Газета Спорт-Экспресс № 42 (5512) от 28 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 4
ЛЫЖНЫЕ ВИДЫ
ЧЕМПИОНАТ МИРА
14-кратная чемпионка мира Елена Вяльбе рассказала специальному корреспонденту "СЭ" о мускулатуре Марит Бьорген, "угрозах" Юстины Ковальчик и поздравлениях королю Норвегии .
Елена ВЯЛЬБЕ: "БЬОРГЕН КАРТЫ В РУКИ"
Сергей БУТОВ |
из Осло |
- В России все, даже самые конструктивные дискуссии вокруг имени Марит Бьорген рано или поздно сводятся к ругани по поводу ее астмы и тем противоастматическим препаратам, которые ей разрешено принимать. Что об этом думаете вы?
- Я не готова к предметному разговору по поводу астмы Бьорген. Не знаю, какая у нее астма, а мне рассказывали, что существует несколько стадий, от легкой до тяжелой. Неизвестны мне и те препараты, которыми она пользуется, и эффект, какой они дают. Обсуждая астму Бьорген, мы будем вынуждены опуститься на уровень слухов, чего лично мне не хотелось бы.
Буквально сегодня я прочитала, что, согласно последнему исследованию мышц Бьорген, даже препараты против астмы не могут восполнить для нее последствия того негативного эффекта, которое ей приносит заболевание. Получается, по сравнению со здоровым профессиональным спортсменом, у Бьорген еще есть резерв. И специалисты оценивают его приблизительно в 15 процентов. Но это написано в норвежской газете.
- Есть и другие точки зрения.
- Разумеется. И я регулярно их слышу. Но хочу сказать, что нет никаких оснований голословно обвинять Бьорген. Дескать, "обкололась со всех сторон разными средствами и бежит". То, что ей позволено легально принимать запрещенные другим препараты, не означает, что Бьорген побеждает именно за счет этого. Побеждает она в первую очередь за счет своего труда и таланта. Она очень сильный человек, выдающийся спортсмен, чрезвычайно одаренный. К тому же продолжающий совершенствоваться.
- Судя по всему, и физически. Вы обращали внимание на ее мускулатуру? Мне кажется, у Бьорген она развита больше, чем у Нортуга.
- Обращала, конечно. Впечатляющая мускулатура, чего уж там. Летом видела фотографии Марит, сделанные со спины, и в первый момент не могла поверить в то, что это женщина. Могу предположить, что у Бьорген так называемые короткие мышцы, которые быстрее "прокачиваются". Правда, такие мышцы и "забиваются" по ходу гонки быстрее, но это уже другой разговор. Помню, что "короткие" мышцы были у Анфисы Резцовой. Обращала внимание на то, что при одинаковой нагрузке, которую мы получали, мускулатура у нее росла значительно быстрее.
- А у вас?
- Да у меня и рельефа особого не наблюдалось. Спина была слабой, пресса никогда толком не было. Я вообще на перекладине ни разу не могла подтянуться (улыбается). Но это было в наши времена. Сейчас лыжный спорт стал куда более атлетичным, взрывным. Штанге спортсмены сегодня уделяют гораздо больше внимание, и это легко объяснимо: почти каждая гонка - контактная.
- За последние два-три года Бьорген совершила настоящий прорыв в результатах. За счет чего, как вам кажется?
- В первую очередь за счет техники - как в "классике", так и в "коньке". Настолько красиво, скажем так, раньше Марит не бегала, брала за счет мощи. Но сейчас ее техника находится на высоком уровне, хотя определенный резерв по-прежнему есть.
- Вы никогда не пытались узнать подробности того, как норвежцы, та же Бьорген, тренируются?
- Они очень много тренируются самостоятельно. У них нет такого, как у нас, - круглый год ездить куда-то со всей командой. Они готовятся в основном дома, многие - в своих клубах. Точно так же они действовали и в мои времена - все работали по отдельности, а ближе к началу осени собирались на совместные сборы.
Если разобраться, такая система требует куда большей степени ответственности от самого спортсмена. В большой сборной, поверьте, тренироваться проще. Когда рядом конкурент - это уже стимул к работе. В этом смысле я, можно сказать, преклоняюсь перед той же Юстиной Ковальчик. Она мне как-то сказала, что не любит и просто не может тренироваться с кем-то еще. Ну, допустим. Но ведь это какой, если вдуматься, должен быть самоконтроль, чтобы работать в полную силу каждый день, без поблажек?! А ведь она именно так и работает - это видно по ее результатам.
- К слову, о Ковальчик. Ее тренирует Александр Веретельный, наш бывший соотечественник. У вас, как у президента федерации, не возникало желания вернуть Веретельного?
- Мое желание в данном случае мало что значит. Я уверена, что Юстина платит ему огромные деньги. И это взаимовыгодное сотрудничество, потому что Ковальчик понимает мастерство Веретельного и очень дорожит им. Была одна история, кто-то сказал Ковальчик, что Вяльбе хотела бы встретиться с Веретельным. Юстина ответила: "Я приеду в Рыбинск и убью Вяльбе". Когда мы с ней потом увиделись, я ей первым делом сказала: "Юстина, я никогда даже близко не подойду к твоему тренеру, пока вы вместе". Существует определенная этика, нарушать которую нельзя. Единственное, что я позволила, - предложить Юстине потренироваться с нашей командой, но она наотрез отказалась: "Да вы что, у вас там одни отборы! Я так не могу".
- Если Бьорген удастся в Осло перекрыть ваше достижение Тронхейма-1997, это будет справедливо? У Бьорген вот уже второй год подряд, по сути, одна соперница - Ковальчик, в то время как в 1997-м конкуренция в женских лыжах была принципиально иной.
- Так уж сложилось. Так что если это случится, в этом будет своя логика. Бьорген все правильно рассчитала, сознательно понесла серьезные финансовые потери, пропустив "Тур де Ски", ради подготовки конкретно к домашнему чемпионату. Поэтому ей и карты в руки. Думаю, если Марит решит бежать все шесть гонок, у нее высокие шансы победить в каждой из них.
Меня здесь спрашивали норвежские журналисты, как я буду дальше жить, если Бьорген выиграет шесть золотых медалей. Я даже рассмеялась от такой постановки вопроса. Да как жила, так и буду жить! Я совершенно спокойно отношусь к тем пяти своим победам. Во времена Кулаковой и Сметаниной в рамках чемпионатов мира проводилось по три, максимум четыре женских гонки. Они физически не могли выиграть больше за один раз! И что, стали они от этого менее великими? Четыре гонки удалось выиграть той же Лазутиной в Тандер-Бее. Да, мне посчастливилось победить в Тронхейме пять раз. Но я никогда не бахвалилась этим, не этим мерится величие спортсмена. Мне кажется, вообще не следует сравнивать достижения отдельных лыжников. Ведь если вчера Вяльбе выиграла пять раз, завтра шесть раз победит Бьорген, значит, послезавтра семь раз победу отпразднует еще кто-нибудь. И что, Бьорген после этого надо застрелиться?
- Помните реакцию норвежской публики в Тронхейме, которой вы своими пятью победами в общем-то нанесли серьезное оскорбление?
- Если бы в 1997-м я была эдакой Юстиной Ковальчик, которая приехала в Норвегию и пять раз подряд обыграла местную Марит Бьорген, тогда, наверное, это можно было бы назвать оскорблением. Но там все пять раз второй была Стефания Бельмондо - итальянка. А единственной норвежкой, попавшей в тройку призеров, была Марит Миккельспласс. Наверное, если бы на месте Штефки (Бельмондо. - Прим. С.Б.) была она, тогда да, - я стала бы для Норвегии врагом. А так, все было нормально. Я со всеми с удовольствием общалась, раздавала интервью. Никогда не видела, чтобы на меня кто-то косо посмотрел или что-то сказал за спиной. Наоборот, все улыбались, все хотели сфотографироваться.
- Мои норвежские коллеги говорили, что вы по-прежнему здесь очень популярны. Чувствуете это?
- Чувствую. Проходила сегодня мимо трибун и слышала: "Смотрите, Вяльбе идет!" Конечно, приятно. В России редко сталкиваешься с чьим-то вниманием. Норвежцы в этом смысле люди с другой планеты. В гостиницу неоднократно приходили люди с каким-то старыми фотографиями, вырезками из газет. Мы их с такой ностальгией разглядывали. Да что говорить про лыжи в Норвегии, если за каждой без исключения гонкой с трибуны наблюдает король. Кстати, он и в Тронхейме пробыл весь чемпионат. У него день рождения в конце февраля или в начале марта (21 февраля. - Прим. С.Б.), и в тот день я выиграла одну из гонок. Меня подвели к его ложе, как это всегда делают с победителями, и я подарила королю букет цветов.
- Как он реагировал, пять раз встретив вас в своей ложе?
- Нормально реагировал. Всегда пожимал руку. Я к нему потом в гости напросилась. Меня норвежские девчонки научили сказать: "Я хочу посмотреть, как вы живете". Учила фразу несколько дней, до сих пор помню, как она звучит. Ну и выпалила ему в лицо.
- А он?
- Пригласил во дворец. Тот, который в центре Осло. Так я посмотрела, как он живет. Хорошо живет, но в общем он обычный человек. Как и все мы.