Газета Спорт-Экспресс № 115 (5585) от 28 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3
ФУТБОЛ
СОГАЗ-ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 11-й тур.
Завтра "ЗЕНИТ" - "СПАРТАК"
ТОННЕЛЬ БЕЗ СВЕТА
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
К инициативе армейских болельщиков присоединились спартаковские: теперь игнорировать выездные матчи своих клубов с участием кавказских команд готовы и они. А это значит, что единичное заявление отдельно взятого фанатского моба грозит обернуться парадом бойкотов.
Самое простое сейчас - дружно заклеймить. Назвать фанатов недалекими, их любовь к футболу - фальшивой, вспомнить о нерушимых принципах интернационализма и нарушаемых - Кодекса чести. Кто они такие, чтоб баламутить народ? И кому они своим отказом сделают плохо? Прежде всего себе самим и команде, которую могли бы поддержать, но не поддержат. Пусть тогда протестуют, другим-то что?! Перебесятся и успокоятся, куда они денутся?!
Однако, если посмотреть на проблему шире, откроется бездна нюансов и противоречий. Тоннель без света. Черный и тупиковый.
Какими бы радикальными и мятежными ни являлись фанатские движения, составляют их не инопланетяне, а люди, наши с вами соотечественники. Нашей же средой воспитанные, имеющие свои жизненные понятия о прекрасном и ужасном. Эти люди протестуют против того, что действительно имеет место в российском футболе, - неготовности качественно работать с болельщиками на всех уровнях, договорняков, двойных стандартов.
При этом они обижают многих других людей, болельщиков тех же кавказских команд, например. Но фанатам, тем более представителям наиболее агрессивного их крыла, свойственно обижать, не замечая того. Это рождает конфликты, ненужную напряженность, озлобление, антагонизм.
Хуже всего, однако, другое. Болельщики, как их претензии ни назови, протестуют в том числе и против проблем всего российского общества. Быть может, в первую очередь - против этих проблем, а уже потом - против футбольных. Им не нравится то же, что и всем нам. То, что мы видим и чувствуем ежедневно: ложь, лицемерие, тотальное казнокрадство, бессилие закона и одновременно неограниченную силу его представителей. В этом смысле футбол - полноправная часть общества. Допускаю, что не худшая. Но кому от этого легче?
Сами протестующие фанаты, кстати, - точно такой же источник проблем для других людей, как и то, против чего они протестуют. Радикально настроенные футбольные болельщики ведущих российских клубов совершенно точно не украшение общества, а одна из его болевых точек. Они необузданны, агрессивны, часто асоциальны и плюют на общественную мораль, если это понятие вообще сохранилось в России 2000-х.
Здесь требуется важная оговорка: ни претензии фанатов, ни претензии к фанатам не имеют права быть огульными. "Все кавказские команды - зло", равно как и "все футбольные фанаты - отморозки", - совершеннейшая химера. Любые усреднения и обобщения в данном вопросе - вот настоящее зло.
А что тогда - добро?
Добро, на мой взгляд, это здравый смысл и совесть тех, кто обязан наводить порядок в футболе и обществе. Но разглядеть и то и другое, как ни силюсь, я в последнее время не могу. Правильные слова слышу, правильные дела отсутствуют.
России не справиться с проблемами без таких дел. И с бойкотом москвичами выездных кавказских матчей - тоже. Какие бы заявления ни звучали с трибун, какими бы увещеваниями ни отделывались наши футбольные вожди, пока что они выглядят людьми, филигранно увиливающими от трудностей, а не борющимися с ними. Стратегия непротивления злу насилием, давно принятая на вооружение Российским футбольным союзом, бездействие властей в отношении фанатской среды, попустительство к ряду клубов (не только кавказских, кстати), неработающие законы, пустые декларации, маскирующие банальную нечестность и бессовестность, а порой и откровенный произвол, - вот истинная причина начинающегося парада бойкотов.
Отчетливо понимаю, насколько все это увязано с глубочайшими проблемами всей страны. Но и констатирую с печалью: если существующий порядок вещей не изменится, наиболее вероятной развязкой будет драматическая. Пузырь лопнет громко и болезненно для всех нас. Тот самый пузырь, который с пафосом и шумом продолжает сейчас надуваться.