Газета Спорт-Экспресс № 57 (5527) от 19 марта 2011 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

19 марта 2011

19 марта 2011 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Вчера состоялось заседание Комитета по этике РФС, посвященное нашумевшему делу экс-игрока "Кубани" .

БИЛИ НИКЕЗИЧА - ПОПАЛИ ПО РОССИЙСКОМУ ФУТБОЛУ?

Дмитрий СИМОНОВ

из Дома футбола

Подошел к штаб-квартире РФС на Таганке - и душа ушла в пятки: на меня надвигались двое мужчин крепкого телосложения. Один - в голубом пиджаке. Другой - в малиновом. Судорожно принялся вспоминать, какие контракты подписывал за последний год, и готовиться к худшему. Но мужчины прошли мимо, а корреспондент "СЭ" юркнул в Дом футбола. У лифта стояли боссы Профсоюза футболистов и тренеров в России Владимир Леонченко и Николай Грамматиков. Мимо меня пролетел один из новых членов Комитета по этике. Он спешил, потому что опаздывать - неэтично.

ПОЛИЦИЯ НРАВОВ

Вчерашнее событие было важным по двум причинам. Во-первых, состоялось первое полноценное заседание Комитета по этике с вроде бы устоявшимся составом (без тех, кто не мил членам Исполкома РФС). Прошлогодний вариант напоминал скорее сходку членов некоего тайного общества. Кто участвует, чем там занимаются - ничего не известно! Теперь же работа комитета соответствует правилам деятельности серьезного, представительного органа: тут вам и открытая для прессы вступительная часть, и подведение итогов на пресс-конференции.

Во-вторых, дело, которым озаботилась наша новая "полиция нравов", - чрезвычайной важности. История о том, как в Краснодаре "двое мужчин крепкого телосложения" с пистолетами побили Никезича, уже несколько дней у всех на устах.

Старая болезнь комитета - ничем не обоснованная неявка ряда членов ввиду необязательности посещения - дала о себе знать и вчера. Собралось всего восемь человек, среди которых выделялись артист Сергей Шакуров и легенда советского футбола Ринат Дасаев. Но для кворума по регламенту хватило и этого.

- Избиение Никезича, если оно действительно имело место, - факт просто вопиющий! - начал глава комитета Алу Алханов. - Если мы, в том числе и благодаря работе правоохранительных органов, получим подтверждение его слов, то Российский футбольный союз и Комитет по этике примут самые жесткие меры! Подобная практика просто немыслима! Кодекс чести подписан многими представителями субъектов футбола, в том числе и руководством "Кубани".

- Футбол должен быть красив во всех его проявлениях, но невозможно построить в отдельно взятой стране красивый и техничный футбол без чистоты помыслов, - по-ленински завершил вступительную речь председатель.

СУД ИДЕТ

Заседание чем-то напоминало суд. Грозный, но мудрый Алханов в роли судьи, Шакуров, Дасаев и К о - присяжные. Интересы черногорского нападающего представляли Леонченко и Грамматиков, другая конфликтующая сторона, "Кубань", прислала спортивного директора Сергея Доронченко и тренера Николая Хлыстунова. Понятно, что одни - адвокаты, а другие - прокуроры, только вот кто есть кто, теперь уже не разберешь. Если на первых порах Никезич выглядел жертвой, то в последние два дня в Краснодаре сделали все, чтобы выставить бывшего игрока (31 матч, 4 гола) клеветником и вымогателем. Даже футболисты "Кубани" написали открытое письмо против бывшего товарища по команде.

Феномен краснодарского единения ("Кубань" поддержали все - от местных журналистов-правдорубов до губернатора края, разве что ФК "Краснодар" отмолчался) я бы назвал "Своих не выдаем". Но не назову, потому что существование в природе пресловутых "двоих мужчин крепкого телосложения" пока не доказано. Как бы то ни было - выражаю личную точку зрения - не слишком верится, что краснодарское ГУВД будет сверхрьяно проводить расследование.

Хотя в теории узнать, говорил ли игрок правду, довольно просто. На базе "Кубани" должны быть видеокамеры - на проходной уж точно. С их помощью можно выяснить, проникали ли на территорию в названный Никезичем день те самые мордовороты с "пушками". Понятно, что запись можно подделать или уничтожить. Но подлог легко обнаружат специалисты, а исчезновение видеосъемки сразу даст понять: что-то здесь нечисто.

НИКЕЗИЧ НЕ ПРИЕХАЛ: БОИТСЯ

Сам то ли пострадавший, то ли подсудимый на нравственный суд не явился. Хотя члены комитета, мечтающие о строительстве социализма - простите, футбола - в отдельно взятой стране, его очень ждали.

- Официальное приглашение черногорцу направили, есть подтверждающие документы, - рассказал Алханов. - Но, как заявили представители Никезича, он просит, чтобы ему обеспечили безопасность. Наше государство ее обеспечить способно, ему опасаться нечего. Мы бы хотели видеть Никезича на следующем заседании. Надеюсь, он прибудет в Москву.

- А когда состоится следующее заседание?

- Не готов ответить на этот вопрос. Но затягивать не хотелось бы. Многое зависит от того, когда сможет приехать Никезич, как быстро будут поступать сведения.

Надо сказать, что футболист, если его действительно били и душили, подложил себе большущую свинью, не пройдя медицинского освидетельствования. При нынешнем развитии технологий те фотографии синяков, которые опубликовал черногорец, абсолютно ничего не значат. Да и словам его большой веры нет. Объясняю почему.

В первом интервью форварда, опубликованном на сайте "Кубани" в начале 2009 года, игрок рассказывает: "Несколько лет назад в составе молодежной сборной Сербии и Черногории я на стадионе "Торпедо" в Москве играл отборочный матч чемпионата Европы против сборной России, в которой тогда, кстати, выступал и Андрей Аршавин". Однако после проверки выяснилось, что в заявке Никезич был, но на поле не выходил! Зачем соврал? Или это проделки пресс-службы "Кубани" - недопоняли либо намеренно приукрасили?

В любом случае маленькая ложь рождает, как известно, большое недоверие.

ТРЕНЕР ПО РАЗРЫВУ КОНТРАКТОВ

Прения сторон (как сказал Алханов, им разрешалось задавать вопросы друг другу - точнее, враг врагу), закрытые от посторонних глаз, получились, должно быть, жесткими. "Я вся на эмоциях, прям вся на эмоциях!" - после заседания взволнованно щебетала подруге девушка, которая вела протокол. Неудивительно, что заседал комитет больше двух часов вместо изначально оговоренного часа.

Линию поведения противники выбрали разную. Боссы профсоюза производили впечатление людей успешных: оба явились в костюмах и при галстуках, демонстрировали активность. Грамматикову солидности придавали еще и розовая рубашка (символ уверенных в себе мужчин) и очки в тончайшей золотой оправе. Он постоянно рылся в дорогом бездонном портфеле, извлекая оттуда какие-то бумаги. Но этот акт устрашения ни капельки не действовал на сидевших напротив в простеньких свитерах Доронченко и Хлыстунова. Последний, по словам Никезича, выступал в роли проводника в "комнату страха" на клубной базе. Хлыстунов - фигура загадочная. На сайте краснодарского клуба он в списках тренеров не значится - в подчинении у Дана Петреску сплошные румыны. Интернет-шутники уже окрестили Хлыстунова "тренером по разрыву контрактов".

Именно показания этого свидетеля вызвали, по нашим данным, наиболее жаркие споры, поскольку они полностью противоречат тому, что сообщил Никезич. Принято решение запросить расшифровки телефонных переговоров и sms-переписки с мобильного Хлыстунова.

- Какие санкции грозят "Кубани", если вина краснодарцев будет доказана? - спросили у Алханова. - И что может ожидать игрока, если его слова окажутся клеветой?

- Статья 35 регламента РФС по этике предусматривает семь видов наказания. Самый жесткий - перевод клуба в низший дивизион. Право это сделать у комитета есть - при условии, что будет доказательная база. Что касается возможной клеветы, то футболист несет ответственность за заведомо ложные обвинения.

НАБЕРЕМСЯ ТЕРПЕНИЯ

В самом начале заседания Алханов предупредил: никакого решения по итогам встречи принято не будет:

- Рановато! Нет конкретных фактов, подтверждающих или опровергающих слова Никезича. Но работа началась и активно ведется. Идут проверки, в том числе по линии Комитета по этике. Мы очень ждем выводов правоохранительных органов. Без них Комитет по этике решение принять не может. Работа по делу не представляется скорой, его нельзя рассмотреть за два дня, за неделю или за полторы. А потому прошу всех набраться терпения!

Немного смутила одна фраза Алханова: "Наша задача - дать этому факту спортивную оценку". Что значит - спортивная оценка? Нужно оценить, соблюдались ли во время избиения принципы fair play, не наносились ли удары ниже пояса? Или выставить, как в боксе, оценку за качество и силу ударов? Впрочем, из дальнейшей речи стало понятно: речь велась о возможной "спортивной" каре.

При всей широте полномочий Комитета по этике его роль, равно как и роль РФС, заметно меньше, чем у правоохранительных органов. Потому что если Никезич не врет, то это - откровенная уголовщина, а потом уже дело футбольное. Но Алханов пояснил, почему комитет так рьяно взялся за дело.

- Из случившегося можно сделать вывод, - сказал он. - Комитет будет вносить предложения в РФС, чтобы процедура разрыва контрактов стала более прозрачной. Споры и противоречия, связанные с досрочным расторжением личных соглашений, должны разрешаться под чьим-то контролем. Под контролем РФС. Чтобы все было законно и справедливо.

- Если мы думаем об имидже России, то этот случай должен стать уроком для всех клубов, независимо от того, чем завершится дело Никезича, - подытожил Алханов. - Клубам нельзя забывать, что они работают с людьми, у которых есть права, защищенные гражданским и спортивным законодательством. А профсоюзу, прежде чем раскручивать этот маховик, надо было сначала обратиться в РФС и собрать доказательства. К великому сожалению, сейчас по имиджу российского футбола нанесен серьезный удар. Наверное, подобные случаи происходили и ранее. Именно поэтому мы должны сделать процедуру расторжения контрактов прозрачной. Только так можно кое-кого поставить на место, чтобы даже желания вот так распрощаться с футболистом не могло возникнуть.

Вот до чего доводят драки в "лифтах". Били (якобы) Никезича. А побитым в итоге оказался весь российский футбол…