Газета Спорт-Экспресс № 274 (5447) от 3 декабря 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4
ФУТБОЛ
РУССКИЙ САЛАТ В ЦЮРИХЕ
Игорь РАБИНЕР
из Цюриха
В такие минуты время резко замедляет свой ход. Каждая секунда длится вечность.
Вот в 16.30 по центральноевропейскому времени Йозеф Блаттер входит в громадный зал Zurich Messe, и ведущий дает ему слово. Лицо президента непроницаемо.
Вот в 16.31 Блаттер утверждает, что "сегодня - великий день". Для кого?
Вот в 16.32 заявляет, что людей, прямо или косвенно интересующихся футболом, на планете целый миллиард. На сколько больше их станет, если мировое первенство отдадут России?..
Вот в 16.33 отмечает, что футбол - не просто беготня с мячом, а явление, несущее в себе образовательную и гуманитарную миссию.
Вот в 16.34 рассуждает, что футбол - это не только победы, но и поражения и трем из четырех претендентов на проведение ЧМ-2018 придется принять факт неудачи. После чего перечисляет претендентов. Сначала, казалось бы, в порядке проведения презентаций: Бельгия/Голландия, Испания/Португалия... И вдруг следующей называет Россию. Тогда как Англию упоминает последней и подчеркивает, что это родина футбола. Почему? Мы что, проиграли?
Вот в 16.35 общественный нотариус Цюриха выносит на сцену конверт. Блаттер его вскрывает, почему-то выражая надежду, что имя победителя написано с обеих сторон листка... Ну! Ну же!
Спустя мгновение, уже в 16.36, после слов президента ФИФА: "Хозяином чемпионата мира стала..." слово "Россия" было напрочь заглушено ревом нашей делегации. Остальные восприняли информацию куда спокойнее, чем через несколько минут объявление о выигрыше Катаром битвы за ЧМ-2022. Вот там было дикое изумление. Здесь - нет.
Наша делегация отправилась на сцену. Бросилось в глаза совершенно изможденное, эмоционально выхолощенное выражение лица Андрея Аршавина - авторов одного из самых искренних выступлений на презентации. В один из моментов у капитана сборной ощутимо дрогнул голос, как дрожал он и у Елены Исинбаевой. Это невозможно было сымитировать, и недаром овация нашей прыгунье была просто фантастической.
Тут же Кубок мира оказался в руках первого вице-премьера Игоря Шувалова, а сертификат на проведение ЧМ-2018 Блаттер передал члену исполкома ФИФА Виталию Мутко. (По всеобщему - в том числе и иностранцев - признанию, он стал одним из героев дня, ведь речь перед всем миром по-английски, когда практически не знаешь языка, требует потрясающей смелости. Так, Мутко во время презентации еще и пошутить над собой ухитрился, сказал: "Обещаю, что в случае нашей победы к 2018 году буду говорить по-английски так же, как мой друг Джефф Томпсон!" - окончательно растопив сердца всего зала.)
Шувалов заверил, что ФИФА никогда не пожалеет о решении отдать мировое первенство России, а затем - напоследок - слово взял Блаттер. "Хочу поздравить и РФС как члена ФИФА, и Россию как страну, - сказал он. - Россия - это не просто страна, а целый континент. На этом континенте, как и в этой части мира вообще, мы таких турниров никогда не проводили. Желаю вам провести его на высочайшем уровне!"
Когда все закончилось, журналисты пребывали в ожидании официальной пресс-конференции российской делегации. Но было объявлено, что она перенесена. Отдельные ее фигуры пообщались с нами в смешанной зоне, а главная встреча с мировой прессой оказалась назначена на 21.00. С участием... Владимира Путина!
Еще в 15.15 пресс-секретарь премьера подтвердил, что в случае победы Путин тут же прилетит в Цюрих. В этот день он, согласно рабочим планам, должен был отправиться в Калининград, но вылет не состоялся - якобы по причинам нелетной погоды в месте назначения. Потом станет ясно, что у этого имелись более серьезные основания.
Почему в действительности Путин, в отличие от всех остальных глав правительств стран - претендентов на ЧМ-2018, не прилетел на презентацию своей заявки? В чем заключался хитроумный план? Истинные ответы на эти вопросы, боюсь, мы узнаем нескоро. Но раз Россия выиграла - значит, расчеты премьера оказались верны.
- Я опасался, что неприезд председателя правительства скажется на результатах голосования, но этого, слава богу, не произошло, - признался мне вчера вечером Вячеслав Колосков. - Видимо, выступления Игоря Шувалова и других членов нашей делегации произвели должное впечатление. Но сейчас Путин летит в Цюрих, и мы его ждем.
* * *
Все часы, предшествовавшие объявлению вердикта исполкома УЕФА, я испытывал странные ощущения. Такой командировки в моей жизни еще не было. Когда едешь освещать футбольный матч, все просто - поскольку ты сам видишь игру.
Здесь, на выборах, ты игру - не видишь. Все реальные события происходят где-то там, глубоко под ковром, нам же приходится вырывать какие-то крохотные кусочки информации и делать на их основании выводы.
В день выборов ФИФА довела эту ситуацию до полного абсурда. Степень закрытости, с которой все было организовано, превзошла все возможные ожидания.
Окончание - стр. 3