Газета Спорт-Экспресс № 33 (5503) от 16 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Татьяна ВОЛОСОЖАР: КАРАНТИН ЗАВЕРШЕН
Со вчерашнего дня у России официально стало на одну спортивную пару больше. Карантин, который отбывала Татьяна Волосожар в связи со сменой украинского гражданства на российское, завершен, и уже в ближайшие выходные фигуристка со своим партнером Максимом Траньковым примет участие в международном турнире в итальянском Курмайоре.
После того как Волосожар и Траньков выиграли в декабре чемпионат России в Саранске, опередив бронзовых призеров двух чемпионатов мира Юко Кавагути/Александра Смирнова, их появления на международной арене и потенциальных битв за ведущие позиции в мире весь этот мир стал ждать с нетерпением. Определенная интрига заключалась и в том, что Станислав Морозов, бывший партнер и нынешний тренер Волосожар, когда-то начинал свою спортивную карьеру, катаясь с Аленой Савченко, которая стала впоследствии двукратной чемпионкой мира с Робином Шелковы и, соответственно, потенциально главной соперницей Волосожар и Транькова на настоящий момент.
Сам Морозов рассказывал мне прошлой осенью:
- Особенно хорошо мы с Аленой катались в то время, когда одновременно выступали и по юниорам, и по мастерам. Соревновались на равных с Тотьмяниной и Марининым. Но после того как в 2000-м выиграли юниорское первенство мира, у меня начались травмы. Сначала я растер ботинком ногу, потом вторую - да так, что потребовалась операция. В 2001-м мы съездили только на чемпионат мира и, хотя чисто откатали и короткую, и произвольную, заняли лишь девятое место. В следующем году поехали на Олимпиаду. Но я весь год промучился с травмой паха и после Солт-Лейк-Сити сделал еще одну операцию.
С 2004-го Алена стала выступать за Германию, а я два года откатался в балете и собирался вообще заканчивать с фигурным катанием. Хотел поступить в медицинский на хирургическое отделение. Но потом поговорил с мамой - она всю жизнь проработала в реанимации, - и мы пришли к выводу, что ни денег таких в семье нет, чтобы в медицинском учиться, ни связей. Пока буду практику проходить, умру с голоду. В тот момент меня и пригласили кататься в Киев.
Первое время помогал Волосожар, которая выступала с другим партнером. А потом сам встал с ней в пару.
Ну а год назад задумался: мне уже 30, а Тане всего 23. И надо дать ей возможность продолжить карьеру.
- Другими словами, понимали, что не дотягиваете до Волосожар, как партнер?
- Безусловно. В паре вообще всегда лучше кто-то один. Либо партнер "перекатывает" партнершу либо наоборот. Когда мы катались с Савченко, сначала я был лучше, чему-то ее учил, потом лучше стала она. То же самое происходило и с Таней. Ведь лишь через четыре года после начала наших совместных выступлений все вдруг словно прозрели: "О, а партнерша-то какая хорошая!"
Тут вот что важно: когда я начал думать о Максе Транькове как о партнере для Тани, у меня в голове уже сидело, что такая пара будет способна претендовать на любые медали...
* * *
На момент начала совместных тренировок это понимал не только Морозов. Нина Мозер, в бригаду которой в итоге пришли Морозов, Волосожар и Траньков, порой даже отчаивалась от того, что на каждую из тренировок нового дуэта приходят смотреть руководители различного уровня. Но с тренерским коллективом фигуристам, безусловно, повезло: Мозер первым делом сумела быстро и четко организовать быт и тренировки спортсменов в Москве, а в качестве постановщика программ был привлечен один из наиболее заметных хореографов мира Николай Морозов, у которого Волосожар ставила программы и даже тренировалась целый год, еще выступая со Стасом.
Для работы с Морозовым фигуристам, правда, постоянно приходилось мотаться в латвийский Даугавпилс, куда прошлым летом перебрался Николай со всеми своими личными учениками, но овчинка стоила выделки.
Станислав Морозов сказал по этому поводу:
- Коля ставит очень удобные программы. То есть их удобно катать, а это очень редкое умение. Катающийся хореограф - вообще редкость в нашем виде спорта. В Новогорске, когда Волосожар и Траньков только начинали скатываться, Максим был в шоке. Сказал мне, что даже не представлял раньше, что хореограф может так владеть коньком.
Меня в свое время Николай научил кататься за три месяца. Я имею в виду - уверенно выполнять на льду абсолютно все шаги. Парные элементы я всегда делал уверенно, но вот шаги были проблемой. А сейчас я и сам могу сделать любое перестроение.
- Что вы, как тренер и бывший партнер, можете сказать о Волосожар?
- С ней легко работать. Она очень хороший человек. Мягкий, честный, добрый. И стержень есть. Как партнерша она никогда не подведет.
- Почему же Украинская федерация фигурного катания так легко отдала ее в Россию?
- Не знаю. С другой стороны, какой смысл был в том, чтобы чинить нам препятствия? На Украине вообще нет условий для работы. Ни партнеров, ни льда, ни тренеров.
* * *
Оценивая еще летом перспективы нового спортивного дуэта, тренер-консультант российской сборной Татьяна Тарасова сказала: "Волосожар и Траньков уже сейчас катаются сногсшибательно. Так, как в парном катании много лет никто не катался. Я давно не видела такой скорости, таких настоящих, мощных движений в каждом элементе, такой сложности в элементах и связках, столь глубокого проникновения в музыку..."
Первый международный старт пары в Курмайоре не должен стать для фигуристов большим стрессом: и у Татьяны, и у Максима есть опыт выступлений на куда более крупных соревнованиях. К тому же незадолго до окончания карантинного срока Волосожар и Траньков про вели несколько выступлений в рамках известного швейцарского шоу Art on Ice, где на лед выходили и Савченко/Шелковы.
Цель фигуристов применительно к Курмайору заключается лишь в том, чтобы набрать определенную (и достаточно символическую для них) сумму: не менее 17 баллов в короткой программе и 30 - в произвольной. Именно такой результат формально позволяет спортсменам принять участие в чемпионате мира, который в конце марта пройдет в японском Токио.
Заодно старт в Курмайоре даст возможность получить рейтинговые очки. Те спортсмены, у кого их недостаточно, будут вынуждены выступать в Токио в короткой программе в числе первых участников, а это почти всегда ведет к некоторой сдержанности судей в оценках за компоненты.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ