Газета Спорт-Экспресс № 262 (5435) от 19 ноября 2010 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

19 ноября 2010

19 ноября 2010 | Бокс и ММА

БОКС

Дэвид ХЭЙ

ЛЕБЕДЬ ЗА РУЛЕМ

Не надо волноваться. Чемпион мира в тяжелом весе по версии WBA британский лев Дэвид Хэй НЕ БУДЕТ драться с Кличко. Ни с одним, ни с другим. Ни сегодня, ни завтра. Ни в этом году, ни в следующем.

Дэвид Хэй - выдающийся PR-менеджер. Если бы он продавал какой-нибудь товар, то страшно даже представить, сколько всякой дряни он впарил бы человечеству. Но, к счастью, он впаривает ему только себя. Товар, безусловно, не третьесортный, но и не фонтан.

Первым таким великим PR-крикуном в боксе был Мохаммед Али. Однако если бокс, который показывал Али, это, что называется, навсегда, то в качестве "самопродавца" великий Мохаммед категорически устарел. Он вопил, как тысяча чертей, но он был до невозможности старомоден. Он считал, что слово или в данном случае крик нужно подкреплять делом. Если Али говорил, что он кого-то побьет, он выходил и бил. Если не получалось с первого раза, как с Джо Фрезером или Кеном Нортоном, то получалось со второго.

Однако мы живем в совершенно другое время, когда биржевые спекулянты создали "альтернативную экономику", которая годами существует сама по себе без малейшей привязки к реальности, и если реальность, как в конце 2008 года, вдруг ее прихлопнет, она все равно воскресает из пепла в считанные месяцы. Дэвид Хэй - в каком-то смысле воплощение этого нового времени и нового подхода. Он знает, что крик можно подкреплять не делом, как Али, а следующим криком, а потом еще одним и еще одним. Так, вопль за воплем, и проходит время. А дело можно вообще не делать. Хватит и имитации дела.

Бой Хэя со своим соотечественником Одли Харрисоном в прошлую субботу и был такой имитацией. Этому обману трудящихся очень помогло еще и то, что Харрисон - тоже не последний "боец имитационного фронта". Он тоже повопил вволю, и это принесло свои плоды. Я не знаю, почему еще не переполошились составители книги рекордов Гиннесса, потому что Одли Харрисон только что сотворил далеко не самый бессмысленный рекорд: он нанес самый дорогой удар в истории. За восемь минут боя с Хэем (если это вообще можно было назвать боем) почти двухметровый левша Харрисон довел до цели один-единственный удар, правый джеб, и за него он теперь получит 1,6 миллиона долларов. Если бы великолепный Мэнни Пакиао, избивший в ту же субботу Антонио Маргарито, работал по таким расценкам, то давно уже был бы богаче Билла Гейтса. Не знаю, как вам, а мне завидно, больно и обидно: мне за одно слово, даже самое лучшее слово из трех букв, похожее на фамилию Хэя и по звучанию и по сути, если я даже напишу его не на заборе, а в газете, так никогда не заплатят.

Сначала, правда, пошли разговоры о том, что Харрисона лишат гонорара, но они быстро затихли. И правильно: Харрисон, как и Хэй, - настоящий герой нашего смутного времени. Его не гонорара нужно лишить, а главным британским орденом Подвязки наградить, а Хэя как победителя даже двумя Подвязками.

В ежемесячном обзоре я так или иначе буду обязан описать это позорище - бой Хэя с Харрисоном, - но сейчас увольте. Только вкратце. Полтора раунда оба толком ничего не делали. Харрисон при этом смотрелся, как двухметровый заяц, который и рад бы пуститься наутек, да некуда. Хэй же действовал с такой осмотрительностью, словно перед ним на ринге были не два, а целых три Кличко. Рефери сделал им замечание за пассивность, и тогда Хэй провел несколько осторожных атак, на которые Харрисон реагировал с испугом, как выпускница Смольного института благородных девиц, увидевшая пьяного революционного матроса в 1917 году.

После этого Хэй в третьем раунде осмелел, провел единственную пристойную атаку, нанес множество ударов по державшемуся за голову Харрисону, пока тот, наконец, не упал. Он встал и сделал вид, что хочет продолжить. К его удивлению и досаде, рефери ему поверил или сделал вид, что поверил, но Харрисон в считанные секунды убедил его, что этого делать не стоило, и тот был просто вынужден остановить эту ужасную битву.

Едва сойдя с ринга, Хэй, как нетрудно догадаться, заговорил, точнее, заорал, так как это единственный способ общения с миром, который он знает. "Я номер один в мире, и я докажу это в боях с Кличко". "Я чувствую себя так, что готов встретиться с ними (Кличко) обоими в один вечер. Я их уничтожу, как уничтожил Одли". И все в таком вот высоком мятежном духе.

Это все, конечно, здорово, но проблема в том, что Хэй уже три раза откосил от боев с братьями. Началось все с того, что еще в 2008 году он сфотографировался для журнала Men's Health a la Персей с головой Владимира Кличко вместо головы Медузы горгоны. После этого отважного шага на моих глазах и на глазах множества журналистов на пресс-конференции после боя Владимира Кличко с Хасимом Рахманом, куда Дэвид Хэй заявился в ковбойском прикиде, Виталий натянул ему его ковбойскую шляпу на уши, и доблестный Дэвид выглядел при этом, как первоклашка, обиженный кем-то постарше, ответить кому он не смеет. Хорошо еще, что не заплакал.

Потом была достигнута договоренность о проведении боя с Владимиром Кличко, но Хэй в последнюю секунду "соскочил", заявив, что получил травму. Однако медицинское подтверждение этому он, хоть и обещал, так и не предъявил.

Затем решили провести бой Хэя с Виталием Кличко. Хэя все устраивало, подготовка шла полным ходом, но когда уже все вроде бы было на мази, Хэя вдруг все устраивать перестало, и он опять "соскочил".

Через некоторое время Хэй заявил, что братья Кличко должны подраться между собой, чтобы доказать свое право на бой с ним, Великим Хэем. Но здесь Владимир Кличко распространил через интеренет свое обращение к Хэю. Надо сказать, что он "переиграл" Хэя. Младший Кличко был весел и насмешлив. Он настолько искренне потешался над предложением Хэя, что не поверить ему было невозможно, после чего он еще раз вызвал его на бой. Хэй в ответ, как обычно, рванул в кусты, на бегу промямлив что-то о том, что на данный момент это в его планы не входит.

Это я обозначил только основные этапы большого пути, точнее, большого драпа Дэвида Хэя от братьев Кличко.

Все последние заявления Хэя я готов рассматривать только сквозь призму всего его поведения в последние два года. А под таким углом все выглядит так, как будто все, что он говорит сейчас, - это нечто вроде обязательного танца, который хочешь - не хочешь, а сплясать для почтенной публики надо. Вот Хэй и пляшет. Осталось только пачку надеть и сделать вид, что он маленький лебедь или, на худой Хэй, то есть, я хотел сказать, на худой конец, большой лебедь. Вот это будет балет - "Хэй на Лебедином озере"!

Но Хэй хочет не только танцевать, он еще хочет рулить ситуацией, так как такой танец без руления будет выглядеть странно. Он должен делать вид, что очень хочет боя с Кличко, но делать этот вид так, чтобы бой ни в коем случае не состоялся. Для этого есть один старый отработанный способ - ставить противоположной стороне заведомо неприемлемые условия. Хэй это замечательно делал до сих пор, и за те несколько дней, что прошли с его любовного свидания с Харрисоном, он это делать продолжал, но задача становится все труднее.

Дело в том, что братья Кличко, являющиеся своими собственными промоутерами, - очень опытные переговорщики и умеют идти на уступки ради дела, что в своем недавнем заявлении подчеркнул их менеджер Берндт Бенте. Поначалу они требовали от Хэя опциона, то есть в случае его победы братья как промоутеры получали бы какие-то промоутерские права на проведение определенного числа его боев. Позже они от этого отказались. Тогда Хэй стал требовать распределения гонораров в соотношении 50-50, что было нелогично, так как вес любого из братьев в боксерском мире куда больше, чем Хэя. Но, увидев, что британец здесь стоит жестко, согласились, что само по себе - грандиозная уступка.

Но Хэй ненасытный. Теперь он требует, чтобы все деньги от британского телевидения шли ему, а они могут превышать поступления от германского телевидения, которые пойдут Кличко. Иными словами, распределение гонораров будет не 50-50. Кличко же выступают за то, чтобы все телевизионные деньги делились поровну. Также Хэй требует, чтобы бой обязательно провели в Англии. Вот здесь Кличко и Бенте уперлись крепко. Соглашаться на такие требования, не потеряв лица перед всем боксерским миром, невозможно. Владимир Кличко владеет титулом IBF с 2006 года и титулом WBO - с 2008 года. В общей сложности защитил их девять раз. Виталий завоевал свой титул WBC в 2004 году, потом непобежденным покинул ринг, вернулся в 2008 году, завоевал титул снова и защитил с тех пор пять раз. Хэй же завоевал свой титул в конце 2009 года, еле-еле победив Николая Валуева, и защитил его два раза, в том числе против самого Одли Харрисона. Достижения любого из братьев и Хэя просто несопоставимы.

Но дело даже не в том, кто сколько раз и какой титул защитил. Братья Кличко были доминирующей силой в тяжелом дивизионе много лет, и соглашаться на распределение гонораров менее чем 50-50 они не могут категорически, и Хэй это знает. Потому и ставит такое условие.

Также возникает вопрос, какое Хэй имеет право требовать, чтобы бой проводился в Англии? Предлагать - безусловно, имеет, но ставить в качестве безапелляционного условия - ни в коем случае. Он пытается вести себя, как Мохаммед Али, Майк Тайсон и Леннокс Льюис в одном флаконе. Но по уровню своих достижений он пока не стоит и мизинца на ноге любого из них, и лучше всех знает это он сам, иначе бы не бегал от боев с Кличко с такой прытью. Скандальный бой с Харрисоном затрудняет ему задачу, так как подобный выбор соперника иначе как скандальным не назовешь, и даже в Британии его именно так сейчас и называют.

Однако у Хэя есть пространство для маневра. В Великобритании ему не то чтобы верят, но хотят верить, и там он звезда настоящая. Значит, этот лебедь за рулем может продолжать свое фигурное вождение вокруг стоящих на его пути фигур братьев Кличко сколь угодно долго, не рискуя разбить о них свое хилое авто. Хоть до окончания карьеры - их собственной или своей.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ