Газета Спорт-Экспресс № 222 (5692) от 30 сентября 2011 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

1 октября 2011

1 октября 2011 | Теннис

ТЕННИС

На прошлой неделе 4-я ракетка мира шотландец Энди Маррэй заявил, что, если на встрече игроков с руководством АТР, которая должна состояться через неделю в Шанхае, не удастся достигнуть договоренности по вопросу изменений в турнирном календаре, теннисисты могут объявить забастовку. Изучив вопрос без эмоций и по существу, легко прийти к выводу: подобный вариант развития событий крайне маловероятен.

ЗАБАСТОВКЕ - НЕ БЫВАТЬ?

Разговоры о возможной забастовке в АТР по причине несовершенства календаря турниров будоражат теннисную общественность не первый раз, да и прецедент в принципе уже был. Напомним, что, после того как в 1973 году югослав Ники Пилич был дисквалифицирован Международной федерацией тенниса за неучастие в матче Кубка Дэвиса, 79 лучших игроков мира бойкотировали Уимблдон. Однако ныне ряды первой сотни теннисного пролетариата выглядят куда менее сплоченными, поэтому вероятность забастовки стремится к нулю, считает Борис Собкин, наставник первой ракетки России Михаила Южного. Подчеркнем, что, будучи противником не только нынешнего расписания турниров, но и подсчета очков в рейтинге, заслуженный тренер России, доктор технических наук и бывший профессор МАИ уже успел пострадать за свои убеждения.

- История вопроса такова, - рассказывает Собкин. - Не сочтите за нескромность, но когда несколько лет назад руководство АTP предложило перейти на новую систему рейтинга, первым человеком, открыто выступившим против нее, был я. Именно с тех пор, кстати, тренерам запретили посещать собрания игроков, а позиция моя тогда сводилась к следующему. У нас и так существуют обязательные турниры категории Masters, а сейчас вы добавляете к ним еще и турниры категории "500", причем один из них необходимо сыграть после US Open. В итоге играть придется больше, нагрузка возрастет, начнутся травмы. Кроме того, по новой рейтинговой системе велик дисбаланс между очками, начисляемыми за выход в ту или иную стадию различных турниров. Поэтому игроки в рейтинге неизбежно будут резко подниматься и резко опускаться. К сожалению, все мои прогнозы подтвердились. Травматизм возрос уже довольно давно, хотя о возможности забастовки ведущие игроки заговорили только после того, как Надалю, Джоковичу, Федереру и Маррэю пришлось играть матчи Кубка Дэвиса через несколько дней после окончания недавнего US Open, чье расписание значительно уплотнилось из-за дождей.

- Компромиссные варианты вы тогда предлагали?

- Конечно. Например, такой: пусть будут турниры, обязательные для участия, но давайте отменим обязательные очки. Это позволит игрокам получить хоть какую-то разгрузку. Однако мои оппоненты говорили, что в таком случае ведущие будут специально проигрывать. Но ведь согласитесь, от того же Федерера подобного ожидать не приходится. Если он приедет куда-то, то будет играть в полную силу. Но меня никто не слушал. Предыдущим руководством АТР (Эттьеном де Вильерсом. - Прим. Е.Ф.) в свое время были подписаны договоры с турнирами, и нынешнее руководство получило эту систему в наследство. Адам Хелфант, председатель и президент АТР, - человек гораздо более разумный, чем его предшественник, но сделать, увы, ничего не может. А кто придет на место Хелфанта после того, как в этом году закончится его контракт, не ясно.

- Неужели в тот момент, когда руководство АТР предлагало нынешнюю систему, среди игроков не оказалось здравомыслящих людей?

- Во-первых, их задобрили несколько повышенными призовыми на "пятисотках" и "мастерсах". При этом, заметьте, призовые фонды турниров категории "250" в последнее время заметно сократились. Если у их организаторов есть лишние деньги, они их игрокам под столом отдают - за приезд.

Во-вторых, крупные турниры проводят серьезные менеджментские компании типа IMG, которая работает с Федерером и Надалем. И когда теннисисты начинают возражать по каким-то вопросам, им просто говорят: "Ребята, вы чего выступаете? Вам платят хорошие деньги, так играйте! А если не хотите играть, то хотя бы помалкивайте".

При этом надо признать, что нынешние правила больше всего бьют не по ведущим, у которых по большому счету и так все в порядке, а по тем игрокам, которые стоят в рейтинге примерно с 5-го по 30-е место. Именно на них обязаловка отражается негативнее всего.

- А с кем работают Энди Маррэй, который своим недавним заявлением, собственно, и поднял тему забастовки, и нынешняя первая ракетка мира Новак Джокович?

- Британец - с компанией ACE Group, а серб - с Creative Artists Agencу (САА). Правда, Джокович вроде бы хотел перейти в IMG, однако из-за больших отступных решил вернуться к своему прежнему менеджменту.

- Вы хотите сказать, что тот же Маррэй в данном вопросе более независим по сравнению с теми же Федерером и Надалем?

- Естественно. Показательно, кстати, что Роджер и Рафаэль ропщут только по поводу неудачных сроков Кубка Дэвиса, а по поводу обязательных турниров молчат.

- У Федерера еще были претензии к организаторам US Open по поводу так называемой суперсубботы, когда мужские полуфиналы проходят непосредственно накануне мужского финала.

- Кроме суперсубботы есть еще и вопрос призовых. Еще Евгений Кафельников говорил о том, что теннисисты должны зарабатывать больше. Ведь прибыль от проведения турниров "Большого шлема" ежегодно растет - и гораздо быстрее, чем их призовые фонды.

- А вот чемпион Уимблдона-1991 Михаэль Штих недавно высказался в том смысле, что заработки в нынешнем теннисе - достаточные...

- Не забывайте, что Штих - директор турнира в Гамбурге, а бытие определяет сознание. (Улыбается.) Вообще турнирные директора не понимают, что нынешняя система и им идет во вред, поскольку они могут иметь гораздо больше, чем сейчас. Просто нужно работать не по социалистической плановой системе, а создавать конкуренцию между турнирами. Лично я считаю, что категория турнира и количество рейтинговых очков, разыгрывающихся на нем, должны зависеть только от призового фонда. Пусть будет хоть 30 "мастерсов" - теннисисты от этого только выиграют. И не только из-за роста призовых, но и потому, что появится возможность более удобно для себя планировать расписание выступлений. Неудобно это будет только тем нынешним крупным турнирам, которые живут за счет существующей принудиловки.

- Резюмируя сказанное вами, можно сделать вывод, что в возможность объявления забастовки в Шанхае вы не верите?

- Разумеется, нет, поскольку единым фронтом игроки выступить не смогут. Даже если теоретически представить себе обратный вариант, организаторы турниров не пойдут на глобальные уступки. Они просто предложат играть менее известным теннисистам, как это было на Уимблдоне в 1973 году. Да, ведущие не довольны расписанием Кубка Дэвиса, но этого мало. И потом еще вопрос, приедет ли в Шанхай тот же Федерер, который уже снялся с турнира. В общем, думаю, там ничего решить не удастся. Игроки поговорят - и разойдутся.

Евгений ФЕДЯКОВ

СТРУКТУРА АТР

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ

Адам Хелфант, исполнительный председатель и президент.

Представители игроков: Джорджио Ди Палермо (Италия); Дэвид Эджес (США); Джастин Гимелстоб (США).

Представители турниров: Гэвин Форбс (живет в США, вице-президент компании IMG); Марк Уэбстер (живет в Великобритании, представитель медиабизнеса, исполнительный председатель компании Metrodome Group plc и директор MediaPro Management SA), Чарльз Смит (живет в Китае, директор компании International of Juss Event, организатора турнира категории Masters 1000 в Шанхае).

СОВЕТ ИГРОКОВ

От 1-50 номеров одиночного рейтинга: Роджер Федерер (Швейцария, президент), Рафаэль Надаль (Испания, вице-президент), Фернандо Гонсалес (Чили), Сэм Керри (США).

От 51-100 номеров одиночного рейтинга: Питер Лужак (Австралия), Яркко Ниеминен (Финляндия).

От 1-100 номеров парного рейтинга: Ненад Зимонжич (Сербия), Эрик Буторак (США).

Кроме того: Ив Аллегро (Швейцария), Эшли Фишер (Австралия), Клаудио Пистолези (Италия, от тренеров), Игнасио Иригоен (Аргентина).

СОВЕТ ТУРНИРОВ

От Европы - 5: Горан Джокович (Белград), Рихард Крайчек (Роттердам), Серджио Палмиери (Рим), Хервиг Страка (Вена), Марк Уэбстер (Лондон).

От Америки - 4: Майкл Доуни (Канада), Гэвин Форбс, Кент Расселл (Сан-Хосе), Марк Стеннинг (Ньюпорт).

От других стран - 4: Аллон Какшури (Бангкок), Грэхэм Пирс (Окленд), Чарльз Смит (Шанхай), Салах Талак (Дубай).

Кроме того, в состав АТР входят игроки и представители турниров.