Газета Спорт-Экспресс № 195 (5665) от 30 августа 2011 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4
ФУТБОЛ
СВОЯ КОЛОНКА
Игорь РАБИНЕР
РАССАДНИК НЕНАВИСТИ
...И ведь радоваться хочется полным "Лужникам". Уверен, что на дерби было не 58 с чем-то тысяч, как объявили по стадиону, а все 70. "Спартак" нынче не в лидерах, а, наоборот, в "штрафниках" после вылета из еврокубков. И тем не менее - заполненный главный стадион страны.
Но радоваться не получается. Приходит, к примеру, мне письмо от спартаковского болельщика Александра Коняева. Он рассказывает, что, заплатив за билет на центральную трибуну С 1300 рублей, "благодаря" полиции после матча полтора часа (!) не мог выйти со стадиона. Спрашивается: пойдет ли человек на другие матчи, кроме схватки с ЦСКА? Тем более когда настанет время менее приятной погоды, чем в воскресенье?
Еще больше угнетает атмосфера. Обмениваемся сообщениями с популярным пародистом Михаилом Грушевским, и он пишет: "...убило злорадство спартаковских болельщиков, когда Акинфеева уже уносили. Даже на ВИПе радовались травме!.. Футбол становится рассадником ненависти".
Клубный окрас здесь непринципиален. В наше время фанаты всех клубов одинаковые. Будь это не Акинфеев, а Дикань, и не Веллитон, а, допустим, Думбья - дикость реакции, только с обратной стороны, была бы та же самая. И даже на матчах сборной, как мы видим по истории с Юрием Жирковым, это безумие аукается.
Высказывания Романа Бабаева и Валерия Карпина - из той же оперы. Бабаев наверняка знает, что в 1994 году случилось в Колумбии с защитником сборной Андресом Эскобаром, перед тем на ЧМ-94 забившим автогол в матче с США. У нас, конечно, не Колумбия, но тоже, как видим, страна ненависти. И неосторожные слова от руководителей клуба - худшее, что можно сделать в такой ситуации.
О словах Карпина я уже высказался вчера. Интересно: почему капитан Паршивлюк нашел время и возможность посочувствовать Акинфееву, почему тренер Тихонов пожелал Игорю скорейшего выздоровления, а Карпин на пресс-конференции не сказал об этом ни слова? Что это - отсутствие воспитания, профессиональной и человеческой солидарности? Та самая звездность, в которой он же обвинил собственную команду после матча с "Легией"? Мачизм, перешедший в фазу беспардонности и абсолютного отсутствия сострадания к тем, кто не имеет отношения к его клубу?
По поводу столкновения Веллитона и Акинфеева уже довелось услышать немало странных тезисов. Во-первых, дескать, голкипер травмировал колено не от удара бразильца, а от падения. Мол, в воздухе повреждение связок не получают. Но, позвольте, голкипер потерял равновесие и упал сам по себе или все-таки после фола, когда Веллитон шел явно в игрока, а не в мяч?
Или еще один: если бы не Веллитон атаковал Акинфеева, а допустим, Адамов - Будакова, такого шума и близко бы не было. В чем-то это верно. Таков закон жизни, что громкость фамилий и "кредитная история" в любой скандальной ситуации очень влияют на резонанс.
Еще один поразительный аргумент: зачем, мол, Акинфеев полез за пределы штрафной? Но он что, нарушал при этом правила? Представим себе ситуацию. Едет себе в левом ряду машина. Вдруг со встречной полосы движения навстречу ей выскакивает лихач, решивший кого-то обогнать. Происходит лобовое столкновение. А потом родственники лихача начинают возмущаться: зачем другая машина мчала по левому ряду? Что, не могла тихо катиться по правому?..
Вратарская профессия изначально травмоопасная. Но хамское отношение к голкиперам у нас переходит всякие границы. И приводит это только за последнее время к потере почки Радичем, к удалению селезенки у Нарубина, к перелому скулы у Габулова... Джентльменство - то, о чем в современном футболе, в том числе и российском, думают в последнюю очередь. Взять хотя бы Жозе Моуринью с его провокациями в адрес Месси и второго тренера "Барсы". Говорите, он делает это ради победы? Победа, достигнутая такими средствами, не стоит и ломаного гроша.
Прав Грушевский: футбол становится рассадником ненависти. Любое, самое маленькое безумство в чем-то меняет мир - и о том, что заваривается на стадионах и вокруг них, мир, боюсь, еще горько пожалеет.