Газета Спорт-Экспресс № 110 (5580) от 23 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

23 мая 2011

23 мая 2011 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ

Три первые классические партии финального матча претендентов между Борисом Гельфандом (Израиль) и Александром Грищуком (Россия) закончились вничью .

ПОЛКОВНИК КОЛЬТ И ФЕРЗЕВЫЙ ГАМБИТ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Казани

На пресс-конференции после третьей партии, которая завершилась вничью на 14-м ходу, Александр Грищук вспомнил американскую народную мудрость, гласящую, что "бог создал людей разными, а полковник Кольт уравнял их в правах". И сравнил ферзевый гамбит с изобретением Кольта, "человека и револьвера".

Грищук добавил, что это оружие в Казани применяли против него уже 9 раз. И, продолжая образ Грищука, можно добавить, что почти всегда ферзевый гамбит стрелял без осечек. Ибо стрелки попались хорошие: Аронян, Крамник, а теперь вот Гельфанд.

Все эти замечательные ковбои шахмат применяли против Грищука "шахматный кольт" с одной лишь целью: выбить у него белый цвет. Можно сказать, что своей цели они добились, но кто в итоге оказался в седле после перестрелки в четвертьфинале и полуфинале, вы знаете.

Окинем взглядом критические моменты прошедших поединков.

ПЕРВАЯ ПАРТИЯ

В ней Гельфанд впервые в матче применил испытанное оружие супергроссов, которое "уравнивает в правах шахматистов". Но на этот раз "кольт" дал осечку.

Грищук белыми получил преимущество, которое, однако, воплотить во что-то реальное ему не удалось.

ГРИЩУК :

- У меня был значительный перевес в эндшпиле, позиция где-то на грани выигрыша и ничьей. Мне казалось, что белые практически форсированно переходят в эндшпиль с лишним качеством. Если бы черные вместо 29…Сc8 пошли 29…ab, то 30.a6 Kрc7 31.Лa1 Лd8 32.Сh1 Сc8 33.a7 Сb7 34.a8Ф Лa8 35.Лa8 Сh1 36.Лg8 g6 37.Лg7 Сd5 38.Kрd4 Kрc6 39.Лh7. Я думал, что у черных тут есть шансы на ничью, но эндшпиль должен быть выигран. Однако черные сделали правильный ход: 29...Сc8! После этого у белых еще остаются шансы, но мне кажется, что тут должна быть ничья, которую Боря уверенно сделал.

ВТОРАЯ ПАРТИЯ

Во 2-й партии Грищук играл черными, "которыми у него лучше получается", как он выразился после матча с Крамником.

Гельфанд в этом поединке применил очень острый вариант английского начала, связанный с жертвой фигуры. Столь дерзкие и ответственные действия были связаны с желанием застать врасплох московского гроссмейстера. Но оказалось, что супербригада Грищука в составе Петра Свидлера, Этьена Бакро и Александра Рязанцева все, что случилось в партии, тщательно проанализировала еще до ее начала.

И в действиях Гельфанда до определенного момента ощущалась скрупулезная работа его бригады - Александра Хузмана, Максима Родштейна и Павла Эльянова. Но всю партию ведь не проанализируешь в кабинетной тиши, в какой-то момент домашний анализ заканчивается, и приходится творить за доской. И вот на 21-м ходу в игре Гельфанда произошел сбой.

Как скажет потом на пресс-конференции Грищук, взятие белыми черной ладьи (21.Сh8) было серьезной ошибкой, и позиция из ничейной стала для белых крайне тяжелой. Вместо этого им следовало упрятать короля в "домик" на g2 и проводить подрывные работы в центре, где застрял неприятельский король.

Через короткое время положение белого войска стало почти безнадежным, особенно нелепо выглядела намертво прикованная к полю f4 ладья, у которой не было ни одного хода! Чтобы вызволить ее из плена, требовались решительные действия белой пехоты. Пехотинцы рванулись вперед (33.е4, 34.g4!), ладью освободили, и она вырвалась на оперативный простор (35.Лf6).

Однако пока белые освобождали свою ладью из плена, на противоположном участке фронта черные успели уничтожить важного часового белых на поле b4 и открыть дорогу для марш-броска пехотинцу, дремавшему на вертикали "а"...

Вот положение, к которому соперники пришли после 36 ходов. У черных позиционный и материальный перевес. Требуется найти лишь точный ход. Но можно ли это сделать, имея четыре секунды до первого контроля?

В заметке перед финалом, где описывались подвиги Грищука (Шахматного Гудини) в матчах с Ароняном и Крамником, я высказал почти фантастическую идею о том, что Александр приручил самого страшного зверя на Земле - Время. Наблюдая за течением второй партии, я с тревогой подумал, что порою он обходится с этим чудовищем слишком уж фамильярно…

В позиции, которую вы видите на приведенной выше диаграмме, черным не следовало торопиться с рывком пехотинца "а". Лучше было сыграть потоньше: 37…Лb3. Но у них было 4 секунды, и на "флажке" всегда хочется сделать что-то естественное, например, толкнуть вперед проходную пешку.

Начавшиеся "гонки" проходных по противоположным краям доски весьма скоро привели к ничьей.

ТРЕТЬЯ ПАРТИЯ

В ней белые были у Грищука, и на авансцену снова вышел "полковник Кольт". Причем на этот раз в стволе у черных оказался заряд страшной разрывной силы!

Новинки бывают разные. Бывают на одну партию. Бывают - на две. А бывают такие, которые, как выражаются профи, "закрывают вариант".

Эта новинка, примененная Гельфандом на 9-м ходу в 3-й партии, была именно такой. Закрывающей. Захлопывающей. Оглушительной!

В положении на диаграмме черные сыграли 9...b7-b5!

После чего Грищук погрузился в 44-минутные раздумья.

И пришел к такому вот невеселому выводу:

- Очень интересная новинка! Я думаю, после этого у белых есть довольно много возможностей проиграть форсировано, некоторые варианты жутко опасные.

Например, 10.Фd3 - казалось бы, "безопасный" ход, но тогда следует: 10…Сb7 11.Сg2 Кc6, и уже непонятно, как спасать пешку. Ясно, что в анализе можно найти много нормальных путей для белых, в частности, тот, по которому пошел я. Думаю, Боря сделал точный ход 13…а5, потому что иначе у черных все-таки могут быть проблемы. А в заключительной позиции у черных очень сильная инициатива за пешку, она более чем достаточна для ничьей. С другой стороны, проиграть белые тоже, конечно, не должны.

После того как черные выстрелили этим разрывным патроном, партия продолжалась всего пять ходов. "Полковник Кольт" отстрелялся более чем успешно!

Итак, позади первая половина матча.

О некоторых ее итогах беседую с чемпионом мира ФИДЕ-1999, официальным комментатором финального матча претендентов, гроссмейстером Александром Халифманом. Автор фундаментальных многотомных исследований "Дебют по Ананду" и "Дебют по Крамнику" относительно судьбы "полковника Кольта" высказался так:

- Законы жанра и уровень мастерства участников таковы, что желающих играть черными на победу здесь пока не наблюдается. Что касается "полковника Кольта". Предположим, игрок с рейтингом 2500 начнет играть Ферзевый гамбит против Грищука или Гельфанда. Никакого облегчения он ему не принесет. Тут "полковник Кольт" не выручит, не спасет. Неравенство в классе все равно скажется. Ну, может быть, более слабый сделает не 2 ничьи из 10, а 3. И на этом дело закончится. Да, Ферзевый гамбит - дебют матчей на первенство мира. Плотная репутация за ним закрепилась аж с начала XX века. Алехин с Капабланкой мучили его за оба цвета и говорили, что, дескать, теперь мы узрели "ничейную смерть" шахмат. Потом Карпов и Каспаров тоже мучили Ферзевый гамбит, и тоже за оба цвета, и всем тогда казалось, что Ферзевый непробиваем. Однако спустя некоторое время выяснилось, что многие оценки, высказываемые по ходу матча двух "К", оказались несостоятельными. Многие позиции Ферзевого гамбита, которые разыгрываются в Казани и кажутся "железобетонными", спустя какое-то время наверняка будут подвергнуты ревизии. И уже в следующем претендентском цикле, очень может быть, начнут говорить, что "полковник Кольт" - это Славянская защита, а может быть, Принятый ферзевый или же Новоиндийская защита. То есть в целом, речь может идти лишь о современном состоянии дебютной теории, о высоком уровне участников и о высочайшей технике защиты. Что касается матча, то, уверен, самое интересное нас ждет впереди. Я не верю, что все шесть партий основного времени завершатся вничью.

Положение фигур см. в PDF .