Газета Спорт-Экспресс № 245 (5418) от 28 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ХОККЕЙ
КХЛ
ПИТЕР ЗАВЕЛСЯ
Юрий ГОЛЫШАК |
из Челябинска |
Валерий Белоусов нынче мягок и предупредителен. Главный тренер "Трактора" сам готовит корреспонденту кофе. Отыскивает ласковое слово всякому встречному - хоть вахтеру, хоть уборщице. И к Белоусову тянутся с рассказами о житье-бытье, сам видел. Валерий Константинович дома - даже голос у него мягче, чем в недавние омские времена.
- Посидел я на даче, пожил жизнью пенсионера - нет, думаю, не мое. С утра на рынок сходишь, огород вскопаешь - и вроде все хорошо. А вечером как сядешь хоккей смотреть, все возвращается. Внутри меня тренер не умер. Значит, на пенсию рано.
- Но пенсионное удостоверение получать пошли?
- Не пошел. Жену отправил.
- Много открытий сделали за то время, что были без работы?
- Конечно, много. Узнал, сколько молоко стоит. Какую сметану надо покупать. А то прежде на рынок забежишь, наберешь не глядя. "Сколько?" - "Тысяча…" Сунешь бумажку - и скорее на работу. А сейчас я другой человек, разбираюсь.
Я оглянулся по сторонам. Под сводами челябинской арены висели свитера великих челябинских игроков - здесь и Мыльников, и Быков с Бабиновым.
- А где ваш, Валерий Константинович?
- Моего нет. Не заслужил, наверное.
- Здесь только олимпийские чемпионы и чемпионы мира, - захватил обрывок нашего разговора директор клуба Владимир Кречин.
- А ну-ка, давай посчитаем, сколько здесь моих воспитанников, - Белоусов надел очки. - Этот мой. Этот - тоже…
Оказалось, почти все.
* * *
Челябинск трогательный и добродушный - как белый медведь на эмблеме клуба. Повезли меня во дворец "Юность" - тот самый, где играл знаменитый "Трактор" прошлого века. Я брожу - и погружаюсь в 80-е. До слезы, до исступления. Приветы оттуда - на каждом шагу. Ловит ветер отклеившимся краешком афиша: "30 октября. Томас Андерс".
- Музей "Трактора" открываем, - сообщили мне.
Первый экспонат уже есть - удостоверение тренера КХЛ Андрея Назарова. Забыл Андрей Викторович как-то во дворце бывалый пуховик. Пытались время спустя вернуть - не получилось. Назаров - широкая душа: "Да не нужен он мне".
Кто донашивает пуховик - загадка. Но удостоверение, лежавшее в кармане, теперь под стеклом. А рядышком - стул легендарного тренера Кострюкова. Тот один во всем советском хоккее стояние у борта не признавал.
- Еще Челябинск первым придумал после сезона устраивать матч - хоккеисты против фанатов. Так Николишин однажды что устроил? Всей команде наклеил усы, даже Раве Гусманову - тот стал похож на Газзаева. А сам явился в малиновом парике. Сказал - пусть эти игры называются "Матч звезд". Николишин - человечище, конечно.
"Юность" много чего помнит.
* * *
Проехал на площадку, где начиналась история "Трактора" - там сейчас детская школа. Всех легионеров нынешних времен везут первым делом туда, - смотрите, запоминайте. Со стен смотрят тревожными глазами на всякого Андрей Мезин и Вячеслав Быков - славные воспитанники прошлых лет.
- Нравится школа? - спросили меня.
- Очень, - признался.
- Что именно?
- Молодые мамы…
Впрочем, и все остальное - на высоте.
- Другие города пыжатся, но по детскому хоккею с нами и близко стоять не могут. Знаете, почему? - спрашивает меня директор.
- Почему? - расширяю глаза я.
- А потому, что у других одна школа на город, а у нас пять. Внутри Челябинска игры сумасшедшего накала.
Дети на днях вернулись из Китая - забрасывали местным по двадцать шайб. Китайцы против челябинских мальчишек тогда возьми да и выстави команду на пять лет старше. Результат - тот же.
На стене вижу девять портретов в черной рамке.
- Если б эти ребята были живы - "Трактор" стал бы чемпионом России. Это был гениальный класс, всех в стране обыгрывали на одном коньке. В 89-м году десять лучших поехали в Краснодар на черешню. Проезжали низину, а там газопровод прохудился. Два состава поравнялись, газ поднялся, дошел до проводов под напряжением, рвануло - только один мальчишка выжил, Сашка Сычев. Потом играл у Белоусова в "Магнитке". Им было по шестнадцать лет.
* * *
Новое время - новые герои. Челябинск не надышится на 18-летнего Женю Кузнецова. Глаза теплеют у всякого:
- Он такой, кудрявый-кудрявый… Первый раунд драфта, "Вашингтон"…
Рассказывают, как в школе, оттренировавшись со своей группой, дожидался следующую. Катался с ней. А вечером - один.
После каждого победного матча подъезжает к трибунам - устраивает для фанатов "Трактора" забавнейшую пантомиму. Кто видел - тот не забудет. Зато с челябинскими газетчиками, выстроившимися у дверей раздевалки, говорить после "Спартака" не стал. На фарт.
Никто не обиделся. Как сердиться на такого - кудрявого-кудрявого?
* * *
ТРАКТОР - СКА - 2:4 (1:0, 1:2, 0:2)
Голы: Куинт - 10, 11:59 (1:0). Попов - 4 (Глинкин), 23:04 (2:0). Вишневский - 3 (Афиногенов), 29:41 (2:1). Вайнхандль - 12 (Чаянек, Денисов), 37:53 (2:2). Вайнхандль - 13 (Воробьев, Чаянек), 49:15 (2:3). Афиногенов - 4 (Панов), 55:05 (2:4).
Вратари : Алистратов - Штепанек.
Штраф : 6 - 12.
Броски : 33 (13+11+9) - 23 (6+9+8).
Три лучших игрока: Вайнхандль (С), Афиногенов (С), Куинт (Т).
Судьи : Захаров, Бирюков (оба - Москва).
27 октября. Челябинск. "Арена-Трактор". 7500 зрителей (7500).
Билеты на матч со СКА разлетелись к середине дня - всякий желает увидеть живого Сушинского с Яшиным. Я гадал - каким плакатом встретят СКА челябинские фанаты? "Спартаку" в этом смысле пришлось туго - едва развернулись мужественными лицами к самой озорной трибуне под звуки гимна, подняла та огромное полотнище - белый медведь дает урок поросенку Фунтику. Ножиком указывая на плакат с разделанной свинкой: здесь жесткая часть, здесь понежнее…
"Спартак", разозлившись от увиденного, отгрузил "Трактору" две шайбы. Выводы сделаны: в адрес СКА едких плакатов заготовлено не было. Напротив! Яшину и Сушинскому аплодировали - вот это Челябинск, вот это я понимаю! В этом городе играется по-особенному. Еще полтора года назад, проезжая мимо комментаторов за стеклом, Максим Сушинский разглядел Валерия Карпова. Остановился, поздоровался - и покатил дальше.
Но сейчас все было серьезнее. Не до приветов. "Трактор" так поджал питерских звезд, что странновато было. СКА уважали возле льда, даже в протоколе прописали по имени-отчеству: "Яшин Алексей Валерьевич", "Мортенссон Тони Ханс", - но на площадки от уважения ничегошеньки не осталось. Моментов за первые минуты у ворот Штепанека было создано достаточно. Набокова отчего-то не было даже в заявке - быть может, поражение в Уфе тому виной.
Шайба каталась перед Штепанеком, заставляя нервно дергать головой: где моя защита? Момент сменялся моментом - голов не было. Штепанек наиграл к первому перерыву на место в тройке лучших. СКА тоже не отсиживался - накатывал на ворота "Трактора", показывая главной фанатской трибуне спины с великими именами.
* * *
Не вечно спасать Штепанеку - "Трактор" и его дожал-таки. Один по-настоящему хитрый бросок - 1:0. СКА озлобился: одно дело - пропускать в Уфе, но разваливаться в Челябинске как-то совсем грустно. Играя в большинстве, обстучали гости внука экс-губернатора Данилу Алистратова до синяков. Может назавтра показывать героические отпечатки девчатам, загибая штанину: это - память о Яшине. Это - об Афиногенове.
Удивительное дело - играя в равных составах под аплодисменты, "Трактор" абсолютно терялся в большинстве. До броска дошло пару раз, да и те - от синей. Штепанек такие не пропускает со школьной секции.
- А вот и нет, - будто прочитал эту строчку лукавый Штепанек. И переправил шайбу плечом в собственную "девятку" - 2:0!
Фанаты "Трактора" оголили торсы, принявшись праздновать победу. Белоусов поправил галстук. Казалось, еще одна шайба в ворота СКА - оголит торс и он. СКА даже в полном составе в панике выбрасывал шайбу из зоны - и объяснить это было невозможно. Пан Сикора метался за бывалыми спинами, то похлопывая, то крича кому-то прямо в ухо.
Нет, не помогало.
* * *
Помогла сущая нелепица. Вишневский не бросал по воротам, скорее - набрасывал от синей линии в толпу перед воротами. И на тебе: Алистратов повторил фокус с плечом Штепанека. Только в более нелепой форме. 2:1. СКА ожил. А равной игры Питеру хватило, чтоб незаметно-незаметно счет уравнять. С пятака, после третьего добивания - но такие голы ценнее любых других - 2:2.
Алистратов, отыгрываясь за нелепый гол, отражал новые и новые броски - к третьему периоду СКА вспомнил, как играть в хоккей. А когда и челябинский вратарь помочь был не в силах, Ежов рукой выловил шайбу на ленточке. Такому фокусу учил его еще в Тольятти Петр Воробьев, на маленьких хоккейных хитростях собаку съевший. Вот это игра. Случилось худшее, что только мог представить Челябинск, - большие мастера завелись.
В равной игре все решают мелочи - а с мелочами в СКА все очень хорошо. У этой команды лучшие руки КХЛ. Алистратова не пожалели - 2:3. СКА, проворонив верную победу в Уфе, отыгрывался за все беды в добром Челябинске. Не зря Вайнхандля прописали в протоколе всех длиннее, едва ли не в две строчки - "Маттиас Йон Эрих". Две шайбы в одном матче!
"Трактор" мог отыграться не раз и не два. Но Штепанек на второй шайбе аукцион щедрости прекратил. Ловил даже то, что летело мимо. Вдохновив Афиногенова на еще один гол в лихой контратаке. Все было в этот вечер против "Трактора". Даже силовой прием миниатюрного Сушинского против здоровяка Вамполы завершился бедой - бедный чех, едва отыскав силы подняться со льда, отправился под трибуны.