Газета Спорт-Экспресс № 227 (5400) от 7 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

8 октября 2010

8 октября 2010 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2012 . Отборочный турнир. Группа В

Завтра ИРЛАНДИЯ - РОССИЯ

ЕСЛИ БЫ АДВОКАТОМ БЫЛ Я...

ГЛАВНЫЙ КОЗЫРЬ - ВЕЗЕНИЕ?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

В какие-то странные тона окрашены последние дни перед Ирландией.

Журналисты требуют от игроков огня в глазах. В ответ Сергей Игнашевич упрекает прессу в излишней впечатлительности после прочтения книжек и намекает на то, что отсутствие в органах зрения какого-либо огня, а также тления и дыма - самое что ни на есть нормальное состояние российского футболиста.

Затем сборная, идеально соответствуя своим поведением глаголу "прошмыгнула", минует в узкой микст-зоне журналистские диктофоны, как шпицрутены. Разве что не кричит при этом, а, напротив, по-карбышевски безмолвствует.

Главный тренер Дик Адвокат идет следом и заминает неловкость. Барабанит что-то в те же диктофоны, хотя вопросам, конечно, сто лет в обед. Да и журналистам глубоко по фигу, что он им скажет, лишь бы вообще сказал. А еще лучше - пошутил.

Так и живем.

На самом деле тема неразговорчивости сборной - побочная. Да, к чему-то мы уже привыкли, а что-то нас и впрямь не слишком интересует. Есть также определенные расхождения в трактовке профессионализма. Игнашевич, по его словам, выходя на поле, думает о том, как добиться результата. И это правильно. Но журналист, отправляясь на интервью со сборниками, думает, как ни странно, ровно о том же.

Игрок может добиться результата без мяча? Вот и журналист без игрока не может. Только о нашем профессионализме профессионалы футбольные думать не хотят. Или не могут. Что они имеют с прессы? Ничего материального. Тогда зачем с ней говорить, если можно промолчать и ничего тебе за это не будет? Понаехали эти, как их, с камерами и блокнотами? Ничего, поразъедутся. И микст-зону свою дурацкую разберут.

Не сказать, чтоб прессе от этого было тошно. Любой главный редактор, будь он трижды зверь, не уволит репортера с работы за отказ игрока общаться. Перепланирует полосу, опубликует аналитику или статистику. И самому журналисту, как ни крути, писанины меньше. Говорю же: побочная тема!

А вот тот самый результат, о котором игроки думают, выходя на поле, - тема основная. И пристают корреспонденты к футболистам главным образом потому, что не очень представляют, за счет чего сборная России планирует добиться высокой цели в Ирландии и Македонии.

Специально просмотрел вчерашние интервью с футбольными людьми, посвященные предстоящим матчам. Во всех в том или ином виде содержатся вопросы: каковы наши главные козыри? Чем возьмем "трапаттонцев"?

Природа любопытства на поверхности: после матчей с Андоррой и Словакией все поняли, что нужны перемены, но что именно следует поменять и за счет каких резервов, каюсь, не уловили.

В черкизовской игре со словаками, которую многие по инерции продолжают хвалить, россияне создали три голевых момента при одном у соперника. Большую часть времени бились головой о словацкую притолоку. Ничуть не уступили в старании, но сильно проиграли самим себе в сыгранности, технике и командной изобретательности.

Что изменилось за минувший месяц? Да откуда ж нам знать?! Команда не собиралась, матчей не проводила. Состав по большому счету тот же. Появились, правда, четыре новичка, но сыграет из них, скорее всего, один - Кержаков. Те ли это изменения, при помощи которых мы выступим против ирландцев в гостях лучше, чем против словаков дома?

Менять игровые схемы, как, впрочем, и исполнителей, наш голландский тренер не горазд. Риску предпочитает стабильность, и винить его в этом трудно: нет у российской сборной широты ни кадровых, ни тактических ресурсов. Что ж еще можно изменить в таком случае?

Владимир Бесчастных предлагает взять ирландцев хитростью. Но разве против словаков мы не пытались применить то же качество? И разве его можно по заказу отключить, а потом достать в нужный момент из чулана и применить?

Сергей Овчинников утверждает, что игра от обороны в Дублине нам ничего не даст. Но разве дала нам что-то игра "от нападения" в Москве?

Раздаются также советы включить в Дублине высокие скорости. Но даже если подключить к скоростям еще и мозги, могут не включиться ноги, ответственные за раздачу точных пасов и голевые удары по воротам. А это в футболе важно, мне кажется.

Сам Адвокат считает, что путь к победе - забить на мяч больше ирландцев. Но это, извините, не путь, а констатация правил игры в футбол. Побеждает тот, кто больше забьет. Волга впадает в Каспийское море. Лошади едят овес. Вот только с чего мы вдруг забьем ирландцам, если не забили словакам? Это Дик пока не объяснил. И именно это, памятуя о названии рубрики, я попросил бы его объяснить хотя бы самому себе.

Россия действительно едет в Дублин без понятного плана собственной игры. То есть этот план, быть может, и существует, но широким массам о нем ничего не известно. Более того, мы даже предположить не можем, в каком именно компоненте сборная собирается прибавить.

Хотя нет, один компонент известен, и резервы роста там колоссальные. Мы можем прибавить в везении. Вот просто взять и разорвать ирландцев своей удачей. Забить через все поле, в падении "ножницами", а потом еще два раза в высоком прыжке аршавинской головой при подаче с фланга. Ведь можем же? Конечно.

А еще каждый способен прибавить по чуть-чуть на своей позиции, подойти к игре в состоянии высокой психологической устойчивости, чему будет способствовать, вероятно, сведенное к минимуму общение с прессой. Сделаем ставку на сыгранные связки и сочетания, возьмем свое многолетней стабильностью нашей обороны и всегда уверенной игрой вратаря…

Но если изложить то же самое другими словами, получится следующее: в Дублин мы едем с расчетом на большой расейский авось. Пойдет игра - прорвемся, нет - будем тачку возить.

Класс-то вроде есть, и ребята неплохие подобрались. Но вот не получилось у тех же ребят со Словакией, а причины неизвестны. И к Ирландии известности не прибавилось. Как и ребят, по большому счету.

Однако в календаре матч значится и будет сыгран в любую погоду. Значит, надо выходить на поле и играть, биться, пытаться что-то создать. А нам - смотреть. Других вариантов ни у Адвоката, ни у ребят, ни у нас просто нет.

А уж будут ли сборники общаться с прессой - дело десятое. Точнее - их личное. В конце концов, журналистов, как и Игнашевича с партнерами, результат интересует куда больше, чем пресловутый огонь в глазах или односложные реплики игроков в микст-зоне.