Газета Спорт-Экспресс № 82 (5552) от 18 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ХОККЕЙ
КХЛ. Плей-офф. Финал
ВСЕЙ КОМАНДОЙ - В ЧЕШСКИЙ ДОМ!
Юрий ГОЛЫШАК |
из Уфы |
"Атлант" летел делать чудо. В чудо верили все - и неизвестный художник, украсивший раздевалку "Атланта" дивными картинками: космический богатырь не оробел перед зеленым чудищем, азартно тыкает его мечом. И наверняка вот-вот проткнет. Рядом картинка еще остроумнее - эмблемы трех клубов НХЛ, сумевших отыграть 0-3 в серии. Рядышком пристроилась заостренная буковка "А", - это мы, Мытищи…
Верили в чудо Милош Ржига и его хоккеисты. Верил министр иностранных дел Московской области Тигран Караханов, бывший посол России в Мавритании и Словении. Созвонились сразу после победы "Атланта" в Мытищах 4:0.
- Что ж вы плохо о нас пишете?
Я оторопел. Министра ввели в заблуждение.
- Что вы, - уверил я. - Очень даже хорошо пишем.
- Да? - оттаял тот. - Тогда я вот что вам скажу: "Салават" - отличная команда. Хотела нас обыграть в серии со счетом 4-0. А мы им сегодня устроили 4:0 наоборот.
Повторить подвиг хотелось и в Уфе. Пусть не 4:0, "Атлант" был согласен на счет попроще.
Утренний рейс на Уфу в день матча проще было отправлять прямо из Мытищ, с какого-нибудь военного аэродрома. Весь самолет заполнен фанатами "Атланта".
Я вынул наушники. Слушать салон интереснее. Самолет вытягивали тягачом на взлетную полосу.
- Всем пристегнуться, - скомандовал самый живописный из фанатов. - Так задом и полетим.
- Через Мытищи? - уточнил кто-то.
Стюардесса кивнула. Только через Мытищи.
- А можно окно открыть? - сыпали вопросами люди в сине-желтых майках. - А почему комментатор Гимаев в пятнадцатом ряду без внимания? А можно спасательный жилет сразу надеть? А он спасет, если упадем?
И сам же спрашивающий ответил:
- Не спасет. Мне цыганка нагадала…
Развить мысль не дали свои же. Пообещав ссадить в воздушном пространстве Набережных Челнов за такие речи. Самолет той же секундой начало трясти. Я посмотрел на говорившего с ненавистью.
Вспомнив коллегу, которому гадалка удружила - назвала день кончины, но утаила год. Всякий раз с приближением апреля тот становился мрачен. Посвящал в свою печаль всех вокруг, обзванивая ночами:
- Мне кажется, все произойдет в этом году…
А фанаты в Мытищах самые обаятельные на свете. Агрессии ни капли. Я их люблю.
Кто-то, положив руку стюардессе на бедро, с жаром обещал жениться. Летели бы еще пару часов - наверняка обещание сдержал бы, женился. В Мытищах самые обаятельные женихи.
Рассказали много интересного. Во-первых, команда признала отель "Башкортостан" нефартовым. Жили в нем - и проиграли два матча. Точно так же поступили и фанаты. Напрасно выкладывали в "Башкортостане", ожидая "Атлант", салфеточки в баре одну к одной - прореживали желтые синими… Оценить некому, кроме корреспондентов.
Другой рассказал, как гримасничал в мытищинском матче Радулов.
- Я прямо за их скамейкой сидел, все видел. Радулов сел с самого краю и все Ржиге и Мареку что-то орал. Мог бы вообще перелезть, его Козлов за майку оттаскивал…
* * *
Места в уфимской ложе прессы занимать надо за полтора часа до начала матча. Вот я и сидел, глазел по сторонам. Война баннеров Уфой не выиграна, но с плакатами здесь тоже хорошо. Радулов в образе Че Геварры, Антипов в гусарском мундире. Ему идет. Стоило камере выхватить самого Антипова на трибуне, аплодисменты не смолкали долго. А вот любопытное: "Тольятти за Уфу - Козлов, № 25. Григоренко, № 27. Кондратьев, № 63". Словно ответ мытищинскому плакату "Карелия за "Атлант". Не тольяттинский ли житель Сергей Михалев водил кисточкой?
Бились Мытищи отчаянно. Выдержав натиск Уфы, хранили отыгрываемые цифры 1:0 на табло долго-долго. Взялись за дело в третьем периоде, счет сравняли. Могли забить еще и еще, да Эрсберг ловил все с издевательским изяществом. Будто не он пропускал двумя днями раньше все летящее в створ. А может, дело в том, что Горохов не бросал. Он-то знает, как надо.
- Кубку нечего мотаться туда-сюда, должен остаться в Уфе! Это наш кубок! - увещевал судьбу диктор. Уступив в перерыве микрофон секретному оружию "Салавата" - некой Гузели Калимуллиной, даме довольно экзотичной. Та отвела душу - притоптывала, размахивая смычком. Видел бы Ржига - умер со смеху. В скрипичных композициях отчего-то напирала на "семь сорок".
Те мелодии доносились до хозяйской раздевалки - и завели "Салават" сильнее некуда. Вообще Уфа играла здорово - хоть и со страхом. Увы, увы "Атланту" - "Салават" сыграл в этот вечер лучший матч серии, как сообщил мне Олег Петров. Нервничал и "Атлант". Уж Ржига, сложив ладони рупором, голосил: "Бросайте!" Нет, не решались…
Пан Милош пощипывал бороду, предчувствуя большие беды. "Салават" все прибавлял и прибавлял в скорости. Ржига ни за что ни про что сорвался на добрейшего Обшута. Казалось, овертайм начался минут за десять до конца третьего периода. Играли до гола.
Беда пришла - "Салават" забил дважды под рев трибун. И пусть Мытищи едва не вырулили к очередному подвигу этой весны, шайбу отыграли, судьба кубка была решена. "Салават" гнулся, но не ломался.
* * *
Ржига обнимал всех и каждого. Утыкался бородой в плечо Свитову. Мне казалось - стирая незваную слезу. Половина "Атланта" не желала смотреть, как будут поднимать кубок игроки Уфы. Ушли в раздевалку. Уговорил вернуться генеральный директор Андрей Веревко: "Ребята, некорректно".
Петров смотрел через не могу, сжав зубы. Мусатов уперся подбородком в черенок клюшки. Обшут отвернулся - и едва смолкли речи, снова метнулся к раздевалке. Бросив в проход нефартовую клюшку. Охранники вздрогнули.
Ржига, на секунду заглянув в раздевалку, тут же выскочил назад. Ходил по узенькому коридору, как тигр в клетке. От угла до угла. Плей-офф в его душе продолжался.
Я заглянул в раздевалку - вот это да! Петрову минуты хватило, чтоб лишиться бороды. Вот это скорость. Кто-то отклеивал со стены привезенный из Мытищ листок: "Мы лучшие, мы победим". Хоть и лучшие, а не вышло. Бывает.
- Давайте потом, ребята, - отшатнулся от репортеров Веревко. - А то могу наговорить лишнего…
В раздевалке "Атланта" что-то медленное и лиричное сменялось жестким роком. Возможно, случился конфликт ди-джеев. Один человек любить то и другое не может.
Милош Ржига тем временем обрел мир в душе. И рассказывал:
- Я горжусь своими игроками, они проделали огромную работу. Не уступили ни одной минуты в финале. Сегодня проявили огромный характер. Мы покидаем этот финал с высоко поднятой головой. Мы создавали хоккейную красоту. Финал получился отличный. Нам сегодня в концовке чуть-чуть чего-то не хватало. Сегодня Уфа нервничала, это было видно. Играла со страхом. Впрочем, и мы тоже боялись идти вперед. Я еще перед сезоном говорил, что Уфа будет чемпионом - так и получилось…
- Вы обняли игроков соперника.
- От души. А своим в раздевалке сказал огромное спасибо. Каждый поднялся на 200 процентов.
- Какие планы?
- Всей командой - в Чешский дом. Встретимся с болельщиками в нашем дворце. Отметим кубок за победу в конференции, мы были ее достойны. Хотим праздника. Потом в отпуск.
- Бороду когда сбреете?
- Бритва у меня с собой - может, прямо сейчас…
Сергей Мозякин разговаривать не хотел. Помотал головой - даже не подходите. Зато всегда готов к вопросам Олег Петров. Журналисты его обожают.
- Чего не хватило "Атланту" кроме удачи?
- Мы достаточно долго играли пять на три - забили лишь раз. Это многое решило. Поздравляю Уфу с Кубком Гагарина, они отыграли сегодня свой лучший матч. Очень надежно и сконцентрированно. Да и мы играли неплохо, выложились полностью. Но исход был предрешен после первых двух игр. А четыре матча подряд у Уфы никто не выиграет. Но я и сейчас прокручиваю в голове моменты наших матчей. Нам очень не хватило Хомицкого и Нестерова.
- Вы остаетесь в хоккее?
- Пока не знаю. Буду думать. Лето длинное.
- Если вы все-таки уйдете, журналистам вас будет не хватать.
- Кто-то же должен общаться с прессой.
- В скорости вы никому не уступаете.
- Знали бы вы, чего это стоит… Осталось желание, любовь к хоккею, но тело временами начинает протестовать. Мне 40 лет. Тяжеловато держать уровень. "Умирать" хочется сильным. А почти тридцать лет в хоккее - тяжело будет остановиться. Вряд ли смогу быть тренером, я слишком нервный человек. Летом даже хоккей смотреть не могу, так переживаю.
- "Атлант" новый контракт предлагает?
- Пока об этом не говорили. Но если останусь - только в "Атланте". Мне очень нравится атмосфера. Сплошной позитив.
- Какими тремя словами охарактеризовали бы "Атлант"?
- Трудолюбивая, бойцовская и дружная.
* * *
Юный корреспондент бродил у полупустой раздевалки "Атланта".
- Барулин выходил?
- Он в душе, - посмеялся я. - Сходи за ним прямо туда.
Молодой человек словно под гипнозом шагнул в раздевалку. И секунду спустя вернулся с Барулиным. Вечер чудес.
- Сегодня был отличный хоккей…
- Победил сильнейший?
- По-другому не бывает. Поздравляю Уфу от чистого сердца. Еще поздравляю болельщиков "Атланта" и все Мытищи. Мы переписали историю города. Меня так поддерживают, фамилию скандируют.
- Но вы, кажется, не очень этому рады.
- Это не совсем правильно поняли одно мое интервью. Теперь боятся скандировать. А напрасно. Просто когда я им отвечал, обязательно пропускал курьезный гол… Но мне всегда приятно, очень поддерживает. Пусть скандируют, а отвечать я буду после игры.
- Газеты пишут - будет странно, если не вы окажетесь первым вратарем в сборной.
- А Вася Кошечкин - что, плохой вратарь? Но я буду бороться. Сейчас пара выходных - и Вячеслав Аркадьевич сказал готовиться.
- Неужели даже не напьетесь?
- Не знаю, напьемся или нет, но с ребятами расслабимся.
- Еще не наигрались?
- Наигрался. Но сборная - это честь страны. Дороже здоровья.
- Нет ощущения, что этот сезон не закончится никогда?
- Было - после серии со СКА. Только выходили на Ярославль. Было очень тяжело. А потом вдруг пришло удовольствие от хоккея.
- Почему бороду не сбрили?
- Хочу дома сфотографироваться.
- Начинали вы плей-офф то ли первым, то ли вторым вратарем "Атланта", а завершили лучшим голкипером чемпионата.
- Пока только MVP плей-офф. Вот приз, смотрите. Не знаю, стану ли лучшим вратарем чемпионата. Здорово играли Веханен и Эрсберг. Наверное, это лучший мой сезон. Так приятно. Ребята меня поздравили. Сказали, MVP вратарь в нашей стране еще ни разу не получал.
- За какую шайбу особенно больно в этом плей-офф?
- В первом матче против Уфы. Когда проиграли в овертайме. Обидно - я был уверен, что вытащим этот матч. Хочу сказать спасибо своим защитникам, которые меня всегда поддерживали. И в особенности Илье Горохову…
Репортеры оглянулись - Горохов проходил мимо. Насторожился, услышав фамилию. Улыбнулся и пошел дальше.
Печаль прошла.