Газета Спорт-Экспресс № 19 (5489) от 31 января 2011 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
В минувшие выходные тренер по физподготовке "Спартака" был добрым папой, который прогуливался по отелю с четырехлетним сынишкой. Если для футболистов красно-белых Испания - заграница, то Оскар Гарсия получил возможность проведать родину.
ИСПАНЕЦ, КОТОРОМУ НРАВЯТСЯ МОСКВА И СПАРТАКОВСКИЙ СТИЛЬ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Бенидорма |
НАЧИНАЛ В МАДРИДСКИХ ПРЕДМЕСТЬЯХ
- Уго приехал ко мне на сбор вместе с моими родителями, - рассказал 37-летний тренер. - Ему пришло время идти в школу (речь о так называемом предначальном или дошкольном образовании. - Прим. А.П.), и жена после полутора лет пребывания в Москве вернулась с ним в Мадрид.
- Не тяжело жить в другой стране одному?
- Ничего не поделаешь. Работа в "Спартаке" - для меня большой шаг вперед по сравнению с прежними клубами. Да и Москва мне нравится. За два года стали знакомы ее улицы, узнал людей, немного выучил русский язык, так что могу при необходимости более или менее объясниться. А с родными мы можем друг друга навещать по выходным и праздникам.
- Между тем вы родились не в мегаполисе, а в небольшом городе на севере страны...
- Да, в Понферраде, что в провинции Леон. Тем не менее считаю себя мадридцем. В первые годы моей жизни из-за работы отца в компании по электрооборудованию мы постоянно переезжали. Завершается проект - он отправляется на новое место. Но рожать и меня, и мою младшую сестру мать пожелала в родной Понферраде. Когда же мне было шесть лет, она с детьми окончательно поселилась в Мадриде, и отец стал нас навещать по выходным.
- В каких клубах вам довелось поработать тренером по физподготовке?
- Поначалу в командах из мадридских предместий, названия которых вам вряд ли что-то скажут. В клубе "Фуэнлабрада" я отработал в общей сложности четыре сезона, отлучившись на год в "Сан-Себастьян де Лос Рейес". Они оба выступали в 2В, третьем по значению дивизионе. Потом в моей биографии были "Леганес B" и "Мостолес", тоже из мадридского региона, но еще рангом ниже. В этот период жизни я работал параллельно на протяжении трех лет с любительской сборной столицы. В 2004 году попал в "Нумансию", когда она во второй раз в истории поднялась в примеру (этот клуб, базирующийся в городе Сория и носящий имя древнего поселения, на месте которого сохранились только развалины, трижды выходил в класс сильнейших, но продержался в нем в общей сложности четыре года. - Прим.А.П.). Наконец, настала очередь "Хетафе", в котором я работал два года с Берндтом Шустером, и еще один - с Микаэлем Лаудрупом.
- Это ведь датчанин позвал вас в Москву, получив назначение в сентябре 2008 года в "Спартак"?
- Насколько мне известно, клуб хотел пригласить испанского тренера по физподготовке и обратился ко мне независимо от Лаудрупа, хотя тот потом поддержал мою кандидатуру. Одно совпало с другим.
НЫНЕШНИЙ КЛУБ НЕСРАВНИМ С ПРЕЖНИМИ
- Желание клуба неудивительно, учитывая, что пост генерального директора уже занимал Валерий Карпин, много лет игравший в Испании. С Лаудрупом вы по-прежнему поддерживаете отношения?
- Больше с его помощником Эриком Ларсеном. Они сейчас в "Мальорке" работают.
- У вас есть мнение, почему Ладрупу не удалось добиться успеха в России? Может, эмоций не хватало?
- Трудно сказать. Амбиций было много, но результата тренер не обеспечил. Футбол бывает жесток.
- Не были удивлены, когда Карпин после увольнения Лаудрупа в апреле 2009-го предложил вам продолжить сотрудничество?
- Признаюсь, ситуация была для меня непростой. Но Валерий сказал, что клуб хочет меня оставить. Да и Микаэль заметил, что проблем нет, и я не должен испытывать угрызений совести. Я остался, а потом со мной продлили контракт на два года. Рад этому. "Хетафе" по итогам прошлого сезона лишь во второй раз пробился в еврокубки, а "Спартак" в них участвует регулярно, осенью выступал в Лиге чемпионов. По организации работы и уровню развития структуры этот клуб несравним с "Хетафе" и тем более с "Нумансией". У "Спартака" множество болельщиков, которые поддерживают команду повсюду. В какой бы русский город мы ни приехали, там обязательно найдутся почитатели нашей команды. Да и за пределами страны их немало. Сколько народу привлекла команда в Эстонии, куда мы ездили на сбор летом! А в Лондоне наши болельщики во время матча с "Челси", по-моему, поразили англичан - так громко и яростно они распевали. И еще мне нравится стиль "Спартака", который стремится к контролю мяча за счет быстрой игры в пас и нацелен на атаку.
- До приезда в Россию у вас, конечно, было некое представление о ней. Увиденное ему соответствует?
- Действительность оказалась намного лучше, чем я ожидал. Москва - современный город, в котором можно отыскать все, что душа пожелает. Он мне нравится динамичностью. Про морозы я был наслышан, но в полной мере так их не ощутил. Нам везет: зимой сначала отдыхаем, потом готовимся к сезону в теплых краях. Не люблю, конечно, московские пробки.
- В этом вы не оригинальны. А как вам российские расстояния?
- В 2009 году было удобно, что почти половину премьер-лиги составляли клубы из московского региона. Но сначала вылетели "Химки", потом прекратила существование "Москва", теперь та же участь постигла "Сатурн". Значит, летать придется больше. Хорошо хоть команды из Владивостока, куда я успел съездить в конце 2008 года, в лиге больше нет. Такого длинного перелета никогда в жизни не совершал. В Испании из Мадрида куда угодно за час доберешься. Только до Канар два с половиной часа лета.
- Перед отпуском вы раздали игрокам задания, что добрых чувств у них, наверное, не вызвало?
- Это необходимость. Нужно поддерживать физическое состояние во время отпуска на определенном уровне, чтобы не начинать подготовку к новому сезону с нуля. При таком подходе проще втянуться в работу, когда сразу следуют двухразовые тренировки, и организм получает большие нагрузки. Кроме того, если добросовестно выполнять программу, снижается риск получения травм.
ПРО ЛОБАНОВСКОГО УЗНАЛ ТОЛЬКО В РОССИИ
- Тренеры по физподготовке из Западной Европы обычно вспоминают, что учились по трудам советских специалистов. А вы?
- В университете мы изучали наработки Платонова и Верхошанского. Но это фундаментальная теория, к тому же касающаяся в основном подготовки легкоатлетов и спортсменов из других индивидуальных видов спорта. В футболе со времени написания их исследований подход к подготовке игроков очень существенно изменился. В нем много специфики.
- Методики Валерия Лобановского изучали? Ваш коллега Винченцо Пинколини рассказывал мне, что многие итальянские специалисты наведывались на сборы киевского "Динамо" в Чокко, чтобы посмотреть, как он проводит тренировки.
- Впервые про Лобановского, признаюсь, услышал в России. Знаю, что под его руководством в сборной СССР играли Сергей Родионов, до этого года работавший в нашей команде, а также тренер "Спартака" Борис Поздняков. Кроме того, недавно прочел книгу о Моуринью, в которой немало рассказывается о Лобановском.
- Видите различия в школах физподготовки Испании, Италии, Германии, России?
- Мне знакома только испанская. Считаю, у нее очень высокий уровень. В стране создана масса возможностей для обучения и совершенствования специалистов нашего профиля.
- Так ведь Испания теперь - чемпион мира и Европы.
- Это не только благодаря тренерам по физподготовке. В стране в целом создана система, растящая мастеров футбола.
- Считалось, что в советские времена наши футболисты превосходили соперников как раз в атлетизме и отличной функциональной подготовке. А теперь как выглядят россияне?
- В целом русские футболисты очень атлетичны. У них сильно развито чувство ответственности за дело, указания они слушают внимательно и стараются выполнять.
- Чего же им не хватает, чтобы подняться на футбольную вершину, которую сейчас занимают испанцы?
- Мне кажется, серьезный гандикап создает климат. Русские не могут играть в футбол на открытом воздухе круглый год. А играть надо как можно больше. Не только на тренировках, но и после них: с друзьями на улице или на пляже. В спорте вообще очень важна практика. Физическая готовность - лишь один из компонентов футбола, который включает еще технику и тактику. Во время игры вы находите выход из какого-то сложного положения - и информация об этом откладывается на подкорке. Потом случается схожая ситуация - и вы уже автоматически повторяете то, что делали раньше. Чем больше футболист играет, тем лучше. У теплых стран поэтому есть преимущество.