Газета Спорт-Экспресс № 71 (5541) от 5 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ХОККЕЙ
КХЛ. Плей-офф
Милош РЖИГА: "ГОВОРИЛ, ЧЕМПИОНОМ БУДЕТ БЫКОВ. СЕЙЧАС - СОМНЕВАЮСЬ"
- Вуйтек и Петржела мне рассказывали, что их российские успехи даже Прагу заставили взглянуть на этих тренеров новыми глазами.
- В чем-то и у меня такая же история. На матчи с "Локомотивом" специально приехал корреспондент из Праги. А чешское знамя вы видели у наших фанатов?
- Трудно было не увидеть.
- Я обратил на него внимание еще в Ярославле. В Мытищах после пятого гола сказал: "Это всё". Расслабился, взглянул на трибуны - снова его увидел.
- Вы пока не знаете, какой соперник достанется в финале. С "Салаватом" и его открытым хоккеем вам было бы попроще.
- Да что вы! "Салават" - могучая команда! Я еще перед сезоном сказал, что Быков будет чемпионом. Но сейчас сомневаюсь и повторять это не стану - мы еще встанем у Уфы на пути, если она окажется в финале. А "Магнитка" добавила. В конце сезона очень плохо играла, а сейчас нашла стиль. Отличные контратаки. К нам тоже все пришло постепенно - первый круг дался тяжелее, чем остальные.
- С "Локомотивом" было легче, чем с Череповцом?
- Конечно. После "Северстали" ребята поверили в себя. А с Череповцом была настоящая война.
- Во время игр с "Северсталью" шли слухи, будто у вас скандалы в команде. Мозякин на скамейке запасных.
- Вообще не было ничего подобного. Надо было что-то перевернуть в команде - и я решил дать Мозякину отдохнуть. Тем более ему это было нужно. У нас отдыхали все игроки - Марек, Иргл…
- Марек не очень-то хотел отдыхать.
- Вообще не хотел. Но тогда все поняли: у нас есть звезды в команде - но в то же время их нет. Вы меня понимаете?
- Очень хорошо.
- Никто не обижался. Хотя я боялся, что обидится Мозякин. С ним же в жизни никто прежде так не поступал. Но он все оценил как настоящий капитан. Я помню, пять лет назад Мозякин в плей-офф заиграть не смог. А сейчас посмотрите на него - парень радуется! Живет этим! Он отличный капитан - когда нас оказалось шестеро на площадке, надо было одному отправляться на скамейку штрафников. Серега сказал: "Пойду я".
- Вы первый тренер, который заставил Мозякина сыграть классно в плей-офф. Расскажите хотя бы для тренера сборной - как надо с ним работать?
- Первое - это огромное доверие. Он должен поверить в ту задачу, которую ты ставишь. Четко ему все объясни. Мозякин прекрасный бомбардир, все это знают. Но он должен работать на команду, а не на собственную статистику. Сергей сам уже все понял.
* * *
- Наверное, никогда не видели в раздевалке столько народа, сколько набилось после победы над "Локомотивом".
- Ох, видел. В Братиславе в нашу раздевалку пришел президент Словакии - а за ним миллион охранников. Если кто-то открывал шампанское, охранники бледнели. Не знали, что делать, хватались за пистолеты. Не понимали, куда стрелять, если придется, в дыму от сигар вообще президента потеряли… Только он сам был абсолютно спокоен. Мы так смеялись!
- С кем из собственных игроков у вас в этом сезоне был самый долгий разговор один на один?
- Очень долгие беседы были у меня только в "Спартаке". В "Атланте" говорил с каждым, но недолго. Пожалуй, только с Олегом Петровым и Зюзиным.
- Петров играет все лучше и лучше. Страшно представить, как прибавит к пятидесяти.
- Он действительно потрясающе себя держит. Все в порядке и с кондициями, и с настроением. Он обожает хоккей, дай Бог ему здоровья. Очень крепкий человек. Не удивлюсь, если действительно доиграет до пятидесяти.
- Настал момент поговорить о том, чтобы Петров остался в "Атланте" и на будущий сезон?
- Пока не было времени. Но скоро начнем говорить с Олегом о планах. Во время плей-офф не надо заниматься другими вещами.
- Еще два слуха, которые лучше прокомментировать. Первый - скорый уход Мозякина.
- У него кончается контракт - мы знаем, что предложения у Сергея есть. Я тоже с ним поговорил на эту тему - Мозякин никуда из Мытищ не собирается. Очень хороший получился разговор. Думаю, "Атлант" - на сто процентов его команда. Он в Подмосковье уважаемый человек. Здесь семья, дети - зачем уходить?
- У вас ведь тоже контракт только на этот год?
- Да. Заканчивается.
- О продлении разговор был?
- Нет.
- Понятно. И слух номер два, даже попавший в газеты, - будто Игорь Мусатов буянил в ресторане…
- Я сам этого не читал, мне позвонил Андрей Потайчук. Он как мостик между мной и игроками, сам себя до сих пор еще чувствует игроком. Потайчук в курсе всего на свете: "Ты видел статью?" Тогда я пригласил Игоря, расспросил. Он ответил - ничего такого не было. Мы устроили собрание команды - чтоб закрепить одно: "Ребята, мы с вами договорились - до конца плей-офф никаких посиделок в ресторанах. Вы помните?" Все кивнули. "Хочу, чтобы Игорь вам все объяснил". Мусатов поднялся и сказал всей команде - ничего такого не было. Вопрос закрылся.
- Такие вещи на команду действуют?
- На команду - нет. Подействовало на самого Мусатова.
- Как?
- Он страшно переживал. В итоге перегорел, матч отыграл плохо - слишком хотел доказать. Я его не поставил на следующий, он думал - из-за тех "ресторанных" слухов. Пришлось приглашать, объяснять - дело в игре, больше ни в чем. Поговорили о тактике.
- Прежде вы говорили, что никогда не будете работать в сборной Чехии.
- Разве я говорил, что не хочу там работать? Просто думал, что никто меня туда не позовет. Но в прошлом году звонили - когда Ружичка заканчивал работу. Прощупывали. Думаю, шансов у меня все равно мало. Правда, чешские корреспонденты так не считают. Но сам я звонить и подсказывать никому не буду.
- Бывший ваш шеф Леонид Вайсфельд говорил: "Ржига отличный мотиватор, но слабый методист".
- Я недавно сказал чешским газетам: " мне не нравится слово "мотиватор". Кто это - клоун? Или кто? Я тренер. Мотиватор может отработать в хоккее с успехом один матч. Максимум - два. А я прошел с "Атлантом" три круга плей-офф. И все равно слышу отовсюду: "Ржига - мотиватор…" Вайсфельд выступает как специалист в газетах и на телевидении, но некоторые его разговоры мне не нравятся. Как можно влезать в процесс, который не знаешь? Если ты работал в клубе - можешь о нем рассказывать. Но что можно сказать о команде, в которой не был и не знаешь, что там творится? Я бы так никогда не поступил.
- В газеты вы не заглядывали. Неужели лишили себя кайфа заглянуть в интернет?
- Только сегодня заглянул. У меня слезы потекли, честное слово. Вспомнил, как начинался этот сезон, как тяжело было в "Спартаке"… Потом подумал: а что обо мне писали бы, если б не повезло после "Спартака"? Если б не прошел с "Атлантом" Череповец?
- Я знаю. Ничего не писали бы.
- Да писали бы то же самое - что "Ржига - слабый методист, только мотиватор, клоун…" Вайсфельд снова выступил бы… Подумал я обо всем этом - и вышел из интернета. Буду заглядывать понемножку.
- Много времени проводите в интернете?
- Около часа в день.
- Хоккейная жизнь вас научила быть готовым к неожиданностям?
- Еще как! Помню, выиграл с Пардубице регулярный чемпионат. Потом вышли в финал, там проигрывали серию 1:3. Выравняли - но в последнем матче уступили дома - 0:1. Президент клуба спустился в раздевалку и указал на меня пальцем: "Ты виноват!" В следующем году история повторилась - нас побила команда гораздо сильнее, Пльзень. И тогда со мной разорвали контракт. Потом история с моим давним уходом из Мытищ. Губернатор лично меня награждал. Я думал, все прекрасно - а вскоре пришлось отправляться в отставку… А думаете, я ожидал, что уберут из "Спартака"? Надо быть серьезными людьми, хотя бы пожать руки на прощание. Сказать: "Это ты сделал хорошо, это - не очень". Вот с этим я пока не сталкивался.
- Нынешний директор "Атланта" Андрей Веревко прежде был директором мытищинского дворца. Он сам был шокирован вашей отставкой и тем, что узнали вы обо всем от охранника.
- Андрей - чудесный человек, очень ему благодарен за все. Он правильно говорит, обо всем я узнал тогда от охранника. И у меня слезы покатились.
* * *
- В Мытищи ездите за рулем сами?
- Нет, у меня водитель. Сам я опаздывал бы на все тренировки.
- Так переезжайте в Мытищи. Прекрасный городок.
- Так я переехал, мэр города помог снять хорошую квартиру - и тут соседи ее затопили. Я был на выезде. Мне позвонил шофер: "Очень много воды, Милош…" Решил, что до конца сезона доживу в гостинице.
- Я знаю, перед плей-офф вы могли получить Саймона, Шатана и Пруху. От кого было отказываться особенно тяжело?
- Начали мы с Шатана. Я лично с ним разговаривал, мы работали прежде в Братиславе. Стали чемпионами. Вот он бы очень усилил "Атлант", я знаю этого игрока. Но в последний момент он отказался. Не знаю почему.
- В "Динамо" он не показал и десяти процентов того, что умеет?
- Показал. В одном матче… Потом мы переключились на Петю Пруху, другого моего игрока. В Пардубице у меня начинал, я взял его из юниоров. Тоже согласился - и в последний момент сорвался. Нам предложили Саймона. Но здесь уже я сказал: давайте доиграем тем составом, который есть. Никто не знает, как чужой человек войдет в коллектив.
- Какие матчи этого плей-офф потом непременно пересмотрите еще раз?
- Все!
- Неужели?
- Сядем с сыном, возьмем диски и будем пересматривать один за другим. Мне уже интересно. Мало кто заметил, что мы дважды меняли тактику.
- Если бы моя команда пропускала голы то за 12 секунд до конца, то за 5 - в каждом кармане держал бы успокоительное.
- У меня таблеток нет, могу показать. Но это было очень тяжело. И все же в чем-то эти ситуации нас подняли. Любая другая команда опустила бы голову, а наши ребята пожали плечами: "Пять секунд до конца? Бывает". Думаете, почему Олег Петров забил в последнем матче три гола?
- Почему?
- Потому что очень хорошо подумал над тем, как мы пропустили в Ярославле. Контролировал шайбу, хотел забить с неудобной руки - потерял, и мы получили в свои ворота. А подержал бы чуть-чуть - и все, "Атлант" выиграл бы тот матч. Я Олега перед игрой в Мытищах просил об одном - будь спокойнее. Не торопись.
- Пропуская за двенадцать и пять секунд до конца, вы поняли - те матчи вам не вытащить?
- Конечно. Правда, в Ярославле команда меня удивила. Я думал, мы будем плохо смотреться в овертайме, но создали много моментов. Булис должен был забивать, Иргл… Перед мытищинским матчем поменяли один ритуал. После сезона расскажу какой. Все видели - со второго периода на льду была одна команда.
- Самый недооцененный игрок в "Атланте"?
- Эдик Левандовский. Играет очень просто - иногда кажется, не умеет то, не умеет это… Поначалу я смотреть на него не мог. Еще в "Спартаке" полгода уговаривал начальство, чтоб его убрали. Потом нашли ему место. Присмотрелись к его игре. Сейчас нарадоваться на него не могу - вытаскивает все меньшинство, все тяжелые ситуации. Дисциплинированный, профессиональный. Никто пока не понимает, что это за игрок.
* * *
- В этом сезоне у вас еще был "Спартак", где вы не очень сработались с Гашеком. Главный урок той ситуации для вас?
- Хм… Не думаю, что я и клуб сделали ошибку. Просто Доминик не понял, что команде нужен только один руководитель. Говорить в "Спартаке" мог каждый, но последнее слово должно оставаться за кем-то одним. Я и снова буду приглашать известных игроков - но лучше буду узнавать, какой у каждого характер. Только потом я узнал, что у Гашека были точно такие же проблемы в Америке и Пардубице.
- Вы жили в одном отеле. Доминик не зашел попрощаться?
- Нет, мы больше не разговаривали. И попрощаться он не зашел. Думаю, и не зайдет никогда больше.
- Самый ранимый игрок в "Атланте"? Которого критиковать вообще не стоит?
- Федя Федоров. Чем больше ему говоришь - тем хуже играет. Все прокручивает эти слова в голове, прокручивает…
- Кубок за победу на "Западе" мог бы оказаться у "Спартака"?
- Если б были сделаны правильные шаги. Видите, сколько в "Атланте" спартаковских хоккеистов? Играют, и здорово. А "Спартак" с ними разошелся.
Юрий ГОЛЫШАК