Газета Спорт-Экспресс № 76 (5546) от 11 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 2
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Как уже сообщал "СЭ", в пятницу во время исполнения опорного прыжка получила травму чемпионка мира в многоборье Алия Мустафина. Повреждение оказалось серьезнее, чем первоначально предполагалось.
МУСТАФИНА ПРОПУСТИТ ЧЕМПИОНАТ МИРА
Сергей РОДИЧЕНКО |
из Берлина |
Старший тренер женской сборной России Александр Александров начал разговор с главного:
- Диагноз - разрыв крестообразных связок колена. Нужна операция - и ее будут делать здесь, в Германии, в Мюнхене. Там работают лучшие специалисты именно по коленям. Немцы обещают, что сделают все нормально. Только нужно точно выдерживать все их рекомендации.
- И сколько может занять лечение?
- Примерно полгода.
- То есть осенний чемпионат мира Мустафина пропустит?
- Абсолютно точно.
- Как думаете, хватит ли ей соревновательного опыта, чтобы успешно выступить в Лондоне?
- Вполне. Будет еще чемпионат Европы в следующем году, чемпионат России. Да и вообще Алия уже достаточно в своей жизни повыступала, опыта хватает. Главное - вылечиться.
- Кто-нибудь поедет с Алией в Мюнхен?
- Переводчица - обязательно. Немцы планируют так: если все будет нормально, Алия после операции два-три дня пробудет в больнице и улетит в Москву. Но через какое-то время вернется. По мнению немецких специалистов, самое важное при таких травмах - реабилитация. Как я понял, здесь нужно очень точно выдержать баланс. Нельзя торопиться с тренировками, но в то же время нельзя и пускать дело на самотек, ждать, пока все "заживет".
У немцев в этом плане есть хорошие наработки. В этой мюн хенской клинике лечатся футболисты со всей Европы. А с "Баварией" вообще тесное сотрудничество. Сначала, кстати, нам предлагали сделать операцию здесь, в Берлине. Но немецкие тренеры и врачи все-таки посоветовали нам отправить Алию в Мюнхен.
- Как вам кажется, травма Мустафиной - это случайность или были какие-то причины?
- Трудно сказать. Если бы у нее было какое-то падение, разобраться было бы проще. Возможно, при приземлении после прыжка одна нога раньше коснулась земли, а другая позже. Как результат - вся нагрузка пошла на одну ногу, и получилось скручивание колена.
Кроме того, нынешние правила, на мой взгляд, не вполне учитывают интересы спортсменов. Особенно это касается разминки - важнейшего элемента соревнований. Ведь, согласитесь, если гимнаст недостаточно размялся, вероятность травмы сильно повышается.
Скажем, в квалификации спортсменки, которые отбираются только в многоборье, делают один прыжок. А те, кто хочет попасть еще и в финал на этом снаряде, - два разных. Но на разминке все были равны - у каждого два прыжка. А в основных соревнованиях что было? Между выступлениями спортсменок - огромные паузы, но достаточного времени для разминки все равно не дают. Якобы все это делается в интересах телевидения. Одного спортсмена показывают - остальные ждут. А время после разминки идет и идет, выступление откладывается, гимнаст остывает.
- То есть вы не исключаете, что травма Мустафиной могла быть следствием недостаточной разминки?
- Не могу никого обвинять. Но смотрите сами. У девочек сложнейшие программы, выполнять их и так очень непросто. А если их к тому же ставят еще и в некомфортные условия?! Правила, уверен, должны быть за гимнастов - ведь они рискуют своим здоровьем.
- Берлинские врачи быстро поставили диагноз?
- В больницу с Алией поехал наш врач. Мы им все время звонили, но звонки не проходили - в больнице оказались толстые бетонные стены. Обследование продолжалось довольно долго, потом ждали врача, который уполномочен давать заключение. Травму Алия получила чуть позже семи вечера, а дозвониться и узнать, что с ней, мы смогли только около полуночи.
- Диагноз сомнений не вызывает?
- Пока нет. Естественно, в Мюнхене еще раз все проверят. Но врачи говорят, что операцию нужно делать как можно быстрее. Опухоли особой у Мустафиной нет, кровоизлияний тоже. Так что ничто не мешает оперировать.
- У Алии это колено когда-нибудь болело?
- Серьезно - нет. Если у спортсмена появляются какие-то неприятные ощущения, мы сразу проводим обследование. Поскольку проблемы, когда они мелкие, а не запущенные, легче лечить.
- В вашей практике у гимнасток такие травмы встречались?
- У Анны Павловой примерно такая же была. Ей делали операцию в России. Потом она опять упала, и ее оперировали повторно. Сейчас она тренируется, мы следим за ней. Но уровень, увы, уже не тот.
- Прыжок, во время которого Мустафина получила травму, - самый сложный в ее программе?
- Нет. Это прыжок Юрченко с двумя с половиной винтами. Алия уже пробовала и три винта. Но этот тоже очень трудный. Когда гимнастка приземляется, ее еще продолжает вращать. И колени продолжают поворачиваться. Так связки и летят.
- Судя по результатам многоборья, для победы в Берлине Мустафиной хватило бы и более простого прыжка...
- Она могла, конечно, выиграть и с прыжком с двумя винтами, который делала в квалификации. И, очевидно, выиграла бы. Но в финале на снаряде все равно пришлось бы делать два с половиной, только уже вместе со вторым прыжком. Так что мы планировали увеличивать сложность постепенно.
- Что подумали, когда увидели, что с Алией что-то не то?
- Сразу понял: ничего хорошего.
- Алия плакала?
- Вечером - да, но не от боли - от обиды.
* * *
- С утра перед соревнованиями я зашла к Алие, - рассказала в субботу Татьяна Набиева. - Не заметила, чтобы она была заплаканной. Алия все выдержит. У нее вообще характер - супер!