Газета Спорт-Экспресс № 251 (5721) от 3 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

4 ноября 2011

4 ноября 2011 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 4-й тур

ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ ДУМБЬЯ

ТРАБЗОНСПОР - ЦСКА - 0:0

ЦСКА (Москва): Габулов, А.Березуцкий, Игнашевич, В.Березуцкий, Щенников (Набабкин, 46), Тошич (Цауня, 70), Алдонин, Мамаев (Шемберас, 79), Дзагоев, Вагнер Лав, Думбья.

"Трабзонспор" (Трабзон): Толга, Челюстка, Качар, Гловацки, Чех, Серкан Балчи (Аланзинью, 61), Зокора, Кольман, Межеевски (Айкут, 81), Халил Алтынтоп (Паулу Энрике, 60), Бурак Йылмаз.

Наказания : Мамаев, 26. Думбья, 40. Зокора, 56. Межеевски, 58. Вагнер Лав, 59 (предупреждения). Думбья, 73 (удаление).

Судья : Ундиано Мальенко (Испания).

2 ноября. Трабзон. Стадион "Хюсейн Авни Акер".

Борис ЛЕВИН

из Трабзона

СКИДКИ И СЛУХИ

Если исходить из имени соперника и абстрактных дотурнирных раскладов, матч армейцам предстоял не самый громкий. Но расклады реальные сделали его не просто ключевым - определяющим, причем для обоих соперников.

Турки это прекрасно понимали. И рассчитывали не только на отбывшего дисквалификацию бомбардира Бурака Йылмаза, но и на куда более мощного "игрока" - взрывных трабзонских болельщиков. Именно для того, чтобы они показали свою лучшую "игру", клуб пошел на эффектную меру - снижение цен на билеты. Президент "Трабзонспора" Садри Шенер так объяснил свое решение:

- Нам предстоит очень сложный матч, при этом ситуация в группе такова, что приемлемый результат практически открывает дорогу в плей-офф. Огромную роль в его достижении может и должен сыграть наш зритель, который, несомненно, заполнит "Хюсейн Авни Акер" до отказа. Для того, чтобы "Трабзонспор" получил максимальную поддержку трибун, мы и приняли решение снизить цены на билеты.

Лукавил, конечно, президент - на уступки клуб пошел не столько по собственной инициативе, сколько из-за возмущения болельщиков дороговизной прохода на матч с "Лиллем". Но это - их проблемы, нам куда важнее был тот факт, что аншлаг на стадионе гарантирован. И может быть, именно поэтому букмекерские конторы отдавали предпочтение хозяевам.

Как умеют болеть турки, всем прекрасно известно. В Трабзоне же есть еще и своя "фишка", связанная с тем, что номер данного региона - 61 (помните выходца из здешних краев Фатиха Текке, поместившего это число на свою майку и обещавшего забить в "Зените" именно такое количество голов?). В связи с этим и местные фаны резко увеличивают свою и без того немалую активность начиная с 61-й минуты игры.

Впрочем, когда об этом на предматчевой пресс-конференции, спросили Леонида Слуцкого, тот лишь пожал плечами: "Значит, надо обеспечить нужный результат за первые шестьдесят минут". И тем самым показал, что ЦСКА в Турцию приехал в добром расположении духа и с верой в свои силы.

Готовилась команда в абсолютно штатном, спокойном режиме в гостинице, расположенной в пятнадцати минутах езды от города. Из развлечений там были только интернет-слухи о том, кого армейский клуб покупает в ближайшее трансферное окно.

Зато слухов этих было в ассортименте: так, в понедельник красно-синим активно сватали Ласину Траоре и Натхо. Первым, насколько мне известно, ЦСКА действительно интересовался, но еще тогда, когда ивуариец стоил не 10 миллионов, а 4, и пришел к выводу, что свой Нецид лучше и дублировать его не нужно. С тех пор ничего не изменилось.

Что же касается Натхо, то "опорник" красно-синим действительно не помешал бы, но несколько другого плана - умеющий прежде всего цементировать оборону, как, к примеру, Денисов, если брать российские образцы жанра.

Во вторник всемирная сеть пошла еще дальше, отправляя в ЦСКА уже Ивановича с Подольски. Когда я рассказал об этом генеральному директору клуба Роману Бабаеву, тот даже переспросил: "Какого Ивановича? Из "Челси", что ли?" - а потом улыбнулся: "Как же мы буквально за день выросли в уровне кандидатур!"

МИМИКА И ЖЕСТЫ

Но вернемся к игре. Сразу хочу успокоить тех, кто боялся, что ЦСКА будет иметь дополнительные сложности из-за ужасного состояния поля в Трабзоне: газон по настоянию УЕФА поменяли здесь сразу после игры с "Лиллем". И теперь он вполне приличный, разве что чуть мягкий.

Стартовый состав армейцев таил только один вопрос: сочтет ли тренерский штаб нужным сразу выпустить на поле Цауню, отличившегося в первой встрече с турками, а не очень убедительного в последнее время Тошича оставит в запасе? Не счел - на поле появились те же, кто начинал игру российского чемпионата против нальчикского "Спартака".

А по сравнению с первой, двухнедельной давности, встречей с турками замена была одна: место Федотова занял восстановившийся Щенников. У хозяев тоже произошло единственное изменение, связанное с завершением дисквалификации Бурака Йылмаза - он вытеснил из состава Аланзинью.

Уже за двадцать минут до матча заполненный стадион (свободные места оставались только в гостевом секторе - россиян в Трабзон приехало сотни две с половиной) начал феерическую репетицию - все до одного взяли в руки клубные флаги и стали синхронно размахивать ими под громогласную музыку из динамиков и стук в барабаны. Зрелище, честно скажу, впечатляло.

Неудивительно, что при такой поддержке (а при выключенной музыке тише на стадионе не стало) хозяева с первых же секунд понеслись вперед. Но армейцы их сразу же едва не успокоили: Дзагоев привычно бросил Думбья в прорыв, тот ушел от вратаря, но удар с острого уже угла принял на себя подоспевший защитник.

Это, похоже, слегка отрезвило турок - пошел хотя и острый, но все-таки позиционный футбол. Команды обменялись плотными ударами со средней дистанции, при этом "выстрел" Вагнера лег куда ближе к цели, и стали активно искать слабости в оборонительных порядках друг друга.

"Трабзонспор" при этом во многом уповал на умение Бурака Йылмаза открыться на грани офсайда. Однако определить ее форвард никак не мог, отчего несколько раз подряд оказался в нелигитимном положении. ЦСКА, в свою очередь, тоже искал возможность запустить кого-то из своих форвардов за спину турецкой обороне. Но та после первого конфуза действовала внимательно.

Все это протекало на фоне довольно жестких единоборств, при которых хозяева не гнушались поддавливать арбитра по-восточному выразительной мимикой и вполне актерскими жестами. Не скажу, чтобы особо действовало: первую желтую карточку Мамаев получил вполне заслуженно. Но вот вторая, показанная Думбья, вопросы оставила.

Установилось достаточно зыбкое равновесие. Его едва не нарушил все тот же Бурак Йылмаз, получивший возможность ударить из штрафной. Прицел, слава богу, его подвел. У армейцев же атаки убедительными долго не получались, пока не случился очередной отрыв Думбья после классной передачи Вагнера. Увы, реализовать выход один на один ивуариец не сумел и на этот раз, угодив мячом в голкипера.

Первый тайм пролетел по ощущениям стремительно, но сделать какие-то выводы возможным не представлялось: после перерыва чаша весов могла качнуться в любую сторону.

ФЛАГИ И КАРТОЧКИ

Свисток к началу второго тайма означал: на выполнение прозвучавшего накануне "тренерского задания" у армейцев оставалась четверть часа. Ну а если серьезно, то Слуцкий, говоря на пресс-конференции о необходимости обеспечить результат за 60 минут, разумеется, не возражал бы и против того, чтобы это было сделано в принципе. Не столь важно, когда именно, хотя, конечно, и желательно, чтобы пораньше: тренерские нервы все же не казенные.

Некоторое время на поле, однако, ничего существенно нового по сравнению с первой половиной не происходило, если не считать перестановки, произошедшей в составе ЦСКА: после перерыва Щенникова заменил Набабкин, заняв привычный правый фланг обороны, а на левый отправился Алексей Березуцкий. Точный, но не сложный для голкипера удар Дзагоева со штрафного, пара неплохих навесов во вратарскую на Вагнера с Думбья - в остальном особых хлопот ни Толга, ни Габулов не имели.

Но вот и та самая 61-я минута - и трибуны "Хюсейн Авни Акер" зашумели, ощетинившись плакатами и флагами. Смотрелось все это, однако, ничуть не страшно и завело не столько турок, сколько Тошича, тут же с разворота опасно пробившего из пределов штрафной. Правда, вскоре потревожили-таки Габулова: Аланзинью метеором промчался мимо Игнашевича с Василием Березуцким и пробил в ближний угол.

А вскоре шансы ЦСКА решить задачу х оть на какой-нибудь минуте оказались подорванными: Думбья за нарушение на Зокора схлопотал вторую желтую и оставил партнеров без главной ударной силы не только на оставшуюся четверть часа, но и на домашний матч с "Лиллем". За двоих теперь пришлось трудиться Вагнеру, и на 84-й минуте он здорово выстрелил из-за штрафной, заставив Толгу проявить недюжинную реакцию. Прошел турецкий вратарь проверку и ударом Игнашевича, головой переправлявшего в цель навес Цауни. И дальним ударом Дзагоева. Зато за ЦСКА уже в добавленное время сыграла стойка ворот, отразив мяч - да в ногу не сопернику, а Набабкину. Хоть в этом повезло...