Газета Спорт-Экспресс № 94 (5564) от 3 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 4

3 мая 2011

3 мая 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

Во Франции набирает обороты скандал, связанный с якобы имевшими место попытками футбольных структур ввести квоты для молодых игроков африканского и арабского происхождения.

А БЫЛ ЛИ РАСИЗМ?

Если в бывшем СССР выискивали с лупой антикоммунизм, то в сегодняшней Франции с особой щепетильностью относятся к проявлениям расовой нетерпимости. Неконкретные планы ряда высоких футбольных лиц, включая главного тренера национальной сборной Лорана Блана, ограничить в процессе подготовки число игроков с двойным гражданством - а их доля на сегодня составляет 45 процентов от общего количества воспитанников футбольных центров - вылились в грандиозный скандал с политическим звучанием.

Национальный технический директор Французской федерации футбола (ФФФ) Франсуа Блакар был в субботу совместным решением министерства спорта и федерации временно отстранен от исполнения обязанностей. До выводов специальной комиссии. Причем, как явствует из слов министра Шанталь Жуанно, дело может быть передано ни много ни мало в прокуратуру.

Жуанно намеревалась отстранить от работы и Блана, но не сделала этого под давлением президента федерации Фернана Дюшоссуа. Пока тренер удалился на отдых в Италию.

Бомбу взорвал французский интернет-сайт Mediapart, специализирующийся на журналистских расследованиях. На прошлой неделе он выступил с утверждением, что ФФФ собирается ввести в центрах подготовки молодежи дискриминационные квоты, отсеивая по расовому признаку часть ребят, начиная с 12-13 лет. В частности, на совещании 8 ноября прошлого года с участием Блана выдвигалась идея о введении для расовых меньшинств негласной 30-процентной квоты. "Для руководящих структур национального футбола вопрос решен: на поля выходит слишком много черных и арабов, а белых недостаточно", - именно так (и это существенно) подал ситуацию интернет-ресурс.

"Обвиняемые" введение квот, основанных на цвете кожи, отрицали. Клубы, в свою очередь, заявляли, что никаких указаний не получали. И тогда в субботу Mediapart опубликовал стенографический отчет совещания 8 ноября, в котором приняли участие два десятка футбольных чиновников и тренеры различных сборных.

В ходе прений Блан, отвечая на вопрос главного тренера молодежной сборной Эрика Момбартса, не стоит ли ограничить прием в центры подготовки мальчишек, которые в будущем могут сменить гражданство, заявил: "Меня серьезно тревожит, что молодые люди, отыграв за национальные команды разных возрастов, отправляются затем в сборные Северной или Черной Африки. Надо попытаться искоренить это явление. И в этом нет никакой расистской увязки". А на следующий вопрос Момбартса: "Значит, нужно ввести для таких лиц 30-процентную квоту?" - Блакар отреагировал недвусмысленно: "Можно обозначить своего рода квоту, но не надо ее так называть".

Кроме того, Блан выразил озабоченность тем, что центры готовят один и тот же тип игроков - физически крупных, крепких и сильных. "Кто же это?" - задался он риторическим вопросом. И сам ответил: "Черные". "Испанцы мне говорят: "У нас нет черных и нет этой проблемы". Момбартс поддержал: "Игра требует интеллекта и другого типа игроков".

После публикации стенографического отчета Блан извинился за отдельные слова, которые могут быть истолкованы двояко, но подчеркнул, что совещание не ставило целью сокращение черных и арабов во французском футболе. Блакар, в свою очередь, заявил: "Некоторые неловкие высказывания, допущенные в пылу эмоционального служебного обсуждения, могут шокировать, но в них не было какой-либо недоброжелательности". Термин "квота", по его словам, не имеет никакого расового содержания. Проблема точно так же затрагивает выходцев с востока Европы и из Латинской Америки. К тому же идея введения квот не получила практического воплощения (посему о них и в футбольных школах ничего не знают). Что касается большей ориентации на маленьких техничных игроков, которую обозначил главный тренер, то, как напомнил Блакар, Тигана и Насри к белой расе не относятся.

Наконец, Момбартс в интервью L'Equipe заявил: "Вас не шокирует, что 26 из 30 воспитанников центра подготовки в Клерфонтэне выбрали сборные других государств? Во Франции созданы структуры, обслуживающие чужие интересы. Большинство французов, каким бы ни было их происхождение, должны бы прийти к выводу, что национальным футболом руководят сумасшедшие. К сожалению, в нашей стране нельзя, обсуждая подобные проблемы, избежать обвинений в расизме".

Реакция на скандал во Франции бурная. Свое слово спешат вставить политики. Так, первый секретарь Социалистической партии Мартин Обри считает обсуждение вопроса о квотах для игроков с двойным гражданством "неприемлемым, ужасным и глупым".

Старейшина тренерского цеха Ги Ру заявил, что поражен самим фактом расследования. "Проблема в том, что ФИФА разрешает игрокам выступать за страну, в которой родились их деды и даже более дальние предки. Надо, чтобы молодые люди определялись со своим футбольным гражданством по достижении 18-летнего возраста", - подчеркнул Ру. В то же время бывший глава центра в Клерфонтэне Андре Мерель заявил на радиостанции Europe 1, что Блакар "получил то, что заслуживал": "Он не случайно заговорил о квотах. Всякий раз, когда производился набор, он не мог удержаться от фразы: "Все эти ваши черные". Мы же не обращали внимания ни на цвет кожи, ни на происхождение игрока".

Известный склонностью к общественной деятельности Лилиан Тюрам, избегая критики в адрес Блана, соратника по чемпионской команде 1998 года, выразил мнение, что проблема двойного гражданства искусственно раздута: "Лучшие все равно будут играть за Францию, а другие сборные выберут те, кто ей не подошел".

Однако так происходит не всегда. Выступая 27 февраля в футбольном обозрении на Canal+, Блан привел пример нападающего Сова, уроженца парижского района, чемпиона Европы-2005 U19, привлекавшегося в молодежную сборную. Ныне лучший бомбардир национального чемпионата, форвард "Лилля" принял предложение Сенегала в 2009 году, когда его игра ничего особенного собой не представляла. А среди игроков сборной Алжира на ЧМ-2010 оказалось 18 футболистов, родившихся и выросших во Франции. Правда, Бензема среди них не было.

Александр ПРОСВЕТОВ