Газета Спорт-Экспресс № 256 (5429) от 12 ноября 2010 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

12 ноября 2010

12 ноября 2010 | Футбол

ФУТБОЛ

КЛУБ ЧМ-2018

Спецкор "СЭ" делится впечатлениями от поездки по пяти российским городам, которые потенциально претендуют на право принять матчи чемпионата мира.

ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ!

Российская заявка на ЧМ-2018 выглядит убедительно - 16 стадионов, 13 городов… Оргкомитет на своем интернет-сайте делит кандидатов на пять географических зон, так называемых кластеров: Северо-Западный с Питером и Калининградом; Центральный - Москва и Подмосковье; Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону объединены в Южный; а сразу шесть городов - Казань, Самара, Ярославль, Волгоград, Нижний Новгород и Саранск - составили Волжский. Плюс отдельно город Екатеринбург, административная столица Урала.

УРАЛЬСКИЕ СКАЗЫ

Если забыть о "Лужниках", все остальные наши стадионы, претендующие на проведение матчей ЧМ-2018, в лучшем случае существуют в виде вбитых в грунт свай, в худшем - на макете.

Главный город Урала новую арену строит пятый год. Половину работ профинансировал частный инвестор, а сам стадион уже оформлен как открытое акционерное общество. Более того, по завершении стройки он получит статус памятника архитектуры. Отчасти поэтому работы так затянулись. Остов арены, возведенной еще в 50-х годах прошлого века, пришлось сохранить. Иного пути просто не было.

"Коробка" арены уже два года как готова, на уложенном газоне местный футбольный клуб проводит то тренировки, то выставочные матчи, но для завершения стройки требуются деньги и как минимум восемь месяцев напряженной работы. Точку в этой истории ставить рано, но если все пойдет по плану (а он выглядит жестким для подрядчика), то будущим летом в центре Екатеринбурга появится стадион, способный принять матчи любого уровня.

Уральская история - настоящий учебник для инвестора, решившего "вложиться" в спортивную стройку. Ее детали для "СЭ" раскрыл Александр Пумпянский, заместитель генерального директора группы "Синара" - инициатора строительства, его главного инвестора.

- Не жалеете, что ввязались в этот проект?

- Нет, какой памятник после себя оставим! Все преходяще, а искусство вечно.

- При этом дело идет тяжело, верно?

- Сложнее, чем планировалось до 2008 года. Но ничего, нужно идти дальше. Мы 30 июня получили одобрение собрания акционеров на подписание сделки генподряда со строительной компанией "Астра". Техника и персонал туда зашли еще в мае и начали работать.

- Реально ли сдать арену в эксплуатацию за год?

- Задача стоит - сдать за восемь месяцев. "Урал" в будущем сезоне должен играть на новом стадионе, это очень амбициозная цель.

- Строительство стадиона в Екатеринбурге как-то связано с заявкой России на проведение ЧМ-2018?

- Только опосредованно.

- Нужен ли "Синаре" этот проект с точки зрения бизнеса?

- Мы, даже когда начинали работу, про бизнес думали во вторую очередь. Понимали: этот проект - социальный, но когда-то деньги теоретически могут и вернуться.

- Для того чтобы принимать игры чемпионата мира, арена должна вмещать как минимум 40 тысяч зрителей. А у вас по проекту поначалу запланировано лишь 27 тысяч…

- Окончательный проект - 28 500 посадочных мест. В заявочной книге указаны другие данные - 41 130. Эту разницу мы доберем при помощи временных трибун. Благо у нас есть где их разместить. Арена просторная, с дорожками для легкоатлетов, секторами для метателей, прыгунов. Менять ее облик до неузнаваемости, превращая в футбольную, просто не было возможности. А вот опыт преображения стадиона при помощи легких металлоконструкций имеется. В Швейцарии, где я был во время Euro-2008, именно так решали проблему увеличения вместимости арен. И никого это не смущало. В Турине на Олимпиаде была схожая история.

ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ САРАНСКА

Если Екатеринбург к моменту подачи заявки выглядел очевидным кандидатом от регионов, то выбор Саранска представлялся загадочным. У местного клуба за душой нет даже мало-мальски серьезных успехов. Команда из Мордовии, для которой второй дивизион был родным домом больше 30 лет, в этом сезоне впервые сохранила место в единой первой лиге, не покинув ее после повышения в классе.

Изюминка, правда, у столицы Мордовии имеется. Пусть Саранск не самая заметная точка на карте нашего футбола, но по-своему примечательная. Там шесть лет кряду ПФЛ проводила молодежный турнир "Надежда". В ноябре 2008-го его открыл Гус Хиддинк. Кстати, на память о Мордовии бывший главный тренер сборной России увез домой рубашку с национальным орнаментом.

Еще Саранск - один из первых городов, которые обзавелись двумя стадионами, пригодными для проведения официальных матчей. Именно этого намерено добиваться новое руководство РФС, заставляя регионы постепенно смириться с мыслью о неизбежности перехода на систему "осень - весна"…

Пяти часов мне хватило, чтобы вопрос - почему выбор пал на Саранск - был снят. Более того, теперь я готов утверждать: было бы странно, если бы Мордовию проигнорировали.

Дорога до места - удобнее не бывает. Одна ночь на поезде. Из Москвы фирменный поезд "Мордовия" уходит с Казанского вокзала в 21.00, а в 7.30 следующего дня вы уже на месте. Купе по меркам европейцев не самое дорогое - меньше 100 долларов, плацкарта - 26 евро. К услугам тех, кто поезд принципиально не жалует, самолет. Ан-24 летит из Домодедова ровно 100 минут, аэропорт Саранска расположен в 15-20 минутах езды от центра города. Тарифы божеские. Рейсов два, оба вечерние.

Внешне город - чистюля. Хорошие дороги, ровные. Заборы в кварталах одноэтажной застройки одинаковые, фасады старых пятиэтажек покрашены почти повсеместно, радуют глаз новостройки. Центр города - широкие магистрали, пережившие ремонт. Есть пешеходная зона, где хорошо уживаются новый храм и такие же, недавно появившиеся памятники - семье, уроженцу этих мест флотоводцу Федору Ушакову и патриарху Тихону.

Спортивных строек в Саранске очень много, большинство из них уже завершены. Есть и уникальные. Например, олимпийский центр подготовки ходоков и крытый комплекс для велоспорта BMX. Еще есть громадный для 360-тысячного города Дворец спорта "Мордовия", ставший домом для волейболистов, баскетболистов, пловцов, дайверов, борцов. Есть лыжно-биатлонный комплекс, два ледовых дворца, новенькие спорткомплексы при вузах, теннисная академия, гимнастические центр и интернат для одаренных детей на 50 мест…

У футболистов интернат тоже имеется. Звезд уровня сборной страны здешняя земля пока не рожала. Зато у нее скоро появится новый стадион. Сомневаться в том, что Республика Мордовия при поддержке федерального центра его построит, просто смешно. Еще как построит - быстро и хорошо! Другое дело - вместимость арены. В Саранске собираются строить 25-тысячник. Больше городу просто не нужно. Трудно поверить, что на футбол будет ходить каждый восьмой житель этого города.

- Мы специально узнавали все о технологии сборных трибун. Она позволит нам нарастить арену, не реализуя излишне затратный для нас проект. Для Саранска 45 тысяч на трибунах во время игр клуба - фантастика. Но если чемпионат мира придет в Россию, мы решим проблему. В Европе уже сейчас при помощи интернета можно купить без проблем целый ярус, который потом можно продать, аккуратно его демонтировав, - говорит Николай Левин, исполнительный директор ФК "Мордовия". - Единственная наша проблема - отели. Для туристов номеров в недорогих "двушках" и "трешках" хватит. Есть и люксовые номера в небольших, но качественных новых отелях, а вот команды уровня сборных пока селить просто негде. Проект строительства пятизвездного отеля несколько раз поднимался, но пока не реализован. Много рисков для бизнеса. Мы по своей значимости для региона все-таки не Казань, не Самара и не Нижний. Но если Россия получит чемпионат мира, Саранск гостиницу такого класса построит.

В общем, в Саранске, повторяю, можно не сомневаться.

САМАРСКИЙ УЗЕЛ

Иное дело - Самара. Ее пример как раз объясняет оговорку Вячеслава Колоскова, который в недавнем интервью "СЭ" заявил, что помимо Москвы и Питера оргкомитет Russia World Cup рассчитывает "подтянуть" до уровня столиц еще шесть городов. Тех, кому на деле и предстоит принимать игры чемпионата, если выбор ФИФА в декабре падет на нас.

Два этих города - очевидны: Сочи и Казань. Туда наведываются гости из ФИФА, там побывали журналисты, совершавшие пресс-тур по России в рамках представления нашей заявки. Впрочем, два новых стадиона и новые гостиницы появятся там вне зависимости от исхода борьбы России за право быть хозяйкой ЧМ-2018.

Еще с двумя городами мы уже разобрались: там тоже все в итоге построят. Кто еще двое? У Самары шансов в этом смысле немного.

Игнорировать этот город, подавая заявку, РФС не мог. Во-первых, места красивые - сочный кусок настоящей Волги. Приятный бонус - Жигулевские горы. Во-вторых, здешняя публика помешана на футболе, на своих "Крыльях". Одно плохо - принять в Самаре большой футбол сегодня негде.

Главная арена области, "Металлург", - это сваренные из металла конструкции. Стадион давным-давно морально устарел, но менять там все, расширяя и перестраивая, - дорого и неэффективно.

Идея нового дома для футбола в Самаре витает давно, но реализовать ее - дело архисложное. Свободных "пятен" для масштабной стройки в городе мало, а те, что есть и теоретически готовы принять стадион, были постепенно отвергнуты. Первоначально планировалось, что арену для ЧМ-2018 "посадят" на территории площадью 70 гектаров неподалеку от "Металлурга". Но от этого варианта отказались. Официальная версия - жители близлежащих домов высказались против стройки. В итоге там теперь работает большой торговый комплекс.

Вариантом № 2 была площадка близ областной клинической больницы. Она расположена на въезде в город со стороны аэропорта. Место живописное, но тут железный аргумент нашелся у экологов - стройка могла привести к массовой вырубке леса.

Следующим вариантом размещения стадиона стала территория в районе пригородного поселка Красный Пахарь. Однако оценочная комиссия РФС отклонила и его. Новый стадион, появись он на предложенном месте, был бы значительно удален от центра Самары, а место у Пахаря совершенно не передает волжский колорит.

В итоге был выбран остров Коровий. Он расположен в излучине Волги, близ впадения в нее Самарки, неподалеку от речного и железнодорожного вокзалов, уникальной - по своей протяженности и наличию благоустроенного пляжа - самарской набережной. Проект был одобрен на публичных слушаниях жителями того района Самары, где расположен Коровий, но его реализация тут же натолкнулась на подводные камни, без которых любая стройка немыслима.

Площадка понравилась всем, но появление там стадиона неумолимо приведет к удорожанию шаблонной сметы как минимум на 25 процентов. Главная проблема - городская инфраструктура, коммуникации. Их на Коровьем нет. В случае возведения стадиона на острове застройщикам придется построить высоковольтную подстанцию, очистительные сооружения, провести газопровод. Это решаемые задачи, но весьма затратные. Кроме того, Коровий сам по себе невелик, и размещение там любых объектов требует насыпного грунта.

И последнее: размещение стадиона на Коровьем будет возможно только после строительства моста, который должен соединить остров с остальной частью города. Руководитель градостроительного департамента министерства строительства и ЖКХ Самарской области Анатолий Баранников утверждал, что областное правительство надеется получить средства на возведение моста из федерального бюджета, поскольку он включен в программу "Мосты России". Построить мост в этих условиях, наверное, можно, но вот в какие сроки?

Ситуация осложняется тем, что у ФИФА существуют жесткие нормативы, которые по времени регламентируют транспортную доступность стадионов. К примеру, от аэропорта до арены посетители должны добираться за 40 минут. В Самаре подобный сценарий, если вы едете из "Курумоча" в центр, неосуществим. По крайней мере пока. Проблему может решить терминал для скоростных электропоездов, и такой проект существует, но сроки его реализации неизвестны.

Еще одна самарская проблема - отели. Для такого большого и динамичного города их - считай, что нет. Впрочем, с гостиницами порядок только в Казани, Екатеринбурге да Сочи.

КУБАНСКИЙ ВОПРОС

Краснодару, обладателю массы неоспоримых достоинств, похоже, придется строить еще и новую арену. В заявке она фигурирует не в качестве старой доброй "Кубани", а как стадион на 50 015 мест. Он располагается на берегу Кубанского моря, за чертой города, но кто будет инвестировать эту стройку - загадка.

Оба футбольных клуба Краснодара - частные. В "Кубани" 25 процентов, правда, сохранила за собой краевая администрация, а его конкурент - стопроцентная "дочка" общероссийского ритейлера. И пока в Краснодаре твердо строить собирается лишь он, клуб - тезка города. Его учредитель уже получил документы на землю, зарезервировал деньги на строительные работы, но гнаться за ЧМ-2018 не намерен. Новую арену частник строит под себя, а ему больше 20 тысяч мест на арене не нужно. Нерентабельно.

КАЗАНЬ СТРОИТ 45-ТЫСЯЧНИК

А вот в Казани "Рубин" получит новую арену, потратившись на нее не впрямую, а за счет средств генерального спонсора, группы ТАИФ. И дело уже идет.

На стройплощадке стадиона снуют "КАМАЗы", куда ни кинь взгляд - песок и сваи. В одноэтажном здании штаба - макет 45-тысячника, на стенах - масса полезной информации. Сюда теперь привозят чуть ли не всех спортивных гостей татарской столицы. Не так давно здесь побывал, к примеру, глава Азиатской конфедерации футбола катарец Бен Хаммам.

О новом доме "Рубина", который примет первых гостей осенью 2013-го, говорят даже эмблемы, украшающие забор стройки. На арене с рабочим названием "45-тысячник" пройдут парады открытия и закрытия Всемирной универсиады, а также, по всей видимости, финал футбольного турнира. Если, конечно, состояние нового поля не будет вызывать вопросов. В конце концов, команды спокойно сыграют на "Центральном", где сегодня выступает "Рубин".

К концу ноября на стройке должны залить фундамент, а будущим летом там должен появиться металлический остов арены, осенью же начнется отделка. Это забота московской компании, проектируют англичане.

- Это осознанное решение. Даже выиграв тендер, мы бы привлекали кого-то еще, чтобы осуществить проект, - утверждает главный архитектор сопроектировщика арены "Казань-45" ГУП "Татинвестгражданпроект" Ильдус Асадуллин. - Впрочем, рутинные моменты, без которых нельзя представить строительство, в любом случае будут "висеть" на нас.

- Почему новый стадион решено построить в пойме Казанки, близ моста, который связывает два больших спальных района города - Квартал и Азино?

- Поначалу хотели строить в Кировском районе, неподалеку от известного многим спортсменам "Сафар-отеля". Там даже был заложен памятный камень. Но потом решили уйти с этой площадки. Там вокруг стадиона была бы частная застройка, которая не прибавила бы ему шарма. Вот и остановились на строительстве на реке.

- Технически это сложная задача?

- Да, нужно намывать грунт - примерно пять метров. Но я рад, что сделан именно такой выбор. Очень бы хотелось, чтобы строительство нового стадиона и центра водных видов спорта способствовало появлению в городе новой набережной. Воды в Казани много, а хорошей набережной нет.

- А реально ли построить стадион за два года?

- За три - реально. Единственный узкий момент - строительство крытых парковок. Ищут инвестора.

- Зачем Казани новая арена?

- Таковы требования ФИСУ. Нынешний "Центральный" полностью устраивает город. Там все было сделано еще к тысячелетию Казани. Он перестроен так, что можно было говорить о создании фактически нового объекта. По-моему, в своем нынешнем исполнении арена украшает город. Хотя к моменту стройки, которая началась в конце 50-х, там вообще было болото, а два берега Казанки соединял деревянный мост...

- Многие в России считают, что "Рубин" проводит свои матчи на самом живописном стадионе страны.

- И это тоже учитывалось при работе. Одним из условий в проектном задании было требование сохранить живописный вид. Нас просили сделать так, чтобы из всех лож арены просматривалось основание холма казанского кремля. Мы наращивали трибуны, но в итоге сохранили тот вид, который был фирменным стилем этого стадиона. При этом мы добивались того, чтобы он получил шанс стать самоокупаемым.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ