Газета Спорт-Экспресс № 56 (5526) от 18 марта 2011 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 6

19 марта 2011

19 марта 2011 | Хоккей

ХОККЕЙ

СВОЯ КОЛОНКА

Владимир МОЗГОВОЙ

НЕ ВСЯКИЙ РЕКОРД В РАДОСТЬ

И я там был - приехал в Магнитку на два домашних матча "Металлурга", а посмотрел почти три, если считать дополнительные и рекордные 49 с лишним минут второй игры. Душу они вымотали порядочно, хоккея на исходе второго часа чистого времени, по существу, не было, а было нечто похожее на клинч двух донельзя усталых боксеров-тяжеловесов, которые могут обменяться разве что вялыми тычками.

Проигравшие хозяева не заслужили ни слова упрека (в отличие от первого матча в Магнитогорске), победителей-омичей можно было хвалить за стойкость и упорство, но все равно оставалось ощущение, что действо радовало разве что любителей разного рода рекордной статистики, находящихся вдали от "Арены-Металлург". Внутри самой арены, поверьте, было не так весело - и если уж зрители устали, что говорить о хоккеистах?

Порог нормального восприятия любого зрелища ограничен тремя часами, дальше приходится искать дополнительные ресурсы, чтобы сохранять концентрацию и не выпадать из процесса. Качество действа, конечно, имеет значение, но, к примеру, грандиозную многочасовую театрально-хоровую трагедию "Орестея" знаменитого режиссера Петера Штайна хотелось завершить где-то к пятому часу.

Сейчас на хоккее в Магнитогорске порог был превышен где-то к окончанию первого овертайма, зрелище качеством не блистало, но до конца его довести все-таки было нужно. Честно говоря, в какой-то момент я не без ностальгии вспомнил буллиты, которые только ленивый не называет лотереей и о которых применительно к соперничеству Магнитки и Омска у магнитогорцев не очень хорошие воспоминания. Финал-2004 действительно был проигран ужасающе обидно - в последнем матче и как раз в серии штрафных бросков. В КХЛ буллиты в плей-офф отменили во имя справедливости, но насчет справедливости игры до победного конца во всех матчах я бы, пожалуй, поспорил.

Игра на уровне третьего овертайма - тоже лотерея, с не менее обидным для одной из команд исходом. Пластаться полтора - два часа и пропустить какой-нибудь нелепый гол (а после ста минут игры красивых шайб не бывает в принципе) - не очень веселая перспектива. Получить травму на фоне такой усталости - пара пустяков, времени на восстановление остается меньше, проигравший получает колоссальный психологический удар, а дальше еще играть и играть. Есть и другие побочные эффекты - в частности, с телетрансляциями (для ТВ каждый овертайм - кость в горле).

Понятно, что, как и во многих других случаях, мы взяли на вооружение опыт НХЛ. Но в связи с этим вспомнился один из тезисов знаменитого голкипера и тренера Николая Георгиевича Пучкова, которые он надиктовал мне лет восемь назад. По смыслу: "Из всего полезного, что есть в НХЛ, надо брать только то, что сможем освоить". Золотые слова, их можно отнести ко многому из навороченного в последние годы. И годится не все заимствованное, и с освоением не лучше.

Чем дольше длится "матч после матча", тем примитивнее хоккей - и это еще один непреложный закон "сверхмарафонов". Дикая усталость, боязнь совершить ошибку, по возможности полное исключение риска - все это не лишает соперничество интереса, но изрядно его обедняет. Вот поэтому, исходя из всего вышеизложенного, если уж играть до победного, то только в седьмых матчах. А в остальных случаях, как мне кажется, достаточно 10-минутного овертайма и буллитов.

Когда вчера "Магнитка" и "Авангард" выходили на второй овертайм уже в Омске, мне было совсем не смешно. Конечно, сами "виноваты", что оказались такими неуступчивыми и второй раз подряд шли на рекорд, но при чем здесь рекорды? Жалко было не только обе команды, но и болельщиков, и хоккей как таковой.

Серия между "Авангардом" и "Магниткой" и без того не лучшая по качеству хоккея. Много тому причин, и, наверное, не из последних та, что руководят командами финские тренеры, известные как жесткие прагматики. Но "три плюс два" овертайма вовсе перевели зрелище в разряд монотонной эпической сшибки с исходом, в справедливости которого одной стороне точно можно будет усомниться.

А рекордам длительности пусть другие радуются.