Газета Спорт-Экспресс № 37 (5507) от 21 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

21 февраля 2011

21 февраля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1958 год. Часть шестая

Дебютом сборной СССР на чемпионате мира Комитет физкультуры остался недоволен. Он видел ее на пьедестале, а она всего лишь пробилась в элитную восьмерку.

"ТЕОРЕТИКИ" И "ПРАКТИКИ"

ДАЕШЬ 4-2-4!

Рассерженные начальники на следующий день после проигранного четвертьфинала вернули команду домой, не дав посмотреть четыре решающих поединка.

В это же время небольшая группа советских туристов прибыла в Швецию. По задумке - для поддержки своей сборной в полуфинале и, возможно, в матче за золото. Разминулись.

Недельную путевку организовал Интурист СССР через шведскую туристическую фирму "Ресо". Советским гражданам предоставили номера в гостинице 2-го класса, трехразовое питание, культурную программу, экскурсии с русскоговорящим гидом и билеты на два матча, включая финальный.

Судя по стоимости путевок - 2141 дореформенный рубль (примерно двух-трехмесячная зарплата разных категорий трудящихся), - оплатить их в состоянии были люди с утяжеленной потребительской корзиной и персональными автомобилями. Нерабочим местом грели они удобные кресла в просторных кабинетах. Израсходованную теплоэнергию компенсировали красные, цвета крови, партбилеты, согревавшие сердца.

Такого примерно калибра сановники на проигрыш шведам отреагировали весьма болезненно. Разные ветви пышного древа спортивной и футбольной власти немедля запустили нескончаемую череду пленумов, собраний, совещаний. Темы, обсуждавшиеся на многочисленных сходках, не отличались ни разнообразием, ни оригинальностью. Собравшиеся в довольно нервозной обстановке искали ответы на два вопроса: кто виноват и что делать?

Ответ на первый находят у нас куда быстрее и легче - козлов отпущения хватает. В спорте, как и на железной дороге, виноват стрелочник, то бишь тренер. Правда, от оргвыводов воздержались: Гавриилу Качалину дали испытательный срок с условием омолодить команду. Висевший над ним четыре месяца дамоклов меч опустится только в ноябре.

На второй вопрос внятно не ответили. Абстрактных идей, конкретных предложений разной степени полезности, противоречивших друг другу и абсолютно непригодных, высказывалось множество. С одной стороны, призывали к отходу от шаблона, к проявлению творческой инициативы, с другой...

Не кто иной, как тренер таганрогского "Торпедо" Г.Мазанов, просил указаний от Управления футбола по вопросам тактики. Чему удивляться, коли сегодня в приказном порядке требуют от тренеров молодежных сборных придерживаться единой тактической схемы.

В 58-м прозвучали призывы к массовому переходу на бразильскую схему 4-2-4. Поголовно насаждать на нашей почве иноземный продукт без учета особенностей, возможностей, уровня исполнителей каждого отдельного коллектива и традиций советского футбола было большой ошибкой. Следовало не слепо здесь и сейчас копировать импортную модель, а творчески изучать, безусловно, более прогрессивную, перспективную в сравнении с обветшавшей "дубль-вэ" систему с совершенно иной философией игры, функциями отдельных футболистов, всех линий, взаимодействий между ними и, наконец, иным, более высоким уровнем исполнителей. На все требовалось время.

О РОЛИ ТРЕНЕРА

Один из главных, центральных, вечнозеленых вопросов - роль тренера, его права и обязанности. Известный журналист Александр Вит (Виттенберг) еще раз напомнил: "Сейчас тренеры целиком зависят от местных организаций, и горе тому из них, чья команда часто проигрывает. Только турнирными очками определяется класс, культура, педагогические способности тренера. Из-за этого тренер не может работать перспективно. Он не может рисковать, не может экспериментировать и частенько находится в прямой зависимости от ведущих игроков. Может ли в таких условиях тренер предъявлять повышенные требования к игрокам...

Работа тренера рассматривается сквозь призму очков турнирной таблицы сегодняшнего дня, и это имеет свою отрицательную сторону. Но ведь без этих двух очков, без борьбы, без побед и поражений нет футбола. От любой команды все равно будут требовать побед. Этого изменить нельзя. Но освободить тренера от зависимости, развязать ему руки мы обязаны. Без этого нам не удастся добиться нового подъема класса нашего футбола" ("Спортивные игры" № 8, 1958).

Не прервал я журналиста, дал высказаться, ибо и сегодня слова его с повестки дня не сняты.

Оптимизма Александру Виту июльское заседание Секции, с которого он вел репортаж, не добавило: "Прошедшее совещание лишь в самых общих чертах наметило проблемы, подлежащие разработке. На многие вопросы участники так и не получили ответа".

"ТРОЙКА"? И НА ТОМ СПАСИБО

А Управлению футбола причины неудачи сборной известны. Изложены они в пухлом годовом отчете о проделанной работе.

Серьезный анализ был подменен легкодоступными, лежащими на поверхности выводами, объективными и субъективными суждениями, приправленными нелепыми, незаслуженными обвинениями.

После чего выставили оценки сборной и футболистам по пятибалльной системе. "Учитывая состав команды, ее возможности и трудности, считать выступление команды удовлетворительным". И на том спасибо. "Пятерки" получили Яшин и Войнов, "хор" - Кесарев, Крижевский, Царев, А. и В. Ивановы, Ильин и Симонян. "Тройки" - Кузнецов, Фалин и Сальников. По два балла заработали Апухтин и Нетто (ГАРФ. Фонд 7576, опись 30, дело 131).

Позволю себе не согласиться с мнением руководства. Убежден, с учетом сопутствующих фатальных условий сборная заслуживала как минимум "четверки с плюсом".

1. Перед поездкой в Швецию команда лишилась четверых ключевых футболистов во всех линиях: защитника Огонькова, полузащитника Нетто, нападающих Татушина и Стрельцова.

2. Венгерский судья Жолт, отняв победу над Англией, вынудил наших провести три тяжелейших матча за пять дней с 48-часовым между ними интервалом и бессонно, по милости хозяев, ночью перед четвертьфиналом со шведами. Но и эта команда, обескровленная, обессиленная, пробилась в восьмерку сильнейших в мире, уступив только чемпиону и вице-чемпиону. А не будь того неправедного пенальти, вполне могла и взойти на пьедестал. Таково мнение Гавриила Качалина и футболистов.

Что же до самих футболистов, то они, не побоюсь этого слова, совершили подвиг. Ребята играли на морально-волевых, многие с травмами, смертельно уставшие, оставили на поле все силы. Потому как играли за свою страну, народ, за нас с вами. И мы им за это благодарны.

БИЛИ КАЧАЛИНА, РИКОШЕТИЛО В АНТИПЕНКА

После драки замахали кулаками журналисты. Метили в тренера: игроков не тех повез, не тех ставил, тактику с бразильцами выбрал неверную... К футболистам претензий не имели. "Сыграть пять матчей за 12 дней (за 11. - Прим. А.В.) - нагрузка вряд ли посильна какому-либо коллективу, - справедливо заметил Н. Киселев. - Стоит ли упрекать самих спортсменов за то, что у них в четвертьфинале подкашивались ноги от усталости? Однако невольно возникает вопрос: где же был резерв сборной, почему не нашлось замены основным игрокам?..

Более чем странное объяснение услышали мы от руководства команды:

- А если бы мы выставили запасных и проиграли, что бы тогда нам сказали?

Так вот где собака зарыта: зачем рисковать, когда можно перестраховаться" ("КП" от 09.07.58).

Зря иронизировал журналист. Качалин не мог выставить на игру со шведами уступавших в мастерстве игрокам основы резервистов. Не готовы были к матчам столь высокого уровня и сами не пожелали выйти в тот день на поле. Выбора у тренера не оставалось. А если бы рискнул Качалин, проигрыша ему не простили бы до конца дней.

О том же писал и Крючков ("Вечерняя Москва" от 12 июля): "Проиграли в Швеции из-за слабой технической, тактической подготовки и усталости...

В последних двух матчах некоторые футболисты играли с травмами, но резервы оставались нетронутыми. Симонян, например, проявил свое мастерство полностью, а ведь он игрок не первой молодости, но его ни разу не подменили, хотя центральные нападающие в Швеции были, но, по существу, туристами".

В отличие от коллег он бросил булыжник на самый верх футбольной пирамиды: "Начальник Управления футбола тов. Антипенок суворовское изречение: "Тяжело в учении, легко в бою" понял наоборот. Создавал сборной тепличные условия, соперников подобрал послабее.

Мало этого, игроки подчас опекались, как младенцы. Работники Управления по футболу считали своим служебным долгом перед игрой и в перерывах между таймами предупреждать противников сборной, чтобы те особенно "не лезли", не "активничали", резко не играли".

В пикантные подробности деятельности Валентина Панфиловича мне не очень верится. Но если все так и было, может, имело смысл рассказать об этом не с двухмесячным опозданием, а еще в мае.

Через восемь дней, 20 июля, председатель Секции футбола Валентин Гранаткин, тренеры сборной Гавриил Качалин и Михаил Якушин в статье "Некоторые уроки чемпионата мира" (опубликована в спортивном издании), не снимая с себя ответственности, ответили на вопрос: "Кто виноват?" - указав на того же Антипенка, который, "зная о неблагополучии как в комплектовании сборной, так и в воспитательной и учебно-тренировочной работе в коллективах мастеров, мирился с создавшимся положением, не предпринимал решительных мер".

ОРГКОМИТЕТ ВНАКЛАДЕ НЕ ОСТАЛСЯ

Подведя черту под ЧМ-58, затрону тему финансовую, ибо сегодня занимает она деятелей футбольных, околофутбольных и сторонних наблюдателей куда больше самой игры.

Посещаемость в Швеции - едва ли не самая низкая за всю историю чемпионатов: чуть превысила (в среднем за игру) 23 тысячи зрителей. Основная причина - сдержанный интерес к футболу в стране: относительно небольшой вместимости стадионы заполнялись редко. Интуристы, общая численность которых не достигла и 30 тысяч (рекордсмены - западные немцы: Швецию во время чемпионата посетило15 тысяч), ликвидировать зияющие пустоты были не в состоянии. Тем не менее организаторы турнира удовлетворения не скрывали: выручку от продажи билетов они получили максимальную - семь миллионов крон.

Оргкомитету удалось незадолго до открытия первенства заключить выгодную сделку с известной фирмой по производству бытовой техники - "Филипс". В обмен за право телетрансляций десяти матчей (включая полуфиналы, финал и матч за третье место) "капиталистические воротилы" оплатили все не реализованные билеты. Причем если с проданных оргкомитет отдавал в государственную казну солидный налог, то "фирмачи" платили денежки "чистые", не облагаемые налогом. И они внакладе не остались: сделав рекламу, бойко распродавали свою продукцию.

Другой источник дохода - подписание выгодного договора с западногерманской кинофирмой "УФА Фильмферайн". Ей предоставили право на съемку всех 35 турнирных матчей и полуторачасовой ленты о ЧМ-58. За кругленькую сумму, разумеется.

Выполнив работу, УФА пред ложила футбольным ассоциациям "свежеиспеченный" товар - отснятые на пленку матчи, оптом и в розницу, стоимостью от 700 до 900 дойчмарок за штуку (с пересылкой). Фильмы брали нарасхват, отрывали с руками.

Пристроились в длиннющую очередь и советские "скряги". Но прежде Валентин Антипенок обратился к непосредственному своему начальнику Николаю Романову с просьбой приобрести восемь фильмов: пять с участием сборной СССР, полуфинал Бразилия - Франция, две заключительные игры за медали и обзорный полнометражный фильм на общую сумму 5500 марок. Сообщил об условиях, выдвинутых продавцами: "Приобретенные фильмы можно демонстрировать в рамках деятельности федерации только в спортивных целях. Запрещено производить обмен копиями с другими федерациями, изготовлять контрнегативы, а также использовать их в коммерческих целях. При нарушении этих условий взимается штраф в размере 50 тысяч марок ФРГ.

Споры и разногласия в случае их возникновения разрешаются согласно законам ФРГ в немецком суде".

Романов не возражал. Расплачиваться собирались из денег, заработанных сборной в Швеции. О доходе попытался разузнать М.Песляк. 15 сентября он телеграфировал в Стокгольм председателю Оргкомитета ЧМ-58 Бергерусу: "Просим, если возможно, сообщить сумму, причитающуюся советской команде за ее матчи на первенстве мира. Привет. Секция футбола СССР".

К сожалению, ответ Бергеруса в делах архивных не сохранился. По всей видимости, сумма чиновников устроила, и через несколько дней они заказали интересующие их фильмы.

УФА любезно согласилась удовлетворить просьбу, еще раз напомнила об условиях и сумме штрафа, добавив: "Не разрешается передавать этот материал в течение двух лет после окончания первенства мира местным футбольным клубам, союзам и другим футбольным организациям. Демонстрировать фильмы разрешается исключительно в учебных целях и только в помещении Секции футбола".

Взаимная переписка (знакомился с ней в ГАРФ. Фонд 7576, опись 2, дело 1392) завершилась 27 ноября. Заказ наши деловые партнеры исполнили. С тех пор прошло более полувека. Попытки мои найти следы трех матчей нашей сборной в группе (остальные пять приобрести сегодня могут все желающие без проблем) результата не дали. Наверное, пылятся из-за врожденной нашей расхлябанности в каких-то закутках. Или, что хуже, бесследно исчезли.

Чемпионат завершился. Жизнь продолжалась.

Окончание - завтра