Газета Спорт-Экспресс № 258 (5431) от 15 ноября 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

16 ноября 2010

16 ноября 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 19-й этап. ГРАН-ПРИ АБУ-ДАБИ

Вчера на автодроме Йаз Марина в Объединенных Арабских Эмиратах завершился самый захватывающий и самый напряженный сезон за более чем 60-летнюю историю "Больших призов". Чемпионом мира впервые в карьере стал 23-летний немец из "Ред Булл" Себастьян Феттель, перед стартом шедший лишь третьим в общем зачете! Виталий Петров занял 6-е место.

ПЕТРОВ СДЕЛАЛ ФЕТТЕЛЯ ЧЕМПИОНОМ

Более залихватский сценарий придумать было бы сложно. Еще неделю назад претендентов на титул было пятеро. В Бразилии из обоймы выпал действующий чемпион мира Дженсон Баттон, и перед визитом в Абу-Даби их осталось четверо: Фернандо Алонсо из "Феррари", Марк Уэббер и Себастьян Феттель из "Ред Булла" и Льюис Хэмилтон из "Макларена". Наивысшие шансы на победу в чемпионате имел самый титулованный из этого квартета - Алонсо, уже дважды примерявший заветную корону. В прогнозах недостатка не было, в высказываниях со стороны всех главных действующих лиц тоже. Единственным, кто в эти последние семь дней хранил молчание, был именно Феттель. Ни о своих шансах, ни о шансах соперников, ни о том, намерен ли он каким-либо образом попытаться помочь своему напарнику Уэбберу перебороть набравшего потрясающую наглость хода Алонсо, молодой немец не сказал ни слова. И действительно - о чем тут было говорить, если задача перед ним стояла просто титаническая. И судьба короны от него по большому счету не зависела. Слишком многое должно было сойтись, чтобы Феттелю довелось ее примерить.

Но не зря говорят, что в "Формуле-1" иногда случаются - нет, не чудеса, чудес здесь как раз не бывает, но события, предугадать которые не возьмется самый изобретательный ясновидящий на свете.

Да, в победе Феттеля в гонке ничего неожиданного не было - в конце концов, самый быстрый парень чемпионата пилотирует самую быструю его машину. Но кто мог предположить, что в этот последний гоночный уик-энд сезона у Марка Уэббера все будет буквально валиться из рук?! Что Алонсо в восьмой раз в нынешнем сезоне не доберется до подиума, ведь в последних гонках испанец делал это с легкостью?! Впрочем, для того чтобы стать трехкратным чемпионом мира, Фернандо совсем не обязательно было попадать в тройку, хватило бы и пятого места. Но он приехал только седьмым…

И тем человеком, который вчера, возможно, лишил Алонсо чемпионства и преподнес его Феттелю на блюдечке с золотой каемочкой, был россиянин Виталий Петров. Именно он оказался тем препятствием, которое так и не смог, как ни пытался, одолеть в Абу-Даби двукратный чемпион мира. 40 кругов дебютант удерживал позади себя титулованного соперника, человека, которого в паддоках, не стесняясь, называют лучшим среди действующих пилотов. И все эти 40 кругов Алонсо, как его ни подгоняли из боксов "Феррари", ничего с новобранцем "Рено" поделать так и не смог. Да, он пытался атаковать, причем так отчаянно, как никогда раньше, но безрезультатно. А ведь пройди он Петрова, лично я за чемпионство Феттеля (он, кстати, стал самым молодым обладателем титула в истории - в 23 года и 135 дней, против 23 лет и 301 дня у Хэмилтона) уже не поручилась бы…

Однако началась финальная схватка за корону еще накануне, в субботу, когда элита сражалась за самые выгодные места на стартовом поле. Абу-Даби - не Монако, здесь полный простор для обгонов, поэтому поул не является жизненно важной позицией. И смыслом этой напряженнейшей схватки была скорее возможность путем демонстрации сверхскорости оказать лишнее психологическое давление на конкурентов. Что блестяще удалось сделать Феттелю.

Правда, его поул стал реальностью уже после завершения официального времени квалификации: Алонсо, Хэмилтон и Баттон в отличие от пилота "Ред Булл" уже под флагом успели уйти на последние летучие круги, и в эти примерно полторы минуты немец был вынужден мириться с ролью зрителя. Но никому из соперников сколупнуть фамилию "Феттель" с первой строки протокола не удалось. Даже Хэмилтону, проигравшему в итоге невидимые глазу 0,031.

Прекрасно справился с квалификацией на новой для себя трассе и Петров, который во второй раз в сезоне опередил в этом упражнении своего напарника Роберта Кубицу. Очень вовремя, учитывая, что именно сейчас решается его будущее в "Формуле-1". Россиянин был под серьезным давлением, ведь накануне всегда предельно лояльный босс "Рено" Эрик Булье позволил себе довольно резкие высказывания в его адрес. И после квалификации церемониться также не стал, заявив, что попадание в третью фазу - это, конечно, хорошо, но 10-е место - плохо. Мол, от Виталия ждали более высокого результата, но вместо этого он ошибся на последнем летучем…

Понятно, почему в гонке Петрову по большому счету терять было нечего? Поэтому он и его гоночный инженер Марк Слэйд приняли довольно рискованное решение - на первом же круге, когда на трассе после страшнейшего столкновения Шумахера и Лиуцци оказался пейс-кар, россиянин сменил резину и оставшиеся 54 круга ехал уже без пит-стопов. Что в итоге вывело его на добротное 6-е место. И позволило сыграть решающую роль в чемпионской схватке.

О том, что не все так просто будет для "горячего фаворита" Алонсо, стало ясно уже на старте. Феттель с первых же метров продемонстрировал решительность настроя, чуть ли не ценой контакта не позволив выйти в лидеры Хэмилтону. Алонсо же, который в случае чего терял гораздо больше, на мой взгляд, слегка поосторожничал и позволил Баттону выйти на третье место. Но на этой стадии гонки все еще выглядело для испанца отнюдь не катастрофично, ведь Уэббер так и остался позади и подобная расстановка сил и "Феррари", и самого Алонсо вполне устраивали.

Корону же он потерял на 16-м круге, слишком рано, по мнению специалистов, заехав на пит-стоп. К этому моменту прошло лишь 10 кругов после ухода пейс-кара, пелотон еще не растянулся, и по возвращении на трассу испанец оказался 12-м - как раз в кильватере "Рено" Петрова. И все. На этом его поход за титулом-2010 закончился.

Ах да, надо же рассказать, откуда взялся этот пейс-кар. Все просто: в шикане развернуло "Мерседес" Шумахера, и в него на колоссальной скорости врезалась "Форс Индия" Лиуцци. Немец явно в рубашке родился - если бы нос болида итальянца вошел в боковину его кокпита чуть-чуть левее, семикратного чемпиона мира, скорее всего, увозили бы с трассы на носилках.

Собственно, после этого особо зрелищных событий не происходило, а то, что творилось в арьергарде, где, к примеру, наш Петров прорывался из хвоста группы все выше и выше, режиссеры не показывали. Авангард же, державший в уме стоимость каждого своего действия, вел борьбу в академичном стиле. И, честно говоря, даже жаль, что у чемпионата была именно такая концовка, что между претендентами на корону не получилось настоящей очной схватки, что, по сути, - как, впрочем, и два года назад в случае с Хэмилтоном, - чемпионом мира Феттеля сделал другой человек. Только теперь место Глока занял Петров.

Как тут не согласиться с Дженсоном Баттоном, сказавшим накануне старта: "В некотором роде мне даже жалко этих ребят, претендентов на титул, из-за того, что они вынуждены будут сейчас гоняться не только друг с другом, но и со всеми остальными. Но таковы гонки. Когда ты влетаешь в первый поворот после старта, ты не думаешь, что не ты, а вот этот парень рядом с тобой ведет борьбу за титул чемпиона мира. Но, наверное, только так и должно быть".

Согласна с Дженсоном. Какой бы захватывающей ни была четверная дуэль за титул, смотреть за гонкой из четырех машин было бы скучновато. Хорошо, что на поле их было в шесть раз больше.

Ольга ЛИНДЕ