Газета Спорт-Экспресс № 30 (5500) от 12 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5
ХРОНИКА
СВОЯ КОЛОНКА
Игорь ЛАРИН
БАРИН НАС РАССУДИТ?
Едва ли не главным информационным событием недели стал отказ прославленного советского хоккеиста Игоря Ларионова от предложенного ему президентом ФХР Владиславом Третьяком поста генерального менеджера сборной России на Олимпиаде в Сочи-2014. Свой отказ Ларионов озвучил публично - в ванкуверской газете, а также в "СЭ".
Убежден, что вся эта история чрезвычайно поучительная. И дело здесь даже не в оригинальном финале, когда одна легенда отечественного хоккея оказией через газету уведомляет общественность о завершении приватных переговоров с другой легендой. Вся соль этой истории - в сценарии. В том, как она рождалась, чем сопровождалась, во что вылилась. В конце концов, в замыслах каждой из сторон.
Итак, все началось в середине прошлого года, когда российское хоккейное сообщество тяжело переживало фиаско сборной на Олимпиаде в Ванкувере. И президент ФХР, очевидно, пытаясь как-то реагировать на выступления критиков, которые требовали работать по образу и подобию победителей Игр из НХЛ, вышел на Ларионова. На одного из самых убежденных сторонников построения сборной по североамериканскому принципу - во главе с генеральным менеджером и сменяемым от турнира к турниру тренерским составом.
Понятно, что, налаживая контакт с Ларионовым, Третьяк искал компромисса с оппозицией. Тем более что та на ура восприняла пробный ход - назначение на роль тренера по Северной Америке самого молодого специалиста КХЛ, ветерана НХЛ Андрея Назарова. При этом глава ФХР наверняка отдавал себе отчет, что следующий ход - приглашение Ларионова на ключевой пост - крайне рискованный. Потому как ломает старую добрую российскую схему с всесильным главным тренером, ограничивает в правах Вячеслава Быкова и вводит в руководство команды, а также федерации человека со стороны.
Но, похоже, в тех условиях Третьяк был обречен рисковать. Ведь после провального Ванкувера, а также серебряного с горьким привкусом Кельна существовал вариант смены штаба, контракт с которым к тому же завершался летом-2010. А с появлением полномасштабного генерального менеджера президент ФХР мог провести эту неблагодарную работу чужими руками.
Однако ближе к осени произошел перелом. Начался новый сезон - и ванкуверские эмоции схлынули. Быков и К о получили фактически четырехлетний кредит доверия - как от федерации, так и от политических структур. Одновременно ФХР сблизила свои позиции с Континентальной лигой, на очередной срок делегировав ей права по проведению чемпионата. Ну а окончательно оформила перелом героическая и мало кем ожидаемая победа молодежки на чемпионате мира.
В результате за какие-то три-четыре месяца расстановка сил кардинально изменилась. Позиции ФХР укрепились, тем более что сборная Быкова уверенно выиграла домашний этап Евротура и создала приличный отрыв от конкурентов. Третьяк лишился последних стимулов что-то кардинально менять - и переговоры заглохли.
И вот здесь Ларионов в имиджевом плане сработал блестяще! Через канадскую прессу громогласно отказавшись от ключевого поста главной олимпийской команды России, он напомнил хоккейной Америке о себе как о по-прежнему влиятельной фигуре мирового масштаба. И в то же время, ни на йоту не отступив от священного заокеанского учения о всесильном генеральном менеджере, не отрезал себе и дороги в КХЛ, где является сессионным агентом и зарабатывает на жизнь. То есть одним выстрелом из ванкуверской провинции накрыл все цели!
А вот Третьяк оказался на распутье. Теперь, когда все личное засвечено в прессе, президент ФХР стоит перед выбором: или оправдываться, или контратаковать. Хотя, думаю, он выберет третий путь - промолчит. Видимо, потому, что к варианту с генеральным менеджером рано или поздно намерен вернуться.
Не сомневаюсь, что вся эта история в целом пошла на пользу российскому хоккею. Мы еще раз оценили ситуацию в сборной, обозначили в ней конкуренцию идей и людей, задумались над тем, какую управленческую модель избрать. И вновь продемонстрировали всему миру нашу национальную особенность: ждать и верить барину, который приедет и всех рассудит. Причем нашу святую веру в прекрасное далеко не оскверняет даже тот факт, что барин совсем недавно работал в СКА и успеха, мягко говоря, не добился.
Так что нет пророков, а также генеральных менеджеров в нашем хоккейном отечестве. Они по-прежнему там - в ванкуверских провинциях. И ждут новых шансов.