлился больше получаса, и в некоторые моменты ему явно становилось в комнате тесно - голоса "советников" рвались сквозь закрытую дверь. Наконец, нас всех пригласили обратно.
- Простите ради бога, не подумайте, что отбрыкиваемся, - извинился Кавазашвили. - Мы решили, что перед каждым заседанием нам потребуется час, чтобы некоторые вопросы, которые необязательно доводить до прессы, решить в своем кругу. Так что всякий раз милости просим вас в четверг к 15 часам.
За круглым столом в "Зале для заседаний № 2" на пятом этаже Дома футбола не осталось ни одного свободного места - заняты были все 17 стульев. 18-й человек, опоздавший, присел рядом со мной на галерке.
Всех людей, задействованных в работе Экспертного совета, можно условно разделить на три группы: юристы, силовики и представители футбола. Все фамилии перечислить затрудняюсь, поскольку никого не представляли, а сразу по завершении заседания народ быстро разбежался. Широкому кругу читателей известны тренеры Эштреков и Тарханов. Кавазашвили упоминал фамилии Мирошниченко, Сагаев, Титков, Фомин, Сорокин, Маслюк.
- Смелее идите в бой! - напутствовал коллег Кавазашвили. - А если боитесь, тогда я подумаю, стоите ли вы того, чтобы дальше трудиться в экспертном совете.
ANTIDOGOVOR @ RFS . RU
Большая часть времени ушла на обсуждение формулировок регламента и положений об экспертном совете. Эти жизнеутверждающие документы пора бы уже заверить у Фурсенко - и дело с концом. Преимущественно меняли язык косный, юридический на русский, литературный. Адвокат Фомин предложил ввести более емкое определение понятия "договорной матч", мотивируя тем, что "чем больше уточняем, тем менее точным оно становится". Долго спорили, уместно ли использовать у нас в стране формулировку из регламента УЕФА: "махинации с исходами матчей". Пришли к выводу, что более литературно звучит слово "манипуляции", а "махинации" - это что-то из воровского жаргона.
Из положений убрали сроки давности.
- Почему должны себя ограничивать? - воскликнул Кавазашвили. - За сколько лет надо, за столько документы и поднимем, если новые факты вскроются!
Лишили себя и возможности "запрашивать данные о финансовой составляющей клубов".
- Кто вам эти данные даст? Никто! - иронично заметил кто-то из экспертов.
- Мы не налоговая, и официально не вправе делать такие запросы, - признали участники заседания.
- А вот требовать договоры с футболистами можем, - сказал Кавазашвили. - В Комитет по этике однажды запросили такой контракт: по нему футболист получал 20 000 рублей в месяц. Оказалось, у него еще заключен и "черный" договор - на 380 000 рублей дополнительно.
Помимо телефона горячей линии у экспертного совета появится и "горячая" электронная почта. Предположительный адрес: antidogovor@rfs.ru.
КВОРУМ - КАК ПРИ РЕШЕНИИ О СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Для принятия принципиального решения во время голосования теперь необходимо 75 процентов голосов. Такой же кворум применяется в некоторых странах при вынесении приговора о смертной казни. Раньше при голосовании могло случиться равенство, и решающим становилось слово главы совета.
- Я стал первым среди равных, - подчеркнул Кавазашвили. - Сам свои права ущемил.
Чья-то идея созвать на совет президентов клубов для разговоров по душам поддержки не нашла.
- Однажды хотели вызвать на Комитет по этике президента "Кубани", губернатора Краснодарского края Ткачева, - вновь ударился в "этические" воспоминания Анзор Амберкович. - А Алу Алханов сказал: "Не вызвать, а пригласить". Такие вот формулировки. Ткачев, кстати, на приглашение не откликнулся. Прислал министра финансов региона.
"ВИСЯК" СТОПРОЦЕНТНЫЙ
Когда казалось, что поправками в незавизированный регламент дело ограничится, и некоторые участники совещания начали зевать, Кавазашвили объявил о докладе главы рабочей группы Бубнова. На предыдущей встрече игру хабаровчан с брянчанами признали вялой, неострой, но в целом удовлетворяющей принципам спортивной борьбы. Мнения по поводу поединка команд из Владимира и Саранска разошлись: 3:3 при двух воздержавшихся, на то заседание не пришедших. Но оказалось, что за неделю многое изменилось.
Бубнов в отношении матча "Торпедо" Вл - "Мордовия" был резок:
- На мой взгляд, "висяк" стопроцентный! Надо разрабатывать. Тем более что поступило конфиденциальное сообщение из УЕФА, которое косвенно подтверждает наш вывод.
Тарханов всегда лично мне казался человеком мягким, склонным во время телеинтервью сглаживать острые углы. Но именно он жестко высказался по поводу вроде бы признанного чистым поединка в Хабаровске.
- У меня большие сомнения по поводу честности борьбы, - произнес Александр Федорович. - Они укрепились, когда я сравнил с игрой "Урал" - Брянск. Там "Динамо" выглядело совершенно другой командой. Есть еще некоторые признаки. Например, поведение тренера "СКА-Энергии" Григоряна. Я хорошо знаю тренеров. Когда ему дают микрофон, а он и не знает, что сказать-то, значит, что-то не так...
ВЫЗОВ НА СОВЕТ МОГУТ СЧЕСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ
Члены спортивной рабочей группы, однако, распалялись все больше. "Игры не признаны чистыми", - констатировал Бубнов в ответ на вопрос Кавазашвили. И предложил "пригласить руководителей клубов на профилактическую беседу". Но Кавазашвили умерил их пыл.
- Этого делать нельзя, вызов могут воспринять как оскорбление, - сказал глава экспертного совета. - Мы хотим начать процедуру, только если есть повод, а не просто чтобы абы к кому прицепиться. Людям из Хабаровска лететь 8 часов. Вы привели аргументы. А я не убежден. На чем ваши доводы основаны? Подготовьте хорошее, емкое письмо со всеми выкладками. Создайте доказательную базу, разбейте матчи, к примеру, на пятиминутки. И укажите, где что не так.
- Помогите нам работать, подготовьте конкретные вопросы, а мы их уже зададим и озвучим, - попросил бывший "этик", начальник отдела Федеральной службы судебных приставов Хасан Сагаев, который, видимо, при необходимости будет отвечать за проведение "допросов". - Распишите, в чем именно выражается "странный" характер встреч.
- Если я на них накачу, они никуда не денутся! - пригрозил неведомому пока врагу Бубнов и предложил разложить по полочкам матч во Владимире. - Я все распишу: ТТД, штрафные, стыки! Там в первом тайме было ноль отборов.
Решили также, что за хабаровскую игру возьмется Тарханов, ее главный критик.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ