Газета Спорт-Экспресс № 284 (5457) от 15 декабря 2010 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ
Как уже сообщал "СЭ", в гостях у газеты побывал главный тренер ЦСКА.
Леонид СЛУЦКИЙ: "ЦСКА - ЭТО "ФОРМУЛА-1". ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДЕСЬ НЕ ИМЕЮТ СМЫСЛА"
ТРИ ФИЗИОТЕРАПЕВТА НА ОДНУ КОМАНДУ
- Делясь первыми ощущениями после прихода в ЦСКА, вы говорили о некой сказочности происходящего. Сказка уже закончилась? И какими оказались трудовые будни?
- Да, действительно на "Олд Траффорд" год назад я чуть ли не до двадцатой минуты сидел с раскрытым ртом. Будто смотрел кино в формате 3D, в котором главным действующим лицом был кто угодно, только не я. Сейчас, конечно, ассоциируешь себя непосредственно с командой и с тем, что в ней происходит. Что я могу сказать? Тяжелая работа.
- По сравнению с предыдущими клубами?
- В ЦСКА несколько иные мотивационные факторы. Своя специфика во всем. Гораздо больше времени тратится на различные вопросы, которые в предыдущих командах решались проще и быстрее.
- Например?
- Я говорю об уровне подхода ко всему, вплоть до мелочей. Условно говоря, если это тренажерный зал, то он лучший, если чартер - тоже. Нет ни одного бытового момента, который бы мешал жизнедеятельности команды. В "Москве" и "Крыльях", при всем к ним уважении, такого не было. Ну не видел я там, чтобы на одну команду было три физиотерапевта! К здоровью игроков в ЦСКА относятся очень тщательно, и это естественно: футболисты - самое ценное. Словом, все это признаки настоящего топ-клуба.
- А в работе тренера отличия есть?
- В предыдущих клубах основной упор делался на межличностные отношения с игроками. И не потому, что мне хотелось с ними поболтать. Это была своеобразная подушка безопасности на случай стрессов и конфликтов, которые в футболе встречаются часто. Я был уверен, что похожая форма общения работает на всех уровнях и со всеми футболистами. Не могу сказать, что в ЦСКА она не работает вообще, однако все-таки здесь очень глубоко профессиональное начало. Образно говоря, ты можешь вытащить тонущего человека из реки, а завтра не поставить его в стартовый состав, и твой подвиг вовсе не будет этой самой подушкой безопасности. ЦСКА - машина сверхсовременная, где подушки безопасности просто не имеют смысла. Это "Формула-1", никакие подстраховки тебя не спасут. Аллегория, думаю, понятна.
- Вполне.
- Все отношения находятся в сугубо профессиональной плоскости, а значит, там же лежат и мотивационные факторы.
- Это плохо?
- Почему же? Очень хорошо. Правда, к этому надо привыкнуть.
- Насколько быстро нашли общий язык со звездами ЦСКА?
- Невозможно найти общий язык надолго. Сегодня ты его нашел, завтра человек выпадает из состава, и от хороших отношений не остается и следа. В ЦСКА все делают карьеру. Я знаю, что они всегда профессиональны и ответственны, но понимаю, что за некоторые струны дергать бесполезно. Эти люди сверхсамолюбивы. Футбол для них - основное средство самовыражения, зарабатывания нового контракта, имиджа. Для многих ЦСКА, и они этого не скрывают, - трамплин для перехода в более именитый клуб. Вот еще одно отличие от предыдущих команд. Там я работал либо с теми, у кого лучшие годы позади, либо с добротными игроками среднего уровня, которые выше головы прыгнуть не могли.
- Когда приходили в ЦСКА, вам казалось, что ваш уровень ниже этой команды?
- Да, у меня не было регалий, соответствующих уровню армейцев. Они все заслуженные мастера спорта и так далее. Но во главе угла стоял профессиональный момент. Я понимал: если буду соответствовать в профессиональном плане, меня примут. Игроки оценивают тренера так же, как он - их.
- Были ситуации, когда приходилось кого-то жестко наказывать?
- Конечно. Методы убеждения порой не работали, и надо было применять жесткие санкции. Но здесь все индивидуально. Увы, к игрокам приходится относиться потребительски: в моих интересах, чтобы на поле они показывали свой максимум.
- Вас не назовешь жестким человеком.
- К крайним мерам прибегать не люблю, но приходится.
- Чего вы никогда не простите футболистам?
- Сложно сказать. Были и обидные слова с их стороны, были и неадекватные резкие поступки.
- Слова за спиной или в лицо?
- Ну за спиной можно говорить что угодно. Тренер - вообще у игроков основная тема разговоров. Люди могут говорить прямо противоположные вещи, но если их объединяет недовольство тренером, то они уже соратники.
- Почему так происходит?
- Игра - стрессовый вид деятельности. Когда я работал с психологом, он мне говорил, что поведение человека в состоянии стресса может сказать о нем больше, чем что-либо. Именно тогда контролировать себя труднее всего. Важно понять, что же человеком движет: минутный стресс или более глубинные вещи. Моя задача - делать все, чтобы раскрылся их потенциал. Поэтому я должен спокойнее реагировать на такие вещи.
ОНОПКО НА БРОНЕВИКЕ
- Это вам еще психолог из "Крыльев Советов" объяснял?
- Он не объяснял. Многие тренеры приглашают таких специалистов, чтобы те помогли выработать у игроков психологию победителя. Это маловероятно. Я же поставил задачу изучить, как в состоянии стресса люди могут проявить свои игровые качества.
- В ЦСКА всегда много подначек, шуток. А самый смешной или курьезный случай из общения с игроками в уходящем году припомните?
- У нас перед ответственными матчами практикуется так называемый motivation movie - двухминутный ролик под забавную музыку. Но у нас оператор пытается быть Федерико Феллини - ищет интересные ходы, аналогии. Перед игрой с "Зенитом" в таком ролике фрагменты наших прежних матчей с питерским клубом перебивались кадрами из фильмов об Октябрьской революции, о штурме Зимнего дворца. Когда на экране появился Ленин на броневике, Набабкин сказал только одно слово: "Онопко". (Общий смех.) Было очень весело.
- Легионеры шутку оценили?
- Вряд ли они знают, кто такой Ленин. Музыка, правда, была заводной: "И Ленин такой молодой..." А под нее на экране люди куда-то лезут. Впрочем, здесь все же уместнее признать: художника понять может не каждый. (Общий смех.)
ПЕНАЛЬТИ АКИНФЕЕВ БИТЬ НЕ БУДЕТ НИКОГДА
- А случались мгновения, когда подступало отчаяние?
- Порой наедине с собой посещают такие мысли: мол, надо было выбрать другую профессию, мало ли чем можно заниматься в жизни...
- Что-то подобное было и тогда, когда игроки ЦСКА никак не могли забить пенальти?
- Нет. Расстраивался, конечно, но понимал: играет-то команда качественно. По-настоящему сложный момент был, когда после летних сборов две домашних игры не сумели выиграть. Ничья с "Сатурном", поражение от Нальчика - и оба результата по делу.
- Благодаря чему уходят черные мысли?
- Благодаря работе. Клин клином вышибают. Стресс невозможно чем-то снять - его нужно пережить. Начинаешь работать, реализовывать свои мысли, идешь внутрь коллектива - и все проходит. Поэтому, на мой взгляд, тренером сборной быть намного тяжелее: проиграл - а следующий матч через три месяца.
- Уже примеряете к себе эту роль?
- Нет, просто размышляю о специфике. Вроде бы одна профессия - а на самом же деле разные роды деятельности!
- У Акинфеева один из самых сильных ударов в премьер-лиге. Не было мысли доверить ему исполнение 11-метровых?
- Не было и не будет. Поясню. Пенальти, наверное, может забить любой из вас, включая прекрасную девушку (Екатерину Бредину. - Прим. "СЭ"). Технически это элемент несложный. У Игоря действительно великолепный удар, но вратарь - профессия сверхстрессовая. Нельзя, чтобы, играя в воротах, он думал, что при случае ему надо бить пенальти. А не дай бог не забьет...
- В этом году Акинфееву удалась голевая передача со свободного удара.
- Мы такие ходы наигрываем, просто лишь один пас стал голевым. Но это не может получаться постоянно.
СЕКУ НЕВЕРОЯТНО ПРОГРЕССИРОВАЛ
- Вы вряд ли будете спорить, что после летнего перерыва ЦСКА резко прибавил...
- Буду. В первом круге мы набрали 30 очков, во втором - 32. Прибавка в 2 очка - это не "резко". Да, стали больше забивать, меньше пропускать, провели яркую серию матчей в Лиге Европы. Бесполезно спорить с тем, что Думбья, Вагнер и Тошич усилили наши атакующие действия. Но ЦСКА не выпал из тройки ни разу по ходу сезона, первый круг прошел по чемпионскому графику. И до четвертьфинала Лиги чемпионов, между прочим, добрались. Поэтому не совсем объективно говорить, что команда заиграла лишь после летних дозаявок.
- Насколько довольны проведенным сезоном?
- Вопрос можно рассматривать с нескольких позиций. Первое - строка в таблице. Не заметил ни у игроков, ни у клубного руководства неописуемой радости по поводу нашего второго места. Да, это достойный результат, дающий прямое попадание в групповой турнир Лиги чемпионов, но эйфории нет. ЦСКА уже четвертый год остается без золота. В общем, "четверка" по пятибалльной системе.
Вторая составляющая - рост игроков. У нас была группа футболистов, которая прогрессировала с невероятной силой. Были люди, чей рост наблюдался не так явно, если наблюдался вообще.
Ну и если говорить о зрелищности, забитых мячах, вторая половина сезона действительно была очень яркой.
- Вы сказали, что некоторые прогрессировали с невероятной быстротой. Кого имели в виду?
- Тренеру некорректно говорить о том, кто лучше, кто хуже. Это как в селекции: всех всегда интересуют фамилии, но никто их не называет, иначе трансфер может сорваться. Гинер же сказал вам: нельзя тренера хвалить - он прочитает и снизит требования к себе. Тут вполне уместен перенос: Гинер - мой руководитель, а я - руководитель для футболистов. Дело не в том, что кто-то из них о себе возомнит, просто это управленческий вопрос. Готов обсудить конкретного игрока, а вот выделять его или принижать, мне кажется, не совсем верно. Хотя всем понятно, что в этом году самый яркий пример - Секу. Поначалу он не попадал даже в число 18, а в конце сезона, когда у нас было три кандидата на две позиции фланговых полузащитников, все свелось к тому, что два человека конкурировали за одно место: позиция Секу не подвергалась сомнению, хотя его оппонентами были Тошич и Гонсалес, игроки не худших национальных сборных, участники чемпионата мира. Большой прогресс. Но опять же я не знаю, что будет завтра. К счастью, Секу не читает газет…
- А как вы объясните такой его прогресс?
- Сложно объяснить. Был такой случай. Ко мне на просмотр еще в дубль "Уралана" приехал молодой футболист, настолько зажатый, что никак не мог себя проявить. Когда составлялись списки на следующий сбор, он понял, что в них не попадает. И в зале начал так носиться, что можно было подумать: бежит по стене. Я почувствовал уровень его скоростной выносливости и понял: за это качество можно зацепиться. Он стал профессиональным игроком, сейчас выступает в первом дивизионе.
ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ - МАТЧ СО "СПАРТАКОМ"
- Как думаете, какой матч будет приходить на ум прежде всего при воспоминаниях о 2010 годе?
- Конечно, вторая игра со "Спартаком".
- Не "Севилья"?
- С "Севильей" был хороший матч, качественный, но в нем все шло разумно, по канонам. А вспоминаешь в первую очередь эмоции. Что-то более грандиозное по драматургии, чем игра со "Спартаком", сложно придумать.
- После нее вы отправились на КВН, где сидели в первых рядах. Есть знакомые среди веселых и находчивых?
- Масляков-младший - болельщик ЦСКА. У нас бартер: я ему билеты на футбол, он мне - на КВН.
- И как воспринимаются шутки после стресса?
- Будь результат иным, я бы никуда не пошел. А в прекрасном настроении это то, что надо.
- А какой из матчей сезона-2010 вычеркнули бы из памяти?
- В чемпионате ЦСКА потерпел четыре поражения. В поединке с "Ростовом" чудеса творил Амельченко, мы не реализовали огромное количество моментов. "Локомотиву" уступили в равной, тяжелой игре, как раз из сборных все вернулись. Эти матчи я бы не вычеркивал. Провалили встречу первого круга с "Зенитом" и игру с Нальчиком. Вот их бы, наверное, как-нибудь смыл из памяти водичкой...
- Что помешало вам бороться за золото: нереальные темпы "Зенита"?
- Было два периода, где мы упустили "Зенит": Нальчик и "Сатурн", с которыми мы потеряли пять очков, три ничьи во втором круге, лишившие нас шести очков. Если бы мы прошли без срывов, можно было бы попытаться конкурировать с питерцами. Но раз мы допустили срывы, значит, они были сильнее на дистанции. И у "Зенита" случались поражения, но на финише чемпионата и не подряд.
- ЦСКА сначала использовал схему 4-2-3-1, потом действовал ромбом, а дальше - строго 4-4-2. Эти перемены зависели от исполнителей?
- В моем понимании темы для дискуссии "игроки под схему или схема под игроков" нет. Даже в "Барселоне" схема строится то под Месси, то под Вилью, то еще под кого-нибудь. Игроки подстраиваются под схему, возможно, только в очень средних командах, где нет сильных исполнителей, и то она опять же строится под тех, кто есть. И мы исходили из наличия игроков: начали со схемы 4-2-3-1, которая и в прошлом году приносила успех. Потом у Гонсалеса выявились микроповреждения, у Красича настал момент, когда голова не позволяла ему играть, и у нас не осталось фланговых игроков. Перешли на ромб. Потом пришли новые футболисты, и мы, не понимая до конца их возможностей, попробовали бразильский вариант 4-2-2-2: так играли, например, в первом круге со "Спартаком", когда Хонда номинально действовал во фланговой зоне, а на самом деле смещался в середину. Потом стал бурно прогрессировать Секу, появились фланговые, стала складываться пара нападающих. Сама жизнь заставляла менять схемы. В этом отличие ЦСКА от других команд: если там, дай бог, одну схему наиграют и ее изменение может привести к катастрофе, то уровень игроков ЦСКА таков, что мы по ходу сезона четырежды поменяли схему и при всех выглядели конкурентоспособными.
СИТУАЦИЯ С ДЗАГОЕВЫМ
- Вы футболистов не выделяете, но назвать хотя бы безусловных лидеров ЦСКА можете?
- Это легко сделать, познакомившись со статистикой. Люди, которые не меняются в играх: вратарь, пара центральных защитников и Вагнер Лав. За этой четверкой на сегодняшний день место в стартовом составе забронировано прочно.
- Похоже, вратарю и центральным защитникам просто нет альтернативы?
- Ну почему же: и Леша Березуцкий может сыграть в центре, и Шемберас. А альтернативы сильным футболистам никогда нет. Будь у нас пять-шесть центральных защитников, нынешним ее все равно бы не было.
Окончание - стр. 3