Газета Спорт-Экспресс № 48 (5518) от 9 марта 2011 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 5

10 марта 2011

10 марта 2011 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ. Плей-офф. 1/4 финала

СВОЯ КОЛОНКА

Владимир МОЗГОВОЙ

НАШ ПОЗОР

После финиша забойного первого раунда выяснилось, что собственно российских тренеров среди соискателей Кубка Гагарина почти не осталось. Три года догоняем и обгоняем НХЛ, а оказались со всем западным квартетом в чешском, а с половиной "Востока" в финском чемпионатах. Не последние лиги, кто спорит, и специалисты востребованные. За державу, однако, обидно. Нанимали - веселились (это менеджеры и президенты), подсчитали - удивились (это все мы). Цифры перевеса получились слишком уж говорящие - с таким вектором мы далеко зайти можем, если уже не дошли.

Тут продвинутая хоккейная общественность может начать меня лечить. Какие могут быть претензии к квалифицированным и удачливым специалистам, если они оказались сильнее менее удачливых? Когда лига позиционирует себя как глобальный проект, при чем здесь паспорт? Разве не должны передовые тренерские идеи воплощаться в жизнь именно у нас? Если нет тренеров достойного уровня, почему бы не обратиться к мировому опыту? Дело не в национальности тренера, а в том, как он строит работу с командой, не правда ли? И, в конце концов, это же не Сикора против Ржиги, не Вуйтек против Шуплера, не Сумманен против Хейккиля, а СКА против "Атланта", "Локо" против Риги, Омск против "Магнитки", разве не так?

Принимаю, понимаю, сочувствую. Таких харизматиков, как Милош Ржига, надо еще поискать, Владимир Вуйтек вообще наш человек, Кари Хейккиля тоже русский знает, Юлиус Шуплер рассказчик хоть куда, Раймо Сумманен с Вацлавом Сикорой, дай бог, как-нибудь в России оботрутся. Никаких вопросов - те же Вуйтек с Хейккиля, на двоих заработавшие кучу медалей (в основном с "Локомотивом"), давно уже все доказали.

Не в них дело. Дело в нас. Мы в новейшей истории российского хоккея умудрились потерять как минимум два тренерских поколения и очень целенаправленно стремимся к тому, чтобы вовсе избавиться от собственных высококвалифицированных кадров. Естественно, никто этого не декларирует, но по факту получается именно так: смотрите на цифры. Сигнальный колокольчик тихонько позванивает годами, а потом вдруг звучит набатным колоколом. Сейчас как раз такой случай, только что делать-то? Пожар не локальный, а торфяной, обширный и глубинный, авральным методом не справиться. Разве что лимит, подобно лимиту на вратарей-иностранцев установить (кстати, взгляните на список лучших вратарей нынешнего плей-офф - тоже любопытная и о многом говорящая картина получается), но за такую безумную идею меня вовсе камнями закидают.

Корень проблемы, очевидно, в тотальной установке клубов с претензиями на быстрый успех, у них все заточено под это дело (а остальные за ними тянутся). Каждому для достижения цели непременно нужен тренер-победитель, рождения какового дождаться в своем коллективе решаются немногие. Если молодому отечественному специалисту дают поработать сезон - уже хорошо, два - это почти невероятная удача, три - предел.

С опытными тренерами, впрочем, та же история, тут никто не застрахован от спринтерской отставки. Нынче редчайшее исключение являет собой "Ак Барс", но "случай Билялетдинова" давно пора вносить во все учебники как раритетный пример какого-то феноменального (по нашим меркам) озарения руководства. А вообще кого ни возьми из золотой обоймы российских тренеров - каждый к своему главному успеху (или успехам) шел долго и трудно, с готовым победителем в лице Валерия Белоусова сразу получилось разве что у "Авангарда", и то это было уже давно. Тема "золотой обоймы", уходящей в тень не только по объективным причинам, - отдельная и очень болезненная, но вернемся к нынешним соискателям.

И победителей за рубежом искать легче, и работать с ними, очевидно, проще, и сами они испытывают меньшее давление со стороны руководства, и растить их не надо - кадры готовые, проверенные, а если попадаются экзотические персонажи (такое случается все меньше и меньше), то и расстаются с ними не скорбя. У добившихся успеха (пусть даже невеликого) и поварившихся в российском котле, как правило, всегда есть и второй, и третий, и четвертый шанс, и не в самых последних клубах.

Наши тренеры могут проявлять себя в основном на периферии турнирной таблицы со всеми вытекающими отсюда последствиями. А за рубеж их не зовут не только потому, что с языками проблема - там (правда, за другие, чем у нас, деньги) тоже нужны успешные, с хорошей теорией и, главное, - практикой. Круг замыкается.

До появления советских тренеров в Финляндии финны не знали, что они великие. Теперь они нас учат.

Не факт, что Кубок Гагарина выиграет команда с иностранным тренером во главе. Но к финалам конференций останется один российский специалист. Это не их, а наш позор.