Газета Спорт-Экспресс № 216 (5686) от 23 сентября 2011 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Евгений ГИНЕР: "ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ 0:4, ЧЕМ ЧЕТЫРЕ РАЗА ПО 0:1"
Окончание. Начало - стр. 1
- Если резюмировать сказанное вами, то лучшего футбола ЦСКА можно ждать только после того, как в строй вернутся все травмированные?
- Вот вы опять пытаетесь все свести к одной причине. А я вам их назвал пять или шесть. Это то же самое, что послушать все мои рассуждения об игре "Динамо" - "Анжи" и дать заголовок: "Гол Кокорина был некрасивым". Не нужно ничего выдергивать из контекста. Все одинаково важно: и восстановление травмированных, и окончание перестройки, и привыкание к новой схеме, и возможность отдохнуть, которая на этой неделе у нас наконец появилась, и возвращение удачи. В футболе нет мелочей - даже, условно говоря, плохой обед или пробка по дороге на матч могут привести к поражению.
Кстати, любопытный момент: в ту же среду Веллитон не забил пенальти - и уже раздаются голоса, что ЦСКА вместе с КДК вывел его из равновесия, утверждая, что травмировать коллег по цеху неправильно. Вот ведь как можно все повернуть! Не будем уподобляться подобным аналитикам, но не стоит забывать и о тех мелочах и не мелочах, которые я упоминал. Нельзя же сварить хороший борщ только из качественной капусты или свеклы - нужны еще с десяток таких же отличных ингредиентов.
Тренер после каждой игры назовет вам даже не пять или шесть, а двадцать пять необходимых составляющих успеха. Футбол - очень тонкая штука: кто-то нарушил спортивную дисциплину в каком-то моменте, побежал не туда - и все усилия команды насмарку. А ошибаются даже великие. Вы все в ту же среду смотрели матч "Челси" - "Фулхэм"?
- Нет.
- Значит, не видели, какую грубую ошибку допустил Терри. Сам Терри! Легенда английского футбола. И что, его сразу казнить?
- Ошибки бывают у всех. Но ЦСКА два месяца назад имел отрыв в семь очков, а сейчас отстает от "Зенита" и сравнялся с "Динамо", сыграв при этом крайне неудачно с прямыми конкурентами. Это вы тоже воспринимаете спокойно, без желания совершить какой-нибудь резкий шаг?
- Резких шагов делать вообще нельзя. Все должно быть по уму, а когда захлестывают эмоции, человек просто перестает соображать. Тем более впереди еще двадцать туров - по старым меркам две трети чемпионата. А разве выводы, сделанные по итогам одной трети, были когда-нибудь окончательными?
Ну, отругайте нас за то, что перед последними двадцатью турами мы отстаем от лидера на два очка. Уверен, что никаких решающих отрывов в верхней части таблицы перед зимним перерывом не случится. А спады и подъемы бывают у всех. Главное - понимать их подлинные причины, и в этом плане работа идет. Другое дело, что я, может быть, в нынешней ситуации активнее подпускал бы к составу молодежь, но это абстрактные рассуждения, решает же все тренер, на месте которого представить себя не могу и не хочу.
- После матча с "Динамо" вы извинились перед болельщиками за показанный командой футбол и сказали, что обязательно поговорите с игроками. Поговорили?
- Да, извинился, и именно за показанный нами футбол - у команды в данной конкретной игре не получалось ничего. И характера мы в отличие от матча с "Лиллем" не проявили. Все говорят о том, как здорово сыграло "Динамо", но произошло это потому, что мы ему позволили. Болельщику, безусловно, тяжело, когда команда проигрывает, однако мы сами не должны посыпать голову пеплом (вот тогда действительно будет катастрофа) - продуктивнее извиниться и идти дальше.
Что же касается встречи с игроками, то она состоялась. Посидели, поговорили по-семейному. Это было не партсобрание и не накачка в связи с 0:4, а нормальная человеческая беседа. Раньше такие встречи проходили у нас часто, но в последние год-полтора из-за финансового кризиса и его влияния на бизнес я стал уделять ребятам меньше внимания. Понял, что был не прав - теперь все вернется на круги своя.
ЧТО, НУЖНО БЫЛО ДОЖДАТЬСЯ, ЧТОБЫ ВЕЛЛИТОН КОГО-НИБУДЬ УБИЛ?
- Если вернуться к травмам, то, на мой личный взгляд, самой большой потерей для команды стало повреждение Игоря Акинфеева. Причем не только в футбольном плане, но и в человеческом. Знаю, что Игорь сейчас в Москве - как его дела?
- Да, Игорек в Москве, мы виделись. Лечение идет нормально, психологически он после страшного удара уже восстановился, успокоился. Выполняет предписания врачей, собирается посещать наши матчи. В двадцатых числах октября снова поедет в Германию для реабилитационных мероприятий.
- Не могу не коснуться другой стороны этого вопроса: как вы отнеслись к манипуляциям с наказанием Веллитону?
- Это я бы не хотел обсуждать вообще. Единственное, что меня смущает, - высказывания тренера "Спартака". Такое ощущение, что он сам не был спортсменом и считает нормальным, когда один футболист лишает другого куска хлеба.
И еще одно, о чем надо в связи со всей этой историей сказать. Некоторые СМИ преподносят дело так, что КДК решил все по письмам ЦСКА, "Динамо" и "Зенита", не объясняя, что эти письма не навязывали комитету РФС решение, а только просили обратить внимание на случившееся и оценить его. Все сейчас вспоминают, что инцидент с травмой Радича не получил должной оценки. Так это ведь и произошло потому, что никто не привлек к тому случаю внимания! Что, нужно было дождаться того, чтобы Веллитон кого-нибудь убил, а потом сказать: как же так, почему мы раньше не приняли никаких мер? Человек получает дисквалификацию и тут же бьет следующего вратаря, причем не мужика, а мальчика, играющего за молодежный состав. Это нормально? А сколько игр должны дать нарушителю - ноль, шесть или двадцать шесть - это уже прерогатива исключительно КДК, и никто ему здесь не указ.
- Обсуждение столкновения Веллитона с Акинфеевым было бурным. Некоторые и вовсе высказывались за то, что бразильца нужно было наказать еще на поле…
- Я категорически против этого и запрещаю ребятам даже думать о подобном. Мстить, бить, стараться нанести травму - это неправильно. Не говоря уже о том, что травмировать подготовленного футболиста, когда он ждет твоей агрессии, не так просто. Это с одной стороны. А с другой - считаю самым справедливым то, что было с Бодаком, который сломал покойного Юру Тишкова. Его, насколько помню, никто не дисквалифицировал, но он не играл ровно столько, сколько не выходил на поле сам Юра. Таково было решение команды Бодака: все понимали - когда коллегу травмируют таким образом, это за гранью.
- В клубе была дана оценка эмоциональным высказываниям Романа Бабаева сразу после травмы Акинфеева?
- Да, Роман Юрьевич был наказан, потому что поступил неправильно, некорректно. Другой вопрос, что человека, совершающего подлые поступки, в России всегда называли подонком, но есть разные ситуации, и уж говорить о том, что следует ходить и оглядываться, точно не следовало. Нужно учиться сдерживать себя даже тогда, когда эмоции бурлят. Лучше в такой момент промолчать, чтобы успокоиться и сказать все обдуманно.
- Есть ли надежда, что Акинфеев вернется в строй уже через полгода?
- Отвечаю вам, чтобы прочли все ваши коллеги и имели в виду при будущих беседах со мной. Первое - уверен, что если ты теряешь надежду, то можно сразу идти и ложиться в гроб. Второе - я не господь Бог, чтобы предсказывать будущее. Жизнь в любом вопросе может внести такие коррективы, что строить планы наперед, на несколько месяцев, абсолютно бессмысленно. Поэтому давайте воздержимся от прогнозов.
Немецкие врачи на данном этапе ходом лечения довольны и предполагают, что восстановление займет 6 - 7 месяцев. Но даже они не могут назвать сроки абсолютно точно. В мою бытность в ЦСКА было много примеров, когда человек возвращался раньше намеченной даты. Например, Ивица Олич порвал и передние, и задние "кресты", но уже через четыре месяца вышел играть в стартовом составе. Однако есть и противоположные примеры: Жора Щенников изначально получил вроде бы не самую сложную травму - ушиб и контузию пятки. Но дело повернулось так, что он уже четыре месяца не выходит на поле. Поэтому давайте не будем гадать по поводу Игоря, а просто пожелаем ему быстрейшего выздоровления.
- Между тем высказываются мнения, что он выбыл как минимум на год.
- Я читал интервью хирурга из ЦИТО господина Орлецкого. И, признаться, не понимаю, как можно выносить вердикты, не зная каких-либо подробностей операции и лечения. Вот он, наверное, господь Бог, потому что все знает наперед. Но еще больше мне не понравились его намеки на то, что клубные врачи имеют некие "откаты" от клиник, куда везут футболистов, поэтому те и оказываются за границей.
Могу сказать, что всех медиков, к которым мы обращаемся, я лично узнал благодаря своему другу Владимиру Павловичу Чехонину, академику медицины, прекрасно осведомленному о состоянии своего дела во всем мире. Именно он посоветовал немецкого доктора Айхорна при разрывах связок. А к господину Требалье у нас ездили Джанер и Пилиев, имевшие проблемы со спиной. Если же случаются проблемы с голеностопом, как у братьев Березуцких, игроки едут в Финляндию - и так далее. Мы обращаемся к лучшим специалистам по конкретному виду повреждений, а не к тем, кто оперирует все подряд.
ОПОРНИК НУЖЕН. НО ГДЕ ЕГО ВЗЯТЬ?
- Вы сказали о том, что решаете проблемы по мере их поступления. Но что все-таки будете делать, если зимой Габулова придется вернуть "Анжи", а Акинфеев еще не вернется в строй?
- Опять вы хотите забежать вперед. Сумели же мы оперативно решить вратарскую проблему летом, значит, и зимой сможем предпринять какие-то шаги, если они будут необходимы. Кстати, хочу еще раз поблагодарить хозяина и руководство "Анжи", которые пошли нам навстречу в вопросе аренды Габулова. Они в отличие от многих других беспокоятся о результатах российских команд в еврокубках, понимая: речь не только о рейтинге страны, но и об имидже нашего чемпионата, что играет большую роль в тех ситуациях, когда кто-то из зарубежных футболистов решает, ехать в Россию или нет. Я, например, очень сильно переживал из-за неудачи "Зенита" на Кипре.
- А из-за проигрыша "Спартака" "Легии"?
- Для меня любая российская неудача в еврокубках - повод для переживаний. Но, знаете, представляется, что спартаковцы, выходя на матч с поляками, больше думали о предстоявшей игре с нами. Им нужно как можно удачнее сыграть с ЦСКА, лучше - со скандалом, чтобы потом полгода объяснять свои неудачи антиспартаковским подковерным заговором ЦСКА, "Зенита" и "Динамо".
- Отсутствие активности на летнем трансферном рынке связано с тем, что вы по-прежнему считаете ЦСКА полностью укомплектованным?
- Да, с учетом всех травмированных так и есть. Нынешний год - самый тяжелый для нас с точки зрения повреждений игроков. Но это не более чем стечение обстоятельств. Если бы у нескольких человек были, допустим, надрывы задней поверхности бедра, я бы спросил с физиотерапевтов и тренера по физподготовке. Но когда Нецид, стараясь не нанести тяжелую травму вратарю, сам рвет связки, кому можно предъявить претензии? Будь на его месте Веллитон, сломанным оказался бы голкипер "Терека". А ушиб Щенникова как можно было предотвратить? У Хонды свое стечение обстоятельств - было решено прооперировать его мениск, чтобы избежать более тяжелой травмы. Или Гонсалес - да, он слишком подвержен травмам, но сейчас, когда его прооперировали в Колорадо, все должно наладиться. Однако и здесь он умудрился попасть в те два (всего два, представляете!) процента пациентов по мировой статистике, перенесших подобную операцию, у которых образуется нарост. А его удаление - лишние две или три недели простоя.
- В связи с тем, что вы никого не купили, поползли слухи о финансовых проблемах ЦСКА и даже о продаже клуба. Успокоите болельщиков?
- Да, и стадион мы строим, чтобы продать клуб подороже. (Смееется.)
- Кстати, а что происходит со стадионом? Вас устраивают темпы его строительства?
- Меня устроило бы, если бы он начал активно строиться еще в 2001 году, когда были подписаны бумаги у министра обороны и мэра Москвы, и стоял бы уже в 2004-м.
- Но сейчас все препоны вроде бы сняты?
- Мы решили с минобороны спорные вопросы по поводу земли, но в этом году вышло новое постановление московского правительства, предписывающее всем ранее принятым проектам пройти земельную комиссию. Как только пройдем, сразу увеличим темпы строительства.
- Подводных камней на этой комиссии не предвидится?
- Как нам говорят в мэрии - не должно. Но все, к сожалению, имеет свои сроки, а стадион ЦСКА - не самый первоочередной проект для города.
- Мы как-то ушли от вопроса о финансовом состоянии клуба, а он интересует многих, если не всех болельщиков ЦСКА.
- Мы всю отчетность публикуем на сайте. И если закончили финансовый год в плюсе, откуда вообще взялось беспокойство? Дай бог, чтобы у нас всегда было такое плохое финансовое состояние! А отсутствие покупок связано с другими вещами.
Вот, к примеру, многие говорят, что нам нужен креативный опорный полузащитник, который может и мяч отобрать, и атаку начать. Я тоже это вижу. Но когда прошу назвать фамилию, никто этого сделать не может. Да, понятно, что Хави или Иньеста подошли бы идеально, но кто нам их отдаст? А таких, кто продается и может нас реально усилить, условно говоря, из Венгрии или Сербии, сейчас нет.
- Может, в ведущих чемпионатах искать стоит не в "Барселоне", а среди середняков?
- Вы думаете, менеджеры тамошних лучших клубов не реагируют, если в составе середняков появляются футболисты, которые им подошли бы? Нет, в Англии, Испании, Италии, Германии ловить нечего. Игроки оттуда могут поехать в Россию только доигрывать, на последний большой контракт. Но наша философия отличается от философии "Анжи": там сейчас хотят быстро построить хорошую команду, чтобы иметь базу для дальнейшего развития. Достойная цель, но мы, как уже многократно заявляли, ориентируемся на молодежь. Бороться же с ведущими клубами на этом поле очень трудно. Вели, к примеру, в свое время разговоры с Андерсоном и Нани, но выдержать конкуренцию с "МЮ" крайне тяжело. А уже в этом году одного бразильского мальчика, на которого мы обратили внимание, забрала "Барселона". Как тут поспоришь?
Надо, чтобы наш чемпионат, наша инфраструктура сравнялись с английскими или испанскими, чтобы работать на рынке мы могли на равных. Но могу сказать вот что: еще лет 15 назад в Англии было не так много легионеров, туда в основном ехали доигрывать, как сейчас к нам. Значит, мы идем по проторенному пути, который точно ведет к цели.
СЛУЦКИЙ РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО
- Получается, опорника на примете нет?
- Какие-то кандидатуры мы изучаем, но пока не нашли того, кто был бы сильнее наших игроков. Таких вообще в мире не очень много, и все, к сожалению, разобраны.
- А вот нападающий, похоже, имеется. Речь идет о замене Вагнера?
- Да одного форварда мы сейчас "ведем", поскольку он кажется нам очень перспективным. Не стал бы его связывать напрямую с Вагнером - при игре в два форварда их в команде в любом случае должно быть четверо. Но Вагнера действительно думаем отпустить - после восьми лет на одном месте в чужой стране сменить команду ему уже явно стоит.
- Переговоры по новому нападающему начались?
- Нет. К нему самому мы вообще не имеем права подходить, а с клубом в контакт пока не вступали. Время переговоров наступит в конце ноября, когда мы поймем, на каком свете находимся, кого отпускаем, что необходимо поменять, какие задачи придется решать в ближайшее время.
- А почему не воспользовались приоритетным правом на выкуп Жиркова?
- Мы долго над этим думали - Юра, безусловно, хороший футболист, который укрепил бы состав ЦСКА, но отказаться от его покупки заставили два обстоятельства. Во-первых, считаю неправильным для игрока такого класса и возраста уезжать из английской премьер-лиги. Если такое происходит, значит, у человека произошел какой-то надлом. Во-вторых, слева у нас могут сыграть Тошич, Гонсалес, Цауня и Щенников. Покупая Жиркова, мы всем им просто перекрывали бы кислород.
- Если найдете такого игрока, который вам нужен и на голову выше имеющихся, за ценой не постоите?
- Нет, но она должна быть в рамках рынка. Когда яблоко реально стоит 10 рублей, я могу заплатить за него 12, если мне оно действительно нужно, но тысячу долларов не заплачу никогда.
- После того как "Анжи" взорвал рынок, торговаться будет сложнее?
- Нельзя никого осуждать - каждый поступает так, как считает нужным. Сулейман Керимов делает большое дело, и я отношусь к нему с огромным уважением, но такое действительно есть: над нами начинают посмеиваться и завышать цены. Однако у каждого клуба - своя репутация. ЦСКА все знают и прекрасно понимают, что мы переплачивать огромные суммы не станем. Любые переговоры конкретны - западные клубы даже страшит, когда им ни с того ни с сего предлагают слишком много. Они в таких случаях сразу ищут подвох. Так что ничего смертельного не происходит.
Другое дело, что футболисты, наслышанные о зарплатах в российских клубах, раньше просили 100 рублей, а теперь попросят 110 или 120. Но на самом деле игроки понимают: просто так деньги не платят. И если кто-то в команде получает 200 тысяч, а кто-то 2 миллиона, это не совсем хорошо. С другой стороны, тот, кому платят 200, всегда отдает себе отчет, что 2 миллиона ему не заплатят никогда, поэтому останется очень доволен, если предложат 300.
- Вы все время говорите, что в ЦСКА существует список игроков, за которыми клуб наблюдает на предмет возможного трансфера. А есть ли подобный тренерский реестр?
- Нет.
- То есть пока тренер работает, вы ему полностью доверяете и начинаете искать замену только в случае планируемой отставки?
- Я ему полностью доверяю, если даже он от нас уходит. Вот Валерию Георгиевичу Газзаеву верю от "А" до "Я", могу даже собственных детей спокойно ему доверить. Да и со многими нашими бывшими футболистами постоянно хорошо общаюсь - с теми же Оличем или Красичем.
- Я сейчас не о человеческих качествах, а о профессиональных.
- Работать на одном месте всю жизнь нельзя. Но и менять тренеров каждые полгода - путь в никуда. На данном этапе Леонид Слуцкий, если вы хотите подвести меня к разговору о нем, работает нормально. Да, получается не все, но нет ни одного тренера в мире, у которого все всегда получалось бы. Ошибки совершает любой человек, и главное для меня, чтобы тренер умел анализировать допущенные промахи и исправлять их. Слуцкий умеет. Считается, что признавать свои ошибки и извиняться за них - удел слабых. Я же считаю, что наоборот - сильных.
- Кстати, смена тренеров в "Интере" поможет или помешает ЦСКА во вторник?
- Трудно сказать. Для меня удивительно, что тренер у Моратти проработал всего несколько месяцев - такого раньше не было. А что успеет за пять дней сделать Раньери, предсказать тяжело.
- У вас были большие ожидания перед нынешней Лигой чемпионов. Все те трудные обстоятельства, о которых мы говорили, как-то их скорректировали?
- Наша задача остается прежней - выйти в весну. А там уже можно будет подумать о дальнейшем.
Борис ЛЕВИН