Газета Спорт-Экспресс № 228 (5698) от 7 октября 2011 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

7 октября 2011

7 октября 2011 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Вчера Высший спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне принял революционное решение об отмене нашумевшей поправки к 45-му правилу Олимпийской хартии, согласно которой спортсмены, уличенные в применении допинга, автоматически пропускали следующие по счету Олимпийские игры. Для России отмена новой редакции правила означает, что биатлонисты Екатерина Юрьева и Дмитрий Ярошенко, лыжники Евгений Дементьев и Наталья Матвеева, а также другие менее именитые спортсмены получат олимпийский шанс.

АМНИСТИЯ

В ведение в июне 2008-го поправки или положения (regulation) к 45-му правилу Олимпийской хартии о допуске спортсменов на Игры было воспринято в спортивных юридических кругах крайне неоднозначно. Дело в том, что МОК принял это решение фактически в одностороннем порядке. Без публичных дискуссий и обсуждения вопроса на каких-либо международных форумах.

Начиная с 1 июля 2008 года все спортсмены, дисквалифицированные на срок от 6 месяцев и выше за употребление запрещенных препаратов, автоматически теряли право выступить на ближайших Олимпийских играх, следующих после окончания срока дисквалификации. Более чем за три года действия этой поправки от нее успело пострадать множество спортсменов (в одной только легкой атлетике - около пятидесяти), в том числе звезды мирового уровня вроде легендарной немецкой конькобежки Клаудии Пехштайн.

А потому, по словам председателя дисциплинарного антидопингового комитета РУСАДА Виктора Березова, рано или поздно решение МОК должно было быть кем-то оспорено.

- Все помнили, насколько тщательно в свое время принимался Антидопинговый кодекс WADA и какое количество замечаний и поправок было внесено в него после обсуждения проекта антидопинговым сообществом, - сказал Березов. - Поправка, введенная МОК, не могла похвастать аналогичной тщательностью проработки. Для многих было очевидно: в конце концов кто-нибудь из спортсменов высшего уровня, попавших под действие правила, решится его оспорить.

Роль "ледокола" взял на себя действующий олимпийский чемпион и чемпион мира в беге на 400 м американец ЛаШон Мерритт. В период с октября 2008 по январь 2010 года он сдал сразу три допинг-пробы, в которых обнаружили стероиды (Мерритт объяснял это приемом препарата для увеличения потенции ExtenZe, в котором и содержался запрещенный препарат). Бегуну дали 21 месяц дисквалификации, причем срок наказания истек незадолго до мирового первенства в Тэгу, где Мерритт выступил, завоевав серебро в личном забеге на 400 м и золото в составе эстафеты 4х400 м.

Тем не менее в вопросе об участии Мерритта в лондонских Играх-2012 МОК стоял на своем. С этим не согласилось руководство Национального олимпийского комитета США, инициировавшее судебную тяжбу с МОК. Причем сам Мерритт в этой тяжбе, по сути, отошел на второй план: началась битва не за конкретного спортсмена, а за принцип.

- Первую, моральную, победу юристы НОК США одержали в тот момент, когда вынудили МОК пойти на разбирательства в CAS, заключив соответствующее соглашение, - считает Березов. - МОК построил свою защиту на том, что поправка к 45-му правилу Олимпийской хартии является не наказанием, а условием участия атлета в Играх, каковые МОК как верховный олимпийский орган имеет право выставлять. Однако американским юристам удалось убедить CAS квалифицировать поправку не как условие участия спортсмена, а как наказание. В этом случае поправка не соответствует Кодексу WADA, где подобное наказание - отлучение от Олимпийских игр - не прописано. И в итоге CAS охарактеризовал поправку МОК как "недействительную", фактически отменив ее.

Как и в любом другом юридическом вопросе, в "деле Мерритта" хватало хитросплетений. Поэтому неудивительно, что некоторые спортсмены, "амнистированные" CAS, поначалу не поняли, о чем конкретно говорит решение суда.

- Сначала возникла легкая путаница: мне показалось, что речь идет конкретно о "деле Мерритта" и, значит, придется подавать собственную апелляцию, - сказал олимпийский чемпион Турина Евгений Дементьев, который теперь сможет выступить на Олимпиаде в Сочи. - Но потом выяснилось, что все гораздо проще.

Двукратный чемпион мира биатлонист Дмитрий Ярошенко признался корреспонденту "СЭ" Владасу ЛАСИЦКАСУ, что тоже поначалу не разобрался в сути вопроса.

- Возникли мысли: а вдруг сейчас объявят, что все это касается лишь "дела Мерритта" и нам самим еще придется подавать апелляцию, - сказал Ярошенко, как и Дементьев, получивший допуск в Сочи. - Все вокруг поздравляли, но я не совсем осознавал, что на самом деле произошло.

- Теперь мотивации вновь вернуться в сборную у вас стало еще больше?

- Мотивация и так была. Защищать честь страны, показывать хорошие результаты хочется всегда. Но в моем возрасте Олимпиада в Сочи - это своего рода финишная прямая. Миссия для самого себя, которую надо выполнить. А после Игр-2014 можно спокойно и карьеру завершать.

Вчера с "СЭ" связалась пресс-атташе Союза биатлонистов России Мария Байдина. Она рассказала, что этим летом НОК США обращался в СБР с просьбой составить экспертное мнение по поводу нового правила.

- У нас уже были определенные наработки после дисквалификаций Ахатовой, Ярошенко и Юрьевой, - отметила Байдина. - С помощью юристов мы предоставили американцам все имеющиеся доводы в пользу отмены этого правила, за что получили в ответ благодарность.

Очевидно, что МОК едва ли смирится с отменой введенной им поправки, Но и оспаривать решение CAS вряд ли станет.

- По сути, Высший спортивный арбитражный суд - это последняя инстанция, - подчеркнул Березов. - Теоретически МОК может обратиться в федеральный суд Швейцарии, но этот вариант маловероятен. Если МОК хочет не допустить дисквалифицированных за допинг спортсменов на ближайшие Олимпийские игры, тогда ему сначала придется внести соответствующее правило в Кодекс WADA.

Можно не сомневаться, что МОК сделает для этого все возможное.

Сергей БУТОВ