Газета Спорт-Экспресс № 232 (5405) от 13 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ
EURO-2012. Отборочный турнир. Группа В
ЛЕНИН! БРЕЖНЕВ! АРШАВИН!
Спецкоры "СЭ" поделились впечатлениями накануне матча с Македонией.
Дмитрий СИМОНОВ
из Скопье
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
Большинство журналистов, верными Санчо Пансами следуя за сборной, слетало с ней в Дублин, а оттуда - в Скопье. В результате многие пережили своего рода культурный шок, из страны с одним из самых высоких уровней жизни в Европе попав в далеко не самое благополучное славянское государство без серьезных источников дохода вроде бурно развитого туризма или, предположим, нефти.
Мне же в отличие от коллег повезло: прилетел напрямую из России. Поэтому, наверное, в каждом домишке, в каждом прохожем что-то слышалось и виделось родное... Эти напряженные пепельные лица, эти превалирующие в одежде черные и серые цвета, эта напряженная борьба с появлением улыбки, эти исписанные маркерами и краской обветшалые стены домов, это преисполненное скепсисом отношение к национальному футболу...
- Аршавин - супер! Пандев - ерунда! - говорит каждый второй македонец.
Спросите российских болельщиков - многие ответят с точностью до наоборот. Любим мы своих героев...
УЧИТЕ АЛБАНСКИЙ
Российские болельщики в Скопье - люди-тени. Про них вроде кто-то что-то слышал, но никто не видел. Не буянят, по улицам не шастают, на достопримечательных объектах их не видать.
- Из России кто-нибудь вообще приехал?
- Приехал! - отвечает таксист (общая продолжительность бесед с представителями этой профессии в итоге превзошла даже разговоры с тренерами и футболистами). И тут же начинает жаловаться: У вас никто не знает английский, невозможно друг друга понять. Вы что, в школе иностранный язык не учите?
Зато у нас многие "албанский" знают…
С ОРУЖИЕМ ВХОД НА СТАДИОН ВОСПРЕЩЕН
Албанцев в Македонии по разным данным от 30 до 50 процентов, и отношения с остальным населением у них сложные. Так, несколько лет назад в отставку ушел глава местного парламента, когда по итогам референдума было принято решение о расширении прав этого этнического меньшинства, способное привести к росту сепаратистских настроений.
В Скопье албанцы в основном живут в так называемом Старом городе. Хотя четкого разделения нет: мечеть может соседствовать с христианской церковью. Кто-то из журналистов пустил слух, что в "проалбанском" районе видели мужика с автоматом Калашникова. Я, честно, не поверил, хотя не случайно же есть расхожее мнение, что это самый безбашенный народ Европы. Главное, чтобы оружие никто не принес на футбол. Там даже вывеска над служебным входом (тут это называется "служебный влез") - перечеркнутый пистолет и надпись: "С оружием вход воспрещен". Придется оставить мой карманный гранатомет в номере.
ОТКРЫТАЯ ЗАКРЫТАЯ ТРЕНИРОВКА
Вообще трудно представить, что на этот стадион можно что-либо запретить пронести. Потому что - проходной двор. Все двери нараспашку, повсюду бродят строители, за каждыми воротами метрах в пяти - стальной забор, за которым прячутся разрушенные боковые трибуны.
Дик Адвокат ввел в сборной России правило: тренировка открыта для прессы и зрителей лишь первые 15 минут. Но здесь - не сработало, потому что наблюдать за занятием можно было фактически отовсюду. Впрочем, следуя правилу fair play, подглядывать я не стал. Вдруг узнаю какой-нибудь самый-пресамый секрет Адвоката - и проболтаюсь.
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Матч пришелся на крайне неудобное время. Мало того что в субботу и в воскресенье здесь почти ничего не работает, кроме некоторых забегаловок, - ни банки, ни магазины, ни увеселительные заведения. Так еще и на понедельник, 11 октября, пришелся национальный праздник - День партизан, или, как его еще называют, День революции, - посвященный началу освободительного движения над фашистскими захватчиками во время Второй мировой войны.
Но это для нас праздник означает гуляния с песнями и плясками с утра до ночи, всеобщее веселье и непременный салют. Здесь же город, и так не самый оживленный, как будто вымер. "Все на даче!" - объясняют местные, хотя многие районы в Скопье и так выглядят, как дачи.
Народ тут живет небогато и грустно... В кафе и ресторанах пустота, никаких тебе бурных застолий. А ведь цены просто смешные - аппетитнейший обед с внушительного размера мясным блюдом обходится в несколько евро. Рай для туриста-проглота. То же самое и с такси - езжай не хочу.
"МЕРТВАЯ" ДЕМОНСТРАЦИЯ
Возле дома правительства проходит демонстрация. Как смутно понял из развернутых плакатов, бастуют против призывного возраста вплоть до 38 лет и требуют создания профессиональной армии. Плакаты-то развернуты, только самих демонстрантов нет. Все ушли. Праздник ведь! Демонстранты отдыхают.
К слову, о здании правительства. Возле него примостилось несколько статуй, изображающих, видимо, видных политических деятелей прошлого. Точнее определить невозможно, потому что у политиков... нет голов. Символично, не находите?
Рядом с каменным мостом через серую реку Вардар, в которой какой-то дядька на моих глазах небезуспешно ловил крупную рыбу и по которой безучастно плыл футбольный мяч (Таня, видимо, уже на дне), еще в воскресенье обнаружил наполовину установленные палатки. Праздник, думаю, к нам все-таки приходит! Но нет. В таком недособранном состоянии они провалялись два дня.
Вообще каждое здание в Скопье - загадка. Не поймешь - то ли оно функционирует, то ли давно заброшено.
МЕСТЬ СЛАДКА
Кстати, про "Вардар". Мало кто забыл боль и унижение, которое пережил ЦСКА, уступив македонскому клубу-скромняге в 2003 году. Так вот, сладкая месть пришла, пусть и спустя почти десятилетие.
- У "Вардара" серьезные финансовые проблемы, команда гибнет! - официант в ресторанчике порадовал российскую душу и перешел на глобальный уровень. - Напишите обязательно: у нас кризис спорта, денег никто не платит! Наш футбол вот-вот отдаст концы.
Зато жив-здоров хоккей. В столице целых три команды (одна из них тоже зовется "Вардар"), а по радио бодро сообщают результаты регулярного чемпионата КХЛ.
ДЕРЕВЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ
Расстроенному официанту мы с товарищами подарили билет на матч, который достался нам в результате почти детективной истории. Когда коллега с отечественного интернет-портала вернулся в номер, то с удивлением получил из рук администратора конверт. В нем лежало 10 билетов на матч. Причем самых дорогих - по 300 денар (5 евро)!
Первый вопрос, которым задался счастливый обладатель квитков: "Почему я?".
Потом возник второй: а чего, собственно, таинственный даритель хотел, чтобы российский журналист с билетами сделал меньше чем за сутки до игры? Набрал номер условного Пети (Васи, Афанасия) и сказал: "Петр (Василий, Афанасий), срочно прилетай!". Если же расчет был на тех, кто уже в Скопье, то уж, наверное, эти люди билетами озаботились заранее. Странная у македонцев логика.
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ
Одну журналистку шокировал эпизод, случившийся на узкой улочке албанского квартала. Навстречу ей шли два веселых мальчишки и вели на поводке собаку, которая, в свою очередь, держала в зубах дохлую кошку. Добрые дети зверства как будто и не замечали.
А вот российских мужчин, прибывших из Дублина, в приятном смысле шокировали местные женщины. По их словам, в Ирландии - самое вкусное пиво и самые некрасивые девушки. То есть одно в определенном смысле компенсирует другое. Неудивительно, что изрядную долю внимания от Дика Адвоката на пресс-конференции отвлекала кукольного вида блондинка-переводчица. Русские мужчины поедали ее уставшими глазами и ловили каждое ее слово, хотя ни черта не понимали по-македонски. А она, похоже, не понимала, почему ее так внимательно слушают.
А я вот не был в Ирландии и не одичал. Поэтому, наверное, ничего удивительного в жительницах Македонии не заметил. Наши - лучше.
ВОЖДИ
- Мой сын учился в Москве, в Университете Ломоносова! - доложил мне очередной таксист, узнав, что я из России.
- Вот это да...
Но пожилого мужчину было уже не остановить. Он знал много русских фамилий.
- Ленин! О-го-го! - вскричал он. - Брежнев! Ух!
Выждал паузу и почти пропел:
- Ар-ша-вин!!!
На один уровень с Месси и Криштиану Роналду Аршавина уже ставили. Как говорится, не привыкать. Но оказаться в одном ряду с великими советскими правителями наш футбольный вождь, наверное, и не мечтал.