Газета Спорт-Экспресс № 270 (5443) от 29 ноября 2010 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 5
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ГРАН-ПРИ
Заключительный этап "Гран-при" в Париже окончательно определил список финалистов серии.
ДВЕ ПАРЫ - В ЭЛИТЕ. ЖДЕМ ТРЕТЬЮ
Этап в "Берси" принес несколько неожиданных событий, два из которых были связаны с мужским одиночным катанием. Французские болельщики были страшно разочарованы тем, что турнир не закончил Брайан Жубер. Фигурист снялся после короткой программы по причине желудочной инфекции. Подобные отказы от соревнований (после того, как полностью провалена короткая программа и очевидно, что поправить дела в произвольной уже не получится) крайне редко кажутся достоверными. Какая, к черту, инфекция, когда Брайан катался на утренней тренировке за пару часов до выступления и отнюдь не выглядел больным?
С другой стороны, даже если заболевание и имело место, тоже возникают вопросы. А именно - почему спортсмен со столь грандиозным опытом и доскональным знанием собственного организма позволяет себе заболеть перед ответственным стартом? Ведь происходит это с Жубером уже не в первый раз.
Короче, вольно или невольно чемпион мира оказался в родных стенах в роли "сбитого летчика", и это могло бы стать трагедией для французских зрителей, если бы не Флоран Амодио.
До нынешнего сезона 20-летний спортсмен был примечателен разве что тем, что выиграл прошлогодний взрослый чемпионат Франции. Да, вы поняли правильно: Жубер в тех соревнованиях участия не принимал, что сильно облегчило недавнему юниору путь к золоту. Хотя в юниорских турнирах Амодио тоже не блистал - трижды выступал на мировых первенствах и ни разу не поднимался выше десятого места.
Зато в этом сезоне ученик Николая Морозова стал третьим на этапе "Гран-при" в Японии, а в не столь давнем интервью тренер сказал, что считает произвольную программу своего подопечного лучшим образцом того, что когда-либо было в мужской ледовой хореографии.
Можно, безусловно, поспорить. Какого-то глубокого образа в программе Флорана я, например, не увидела. С другой стороны, а нужен ли он? Если вспомнить легендарную ягудинскую олимпийскую "Зиму", дебют которой в 2001-м произошел как раз в "Берси", главным достоинством той постановки с хореографической точки зрения были идеально уложенные в музыку акценты. А отнюдь не работа руками или лицом.
Подобное ощущение - абсолютного слияния движений и музыки - оставляли зачастую и многие другие программы Морозова. Вот и у Амодио "в музыку" идеально легло все - от вращений до прыжков. И было дополнительно подчеркнуто по-настоящему вдохновенным исполнением. В результате Флоран, не имея чрезмерных шансов на попадание в финал "Гран-при", туда все-таки попал. Одинаковое с французом количество очков набрали Джереми Эбботт и Брэндон Мроз, но сумма баллов Амодио за два выступления оказалась заметно выше, чем у американцев. Это и стало решающим аргументом.
Интересный момент, кстати: если бы отбор в финал чемпионской серии осуществлялся по баллам, в танцевальном турнире у России вполне могло оказаться две пары: Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко, ставшие в Париже вторыми, набрали 283,93, зафиксировав соответственно пятый результат в общем зачете. Но поскольку на первом этапе - в США - дебютанты российской сборной заняли лишь пятое место, в официальном зачете они остались девятыми. С учетом того, что в пару Катя и Илья встали лишь весной прошлого года, расстраиваться результату не приходится.
Неприятным сюрпризом стало выступление вице-чемпионки Игр в Ванкувере и двукратной чемпионки мира Мао Асады. В короткой программе японка осталась седьмой, причем вся программа пошла наперекосяк с первого же прыжка - тройного акселя. В прошлом сезоне Асада гонялась за своими акселями на протяжении целого года. Недокручивала, падала, но наотрез отказывалась убрать из произвольной программы хотя бы один прыжок из двух запланированных. Третий аксель значился у нее в короткой программе, и на Играх Мао все-таки довела все прыжки до идеального состояния: сделала каскад с тройным акселем и в короткой, и в произвольной программе.
Сейчас, похоже, история повторяется. В короткой программе Мао два раза упала, а в произвольной вообще рассыпалась: вместо двух тройных акселей и тройного флипа сделала одинарные прыжки.
Наблюдать за этим было безумно грустно. Дело даже не в том, что Асада несколько лет тренировалась под началом наших тренеров Татьяны Тарасовой и Жанны Фолле, и многие российские болельщики привыкли воспринимать японку почти как "свою". Когда в мире появляется фигуристка подобного уровня, она автоматически становится достоянием вида спорта, независимо от того, какую страну представляет. Благодаря Асаде и ее безудержному стремлению к запредельной сложности женское катание получило достаточно яркий ориентир. Пока в спорте оставалась кореянка Ким Ю На, они с Асадой, по сути, соревновались лишь между собой. Ким, выиграв Игры в Ванкувере, ушла от прежнего тренера Брайана Орсера и взяла тайм-аут. Асада тоже поменяла наставника. Семья по совету Тарасовой решила прибегнуть к помощи японского специалиста и нашла такового в лице знаменитого Нобуо Сато. Однако быстрой и успешной адаптации у Мао не получилось: финал "Гран-при" на этот раз пройдет без нее.
Кстати, единственный вид, где Россия будет представлена двумя участниками, - парное катание. Вера Базарова и Юрий Ларионов достаточно предсказуемо уступили в Париже двукратным чемпионам мира Алене Савченко и Робину Шелковы, но сам факт, что в общем зачете серии молодая российская пара уверенно идет следом за двумя наиболее выдающимися дуэтами мира, внушает большой оптимизм.
Стоит упомянуть и о том, что на этой неделе состоится официальный выход на лед сразу двух пар, которым уже сейчас отводится чуть ли не главная интрига сезона: в среду и четверг Мария Мухортова/Жером Бланшар и Татьяна Волосожар/Максим Траньков планируют принять участие в пятом этапе Кубка России в Москве.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
6-й этап "Гран-при". Париж. Мужчины. 1. Козука (Япония) - 248,07 (77,64+170,43). 2. Амодио (Франция) - 229,38 (75,62+153,76). 3. Мроз (США) - 214,31(72,46+141,85). Брайан Жубер снялся после короткой программы (66,95).
Женщины. 1. Корпи (Финляндия) - 169,74 (61,39+108,35). 2. Нагасу (Япония) - 167,79 (58,72+109,07). 3. Чизни (США) - 159,80 (55,50+104,30).
Пары. 1. Савченко/Шелковы (Германия) - 197,88 (66,65+131,23). 2. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 183,00 (64,18+118,82). 3. Хауш/Венде (Германия) - 157,42 (54,02+103,40).
Танцы. 1. Пешала/Бурза (Франция) - 161,82 (65,48+96,34). 2. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО - 146,79 (60,81+85,98). 3. Чок/Зурлейн (США) - 138,48 (58,09+80,39).
Финалисты (в скобках - сумма баллов за выступления на двух этапах). Мужчины. 1. Козука - 30 (481,58). 2. Такахаси (Япония) - 30 (461,86). 3. Чан (Канада) - 28 (466,73). 4. Вернер (Чехия) - 26 (445,12). 5. Ода (Япония) - 26 (462,61) 6. Амодио - 24 (443,15).
Женщины. Андо (Япония) - 30 (346,68). 2. Чизни - 26 (332,17. 3. Костнер (Италия) - 26 (319,48). 4. Мураками (Япония) - 26 (315,09). 5. Сузуки (Япония) - 26 (335,60). 6. Флатт (США) - 26 (323,90).
Пары. 1. Савченко/Шелковы - 30 (395,58). 2. Цинь Пан/Цзян Тон (Китай) - 30 (366,87). 3. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 26 (356,83). 4. Мур-Тауэрс/Москович (Канада) - 26 (346,40). 5. ИЛЮШЕЧКИНА/МАЙСУРАДЗЕ - 24 (333,49). 6. Венцзинь Сюй/Кон Хан (Китай) - 24 (341,54).
Танцы. 1. Дэвис/Уайт (США) - 30 (321,89). 2. Пешала/Бурза - 30 (321,41). 3. Крон/Пуарье (Канада) - 28 (303,50). 4. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 28 (299,72). 5. Вивер/Поже (Канада) - 22 (283,91). 6. Хоффман/Завозин (Венгрия) - 22 (272,91)