Газета Спорт-Экспресс № 210 (5383) от 17 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 4
ХОККЕЙ
КХЛ
НЕМНОГО В СТОРОНУ
ПОРОЖДЕНИЕ ЗЛА
Владимир МОЗГОВОЙ
Пора объявлять по аналогии с другими днями борьбы с чем-либо "День без брани". Всемирным он не будет, потому что особо опасная территория ограничена российскими границами. Да и пользы, пожалуй, не принесет, потому как, скорее всего, вызовет обратную реакцию. Так что подождем.
Что касается локального запрета, то сегодняшний вечер в какой-то степени тоже знаковый: очередное дерби в Сокольниках станет лакмусовой бумажкой и должно показать, услышали ли апологеты ненормативной лексики суровое предупреждение КХЛ. Надежда, честно говоря, слабая - я даже сомневаюсь, что эта публика знает, что именно по причине ее непристойного поведения столичные дерби могут проходить без зрителей. Ей "по фигу", она уже почувствовала вкус безнаказанности и определилась: можно все. О детях и женщинах, штрафах и наказаниях, а также прочей чепухе ей думать некогда. Не ей же достается, так что и париться нечего.
Думать, что заразу принесли на хоккейные арены футбольные отморозки, просто и удобно. Но это не совсем так. Жизнь принесла, окружающая среда и люди, ее формирующие. Брань, как смог, - отравляет воздух и проникает всюду. Только смог в конце концов уходит, а мат остается. Он жил, жив и будет жить, он практически бессмертен, такая наша доля. Но перебор есть, и грань давно перейдена.
Будем честны - де-факто ненормативная лексика давно легализована. Мест, защищенных от режущих уши слов и словосочетаний, осталось немного. Мат везде, не исключая семьи и школы, не говоря уже о транспорте и работе. ТВ потихоньку становится "бип-бип-телевидением", для значительной части молодежи, начиная лет с десяти, это просто способ общения - они так разговаривают. Соответствующие статьи законов не работают в том числе по причине того, что применять их должны точно таким же, как нарушители, образом разговаривающие представители силовых структур. Мат становится нормой, мы к нему - привыкаем, если уже не привыкли. Раньше нормой было применять его либо для создания художественного образа (анекдот), либо по особому случаю, но так или иначе - в надлежащем месте и в надлежащее время. Теперь общество молчаливо согласилось, что нормы нет, так что против бытовой брани приема не существует.
С хоровой и вызывающе хамской публичной бранью в общественных местах бороться еще можно и нужно. Только не увещеваниями - никакая "работа с фанатами", никакие уговоры и предостережения не помогут. Эта необходимая работа - для тех, кто вменяем. Для невменяемых - только наказание, причем максимально жесткое, предусмотренное нынешними законами, пусть и несовершенными.
Да, нет конкретной ответственности за "скандирование лозунгов, оскорбляющих человеческое достоинство и содержащих ненормативную лексику", но даже того, что есть, хватит для того, чтобы задумались. Гопник силу уважает - хотя, конечно, среди юных отморозков не только гопники. Там мы кого хочешь обнаружим, в том числе мальчиков и девочек из так называемых благополучных семей, преуспевающих студентов и начинающих менеджеров. Среда специфическая, подверженная стадному чувству, - а вот те, кто процессом рулит, очень точно чувствуют, где можно заявить о себе и поприкалываться без всякого опасения понести наказание.
"Дирижеров" при наличии видеокамер легко вычислить, доказать их вину и наказать куда сложнее, но другого выхода нет. На хоккее с его замкнутым пространством и в некотором роде театральной атмосферой было меньше отморозков, чем на футбольных стадионах, этот бастион долго держался - но зараза распространяется стремительно, Москва, как обычно в авангарде, но и до провинции зараза вот-вот дойдет, если не пресечь вовремя. И там тоже семьями на хоккей ходить перестанут, потому что хоккей, калечащий души, никому не нужен.
Можно, конечно, и самим участникам действа быть аккуратнее в выражении своих эмоций (крупный план по ТВ, случается, коробит не меньше, чем хоровое матерное пение на трибунах), но откуда же нам взять других мастеров художественного слова - они с тех же улиц, что и так называемые фанаты.
Кстати, вот еще какая мысль. Конечно, официальные организации и органы должны нести ответственность за цивилизованное проведение мероприятия и наказываться соответствующим образом за разного рода нарушения. Но почему в стороне должны оставаться те же самые организованные фанатские объединения? Хотите каких-то преференций - несите ответственность, в том числе и материальную, за затесавшихся (и только ли затесавшихся?) в ряды недостойных членов.
Это тоже может входить в "комплекс мер" по борьбе за чистоту нравов. Пусть и надежд на светлое будущее пока немного.