Газета Спорт-Экспресс № 96 (5566) от 5 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

5 мая 2011

5 мая 2011 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Игорь ЗАХАРКИН: "КОГДА ПРОСНЕТСЯ КОВАЛЬЧУК, ЭТО БУДЕТ НЕУДЕРЖИМАЯ СБОРНАЯ"

Окончание. Начало - стр. 1

- Чего не хватило Мозякину, чтобы оказаться в сборной?

- Движения. И активности. Хоккей сильно изменился в сторону увеличения скоростей. Посмотрите, как играет на этом чемпионате сборная Германии. Она смотрится сильно из-за огромного движения - как индивидуального, так и командного. Сергей Мозякин - великолепнейший мастер, техничный. Я благоговею перед его мастерством, но подкреплять его надо большим движением.

- Несколько месяцев назад Илья Брызгалов в "СЭ" жестко прошелся по вашим методам работы в сборной. Вы наверняка это читали.

- Брызгалова нужно понимать. Лично я с Ильей много дискутировал. Но есть особенности русского языка. Мне нравятся ваши вопросы, но я не знаю, понимаете ли вы меня. Пока не прочту в газете. Вот и с Брызгаловым тот же случай. Ни один хоккеист не станет категорично высказываться по поводу работы тренеров - он просто не до конца понимает, что это за работа. Сейчас-то Брызгалов готов приехать в сборную к нам, тем же самым тренерам. Которых он якобы критикует. Это лучший ответ - принципиальных противоречий нет.

- Самый недооцененный игрок нынешней сборной?

- Николай Белов. Много вопросов, почему он играет с Никулиным в первой паре, а у парня хороший потенциал. Со временем о нем заговорят.

- Самый сильный характер в сборной?

- Я бы назвал Илью Ковальчука - но ведь он прочитает это интервью… Хочу, чтоб он вернул свои самые сильные качества. Илья - это Денис Давыдов. Человек, который ведет за собой. Сейчас я этого не вижу, но знаю, что в нем лидерство дремлет. Скорее бы проснулось. Со Словенией неистово играл Радулов. Шайбу у него отобрать было невозможно. Люблю, когда Саша вот такой. Мне нравится холодный, скрытый темперамент Сергея Зиновьева. Какая бы травма ни была, выходит - и переиграть его никто не может. Настоящий оловянный солдатик. У ребят огромный потенциал. Просто никак его не вытащим на тот уровень, чтоб сборная заблистала.

- Есть ответ - почему в Ковальчуке это спит?

- Понятия не имею. Неожиданный сезон в "Дэвилз" - может, из-за этого переживает? Но Илья - очень сильный и мудрый человек. Когда проснется - это будет опять неудержимая сборная.

- Будь ваша воля, кого признали бы лучшим хоккеистом России минувшего сезона?

- Только Радулова. Знаете, чем российская школа отличается от мировой? Наши хоккеисты умеют импровизировать. Вот Радулов такой. Своей энергетикой завораживает соперника. Радулов - будущее хоккея.

- Подглядели на этом чемпионате какую-то мелочь у других тренеров?

- Пока только одну - тренеры против нашей команды практикуют чрезвычайно короткие смены. Сборная Германии выпускала игроков на 20 секунд. Словенцы играли по 15. Только так можно поддерживать огромное движение - чтоб нейтрализовать мастерство наших.

- Как бороться?

- Играть так же.

* * *

- Давайте теперь о другом. Не пожалели о жестком интервью, которое дали во время плей-офф?

- Нет. Нисколько. Я глубоко переживаю за состояние российского хоккея - его судьбу решают тренерские кадры. Я много лет отработал за границей - да нигде иностранец не является выразителем какой-то идеи. А в России все иначе. Наверное, это не проблема Ржиги, но получалось, что у нас своих-то специалистов нет. Поэтому находим Ржигу, выводим его на особый край. В противовес нашим тренерам. Все время находим человека со стороны!

- Это точно.

- С одной стороны, мне было досадно - в напряженный момент все внимание было переключено на иностранного специалиста. Не понимая смысла процессов, вытягивалась одна фигура. Так почему я должен жалеть о своих словах? Все я сказал правильно. Могу повторить и аргументировать. Хотя то, что сделал Ржига, - хорошая работа. Отрицать сложно.

- Вы сказали, что хоккей Ржиги убогий с точки зрения тактики. Так и есть?

- "Убогий" - слишком эмоциональное выражение для того, во что играл "Атлант". Что я имел в виду, говоря об этом? Игровая схема у любого тренера строится в соответствии с игровым материалом, который у него есть. Но вот что могу добавить - я знаком с Сикорой и Вотрубой. Вотруба много лет работал в Швеции. Знаю их теоретический багаж - эти люди настолько кропотливо подходят к тактическим схемам!

- При чем здесь Сикора и Вотруба?

- Потому что ни в одной команде Ржиги такого не видел. Никогда не видел законченной модели игры, которая его бы сильно отличала как специалиста. Знаете, мне о Ржиге много говорить не хочется - просто я не увидел у "Атланта" в игре с "Салаватом" ничего, кроме огромного желания. Никаких тактических изысков. И дело вовсе не в том, что состав "Салавата" был сильнее. Вопрос в концепции игры.

- В чем секрет успеха Ржиги, если он едва не оказался вместо вас в Уфе?

- В России популизм - эффективное средство для привлечения журналистской любви. Не любви, так внимания…

- Да ладно, любви.

- Даже любви, вы правы. Умение разговаривать, умение быть обаятельным. "Спартак" исторически был хорошей командой для того, чтоб начать лепить образ тренера, который способен зажечь команду. "Атлант" - не самая слабая организация по именам. Сильный вратарь, стабильная оборона, удачно влились Левандовский и Мусатов… Самое выдающееся достижение "Атланта" в прошедшем плей-офф - игра против СКА.

- А Ярославль?

- Ярославлю дурную службу сослужила результативная игра против команд, которые достаточно гибки в смысле тактики, но не имели характера. Не получив яростного сопротивления ни от Минска, ни от Риги, Ярославль психологически подошел неготовым к матчам против "Атланта". А в серии с "Салаватом" для "Атланта" все встало на места.

* * *

- Кто из толпы критиков вам особенно запомнился?

- А никто. Критики не было - только эмоциональные выпады против нас как тренеров. Поверхностное отношение к хоккею. Смешная ситуация. Все, что писалось и говорилось о "Салавате", - это было настолько без аргументов, что ничего полезного для работы было не найти.

- Самый подлый игрок нашего чемпионата?

- Хм. Не хочу быть националистом, но многие чешские хоккеисты настоящие провокаторы. Грязная игра, незаметная для зрителей, постоянно что-то на публику, будто их обидели, - это было раньше и есть сейчас. Тот же Марек - много провокаций, которые влияют и на работу тренера на скамейке.

- Это как?

- Удары исподтишка. Высказывания в адрес игроков.

- Те вам жаловались?

- Не жаловались - просто видно, когда хоккеист фокус игры переводит персонально на кого-то. Очень тяжело удержать, вернуть из состояния ругани к игре. Скажу больше - один игрок меня попросил: "Игорь Владимирович, можно, я буду удален до конца игры, но выполню свою миссию? Разберусь с этим Мареком!"

- Узнаю Свитова...

- Не скажу. Но я запретил - это противоречит принципу хоккея.

- Можете честно сказать: почему "Салават" вам так и не делает новое предложение?

- Не знаю… Вернее, знаю. У меня есть предположения, основанные на реальных фактах. Но высказывать их в прессе некорректно. Хоккей в Башкирии сродни религии. Билет на матч - очень серьезный подарок. Мне хотелось бы, чтоб хоккей там развивался независимо от того, какая будет материальная база у главной команды. Стал главным видом спорта. Работа кропотливая и дорогостоящая. Возможность руководить "Салаватом" - вершина, за которую цепляются, это престижно. У нас с Быковым есть понимание, как развить башкирский хоккей. Но есть и силы, которые иначе понимают этот процесс.

Но никакой обиды нет. У нас был контракт на два года - мы его отработали. Дальше пусть думают руководители клуба.

- Вам известно, что в Уфе отсматривают других кандидатов на должность главного тренера?

- Конечно.

- Вам больно от этого?

- Нисколько. Я сказал после того, как закончили работу в "Салавате" и переехали в сборную: мне мало интересно, что сейчас происходит в "Салавате". Все мысли о сборной. Если нам будет предоставлена честь работать в Уфе дальше - отлично.

- Можете в процентах оценить возможности того, что останетесь в "Салавате"?

- Не могу. Даже думать не хочу, честное слово.

- Еще один слух - будто вы потребовали от руководства "Салавата" шесть миллионов. Было?

- Если вы спросите лично меня, Игоря Захаркина, - я о деньгах вообще не говорил. Ни с кем.

- Значит, выдумали?

- Наверное. Скорее всего, недоброжелатели из стана руководителей клуба…

- Против вас все методы хороши.

- Это точно.

* * *

- Хоккейный мир пропитан завистью?

- Не думаю. Хоккейный мир для меня - это специалисты из Чехии, Швеции и Финляндии. С ними замечательное общение. Я радуюсь, что нахожусь в этом мире. Живу хоккеем.

- В России общаться тяжелее?

- В России мало кто говорит о хоккее. Все толкуют о чем-то околохоккейном. Это прискорбно.

- А слышать от уважаемого тренера Владимира Крикунова комментарий к собственной фразе о "любых медалях": "ребята подстраховываются" - не прискорбно?

- Нет. Мы не подстраховываемся. Ничего не боимся. Наша сила в том, что мы объективны. Любое наше высказывание и действие основывается на глубоком анализе. Пять команд реально претендуют на пьедестал. В современном спорте любое призовое место - хороший показатель. Меня возмущает другое - я постоянно удивляюсь Крикунову. Он что, со сборной что-то выиграл? Человек становится одиозной фигурой. Я как профессионал хоккея этого не понимаю и не принимаю.

- Возмутительно.

- Слышал его высказывания насчет "пастухов в СКА", когда там работал хороший специалист. Я, даже говоря о Ржиге, замечаю его хорошую работу. Но я никогда не упрекну руководство "Атланта" в том, что они взяли этого специалиста. А Крикунов спокойно говорит, что этот - тренер плохого уровня… Как ты, тренер с достаточно ограниченными достижениями и примитивными методами работы, пытаешься оценивать работу коллег? Неужели не понимаешь, насколько это смешно?

Впрочем, мне безразлично, что там думает Крикунов. Как специалист он у меня не вызывает никакого уважения.

- Едва вернувшийся в Россию Вячеслав Быков был открыт и доступен. Не то что сейчас.

- Так эта эволюция объяснима. Мы были и остаемся энтузиастами хоккея. Готовы говорить с кем угодно. Но когда постоянно видишь, что эти разговоры уходят в песок и никому не нужны, как и наше мнение… В ответ - только шипы и удары. Все хотят одного: чтоб мы начали в чем-то оправдываться. Поневоле начинаешь забираться в башню. Мне-то без разницы, что обо мне пишут, но эти газеты читают жена и дочь.

* * *

- Главный недостаток сборной? Что особенно хотелось бы исправить?

- Хотелось бы, чтобы ребята были более голодными. Чтобы поняли: этот чемпионат - очень серьезно. Наши предыдущие достижения не имеют сегодня никакого значения. Мы уже два раза говорили с командой на эту тему. Уже вижу микроскопические изменения в игре. Мы на правильном пути.

- Первые два матча сборная играла плохо?

- Плохо. И по движению, и по взаимодействиям, и по самоотдаче. Но я и так много рассказываю, и это наталкивает на мысли наших конкурентов. Никто не благодарит. У нас много разработок в плане убыстрения игры.

- В чемпионате КХЛ за каким тренером и его находками вам особенно интересно профессионально наблюдать?

- Мне нравится, как работает Билялетдинов - правильно использует потенциал Зарипова и Морозова. Команда интересно играет в атаке и здорово в обороне. Хоккеисты ему верят. Всегда нравилась - правда, сейчас в меньшей степени - работа Хейккиля. В Ярославле он выстроил команду очень тонко. Подвижный хоккей, люблю такой. С "Магниткой" играл против нас с растянутыми линиями, это было интересно и неожиданно. Мы долго подбирали ключи к такой игре.

- Самый глупый ваш поступок за последнее время?

- Ответы в прессе Ржиге. Все лают - караван идет. Но я не жалею.

- Вы постоянно находитесь под ударом.

- Да.

- Если б не раздался год назад в раздевалке звонок от самого большого человека в стране со словами поддержки - работали бы сейчас в сборной?

- Даже не задумывался. Я не запариваюсь. У меня амбиции только профессиональные.

Юрий ГОЛЫШАК

Братислава