Газета Спорт-Экспресс № 194 (5367) от 30 августа 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 13-й этап. ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ
Вчера Льюис Хэмилтон из "Макларена" одержал победу в Спа и вернул себе лидерство в чемпионате. Виталий Петров из "Рено", стартовав 23-м, смог прорваться на 9-е место.
ПРОРЫВ
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Спа |
Петров прожевал спагетти с каменным лицом. Потом с предельно дипломатичной улыбкой вышел к журналистам, которых собралось в моторхоуме "Рено" как никогда много: пишущая братия явно верна одному из главных постулатов профессии - надо писать не о том, как собака укусила человека, а о том, как человек ее укусил. То, что произошло с Петровым в квалификации, как раз из этого разряда. После классных гонок россиянина в Хоккенхайме и особенно в Будапеште, после установки в болиде воздуховода все спецы ждали от Виталия новых подвигов. И дождались... При выходе из девятого поворота наш пилот наехал правыми колесами на мокрый поребрик, машина заскользила к траве, затем ее развернуло на трассе, выкинуло к противоположной обочине, где болид в конце концов правым боком припечатало к отбойнику. Видно было, что повреждено переднее крыло, но машина в общем уцелела. Правда, сдвинуть ее с места Виталий, сидя за рулем, не мог. Вконец расстроенный, он вылез из "Рено" и, подталкиваемый досадой, с огромным запасом "ножницами" перемахнул через довольно высокое ограждение. Понять состояние гонщика было можно: авария, после которой он вынужден был закончить квалификацию, подстерегла его на разогревочном круге. А это значит, что не преодолев ни одной петли автодрома в Спа, Петров "застолбил" за собой на старте в воскресной гонке последнее, 24-е место.
Но вернемся за стол переговор с прессой. Виталий довольно быстро сбросил оцепенение и общался с журналистами живо, порой даже с шутками-прибаутками. При этом периодически отвлекался от разговора, увлекаясь транслируемой по телевидению гонкой GP2. Когда с интервью было покончено, тут же перебежал в соседнюю комнату моторхоума, где уже никто не мог его отвлечь от просмотра заезда младших собратьев "Формулы-1". Отвел взгляд от экрана только тогда, когда мимо проходил Роберт Кубица, которого Виталий поприветствовал, подняв вверх большой палец правой руки. Роберт в ответ партнеру по "Рено" подмигнул и, улыбнувшись, скрылся за дверью.
Кубица большой палец действительно заслужил, показав в квалификации третье время. А это свидетельствует: болид "Рено" нынче в порядке. Свою лучшую скорость поляк выдал в начале заездов третьего сегмента - до поула ему не хватило всего 0,322 секунды. "Мы были вполне конкурентоспособны, - делился впечатлениями после финиша Роберт. - К сожалению, на заключительном повороте моего последнего круга попал в трафик. Победа в принципе была вполне досягаемой". Ну а первую позицию на старте гонки получил мудрый Марк Уэббер, который максимально выложился именно в тот момент, когда полотно автодрома было наиболее сухим. Между прочим, это уже двенадцатая победа "Ред Булл" в тринадцати квалификациях нынешнего сезона. Впрочем, поул в Спа - достижение хоть и приятное, но вовсе не гарантия триумфа в воскресенье - в последних шестнадцати "Гран-при Бельгии" победители квалификации лишь трижды откупоривали потом шампанское на верхней ступеньке пьедестала. И все - из-за непредсказуемой погоды в Арденнских горах, которая "склонна к измене", как сердце ветреной красавицы. Вслед за Уэббером расположился Хэмилтон, который поразил всех тем, что самый быстрый круг в третьем сегменте промчал уже под дождем.
Конечно, разочарован квалификацией Алонсо, приехавший десятым. Впрочем, ему явно не повезло: свежий комплект резины он оставил для последней попытки, но внятно выполнить ее из-за усилившегося дождя было невозможно. С суровым лицом покидал свою любимую трассу Шумахер, который, как и его юный партнер по "Мерседесу" Росберг, не пробился в третий сегмент. Но вина тут не только его - инженеры выпустили Шуми на круг в тот момент, когда на автодроме было полно машин, за что потом перед ним извинялись. И все-таки у знаменитого немца был и повод для радости, причем бурной и всеохватывющей. Когда на скользком от дождя полотне закружило сразу четыре машины, Шумахер, следовавший за квартетом, лишь в самый последний момент, продемонстрировав чудеса реакции, сумел чуть ли не в сантиметре проскочить рядом с застрявшим на трассе ди Грасси. И все-таки этот эпизод обсуждался куда меньше, чем история с нашим Петровым, по поводу которой все строили самые разнообразные догадки.
- Что же в конце концов произошло? - спросил я Виталия в субботу вечером.
- Хотел проверить поребрик, почувствовать его. Увы, он был мокрый... При этом знаю: из девятого поворота, чтобы выиграть какое-то время, надо выходить очень-очень широко.
- Другие тоже проверяли поребрики, и ничего. Получается, вам не повезло?
- Я слишком интенсивно его проверил, слишком сильно нажал на газ - в результате меня сразу развернуло... В общем, кому-то повезло, кому-то - нет. Наверное, можно считать и так.
- А вы не были на вираже чересчур агрессивны?
- Ну, не то чтобы агрессивен... В "Формуле-1" надо всего лишь чуть-чуть нажать на газ, и все сразу становится понятно.
- Култхард, комментируя этот эпизод, сказал, что вы допустили детскую ошибку...
- Нет. Я же говорю: просто проверял поребрик. Не думаю, что его слова - истина в последней инстанции. Какая здесь может быть детская ошибка?
- А как машина? Когда ее привезли после аварии, на обтекателе была трещина...
- Там крыло сломалось. Механики машину проверяют, все выясняют.
- Если бы смогли машину сдвинуть с места, поехали бы на ней дальше?
- Конечно. Мотор работал, но ее настолько присосало к бордюру, что мне от него было не отъехать. Пробовал вперед, назад - хоть куда-нибудь. И все без толку. Удалось бы сдвинуться, то, наверное, если ничего серьезного в подвеске, поменяли бы переднее крыло, и поехал бы дальше. Внешне кроме крыла вроде ничего не повредилось.
- С механиками, инженерами успели перекинуться несколькими словами?
- А что им говорить? Сегодня один день, завтра - другой. Важно думать о следующем дне и постараться заработать очки.
- Поедете на жесткой резине?
- Стратегию еще будем обсуждать. Очень многое зависит от погоды. Если будет высокая вероятность дождя, то скорее всего остановимся на жестком типе резины.
- Тот же Култхард сказал, что Петров - единственный человек, который перед гонкой будет молиться о дожде...
- Не все так просто. Важно знать, когда этот дождь пойдет, насколько он будет сильный. Если зарядит ливень, то зачем он нужен? Появятся красные флаги, все остановятся, будет рестарт...
- В нынешней ситуации в начале гонки вам придется обгонять немало медленных машин - наверное, штук шесть. Как это лучше сделать?
- Здесь, в Спа, обгонять легче, чем, например, в Венгрии или Монако. К тому же еще есть воздуховод - по прямой с ним скорость явно выше. Может, в дождь действительно будет хорошо, но, с другой стороны, из-за шлейфа брызг, поднимаемого идущей впереди машиной, почти ничего не видишь.
- На такой трассе, как в Спа, в начале гонки у лидеров вполне может быть и завал. Для вас это была бы удача...
- Как можно желать, чтобы кто-то разбился?
- Шансы резко улучшить позицию у вас, наверняка есть. Болид-то быстрый, Кубица это доказал.
- Не факт. Думаю, наша машина все равно где-то в шестерке. А что касается третьего места, то Роберту повезло - у него с дождем удачно сложилось. Тяжело было бы показать третье время, если бы гонщики были в равных условиях. Все даже мягкую резину не использовали. А Хэмилтон и в дождь под конец проехал быстрее.
- Похоже, в некоторых местах трассы шел дождь, кое-где было сухо...
- Может быть. Но я в это время уже не ездил.
- А что в принципе в такой ситуации требуется от пилота?
- Оставаться на трассе и ехать как можно аккуратнее. Эх, тупой у меня получился разворот... И все, повторяю, из-за того, что специально хотел заехать на поребрик. Я даже не гнал - колеса-то были непрогретые. А в Барселоне еще глупее было - там и не ожидал, что занесет.
- Перед стартом оговаривали ваше намерение проверить поребрик с кем-то в команде?
- Это мое решение.
- Упреки по отношению к вам были?
- Нет, конечно. Но, естественно, все расстроены - мы знали, что две машины могли быть в десятке. Особенно в такой сумасшедшей квалификации.
- Множество иностранных журналистов прибежали к вам как раз из-за неудачи?
- Когда все в порядке, они тоже приходят. Но тут народ понимал: две машины "Рено" могли быть в десятке. Поэтому все и хотели узнать, что случилось.
- В третьей свободной тренировке воздуховод работал?
- Да, все нормально. Скорость на прямой большая.
- Что будет самым сложным в воскресной гонке?
- Проехать ее без ошибок, попытаться дотянуться до десятого места.
- С 24-й позиции это возможно?
- В нашей жизни нет ничего невозможного.
* * *
Первый "обгон" Виталий Петров совершил еще до начала схватки, когда пришло сообщение, что пилот "Заубера" Педро де ла Роса оштрафован на 10 стартовых позиций за смену двигателя перед гонкой. Это стало его девятой заменой мотора при разрешенных восьми. В итоге почетное "право" быть в самом конце пелотона он у россиянина отобрал. Впрочем, нет сомнения, что и без этого подарка Петров с де ла Росой справился бы - точно так же, как с другими 14 соперниками, которых "нанизал" в ходе гонки. В Спа, как известно, подобные подвиги бывают - все помнят, как некогда Шумахер, стартуя 16-м, финишировал тут первым.
Вообще столь любимая гонщиками и болельщиками трасса в Арденнских горах не подкачала - дала возможность пелотону проехать и по сухому полотну, и по мокрому, позаботилась о нескольких авариях и сходах, в очередной раз выбросила из "седла" победителя квалификации. Марк Уэббер очень медленно тронулся с места и буквально за считаные мгновения увидел перед собой спины сразу шести гонщиков, во главе которых оказался Льюис Хэмилтон. Пилот "Макларена" почти всю гонку не испытывал проблем, тем более что довольно долго его партнер Баттон удерживал дышащих в затылок соперников. В результате Льюис создал между собой и преследователями десятисекундную "воздушную подушку". И она, как потом выяснилось, очень даже пригодилась. В концовке гонки Хэмилтон на сликах улетел в гравий и проехал буквально в миллиметрах от отбойников. Вторым долгое время шел Кубица, но в боксах, промахнувшись мимо своих механиков, потерял ценные мгновения и пропустил вперед воспрянувшего Уэббера.
Распоясался в Спа Себастьян Феттель. В одном из междусобойчиков с Баттоном он пробил бок "Макларена", после чего действующий чемпион мира тут же сошел с дистанции. Феттеля же, который отделался поломанным антикрылом, наказали проездом по пит-лейну. Но немец, который вынужден был постоянно всплывать из глубин гонки, на этом не успокоился - наехал еще и на Лиуцци, разбив тому носовой обтекатель. Правда, при этом сам немец пробил себе колесо.
Не удался юбилей у проводившего 300-ю гонку Рубенса Баррикелло. Уже в начале борьбы, когда стал накрапывать дождик, бразилец, не сумев укротить болид на скользкой трассе, врезался в "Феррари" Фернандо Алонсо и сошел с дистанции. Испанец же хоть тогда и выжил, но тоже до конца не доехал. Разок-другой не угадав с резиной, Алонсо вынужден был совершать на трассе подвиг за подвигом, что в итоге кончилось печально - незадолго до финиша, когда дождь полил уже почти как из шланга, Фернандо разбил машину на мокром асфальте.
Укротителем Спа вполне может чувствовать себя шеф "Мерседеса" Росс Браун. Именно под его мудрым руководством Михаэль Шумахер и Нико Росберг продержались на стартовых сликах большую часть гонки и заехали на пит-стоп лишь тогда, когда незадолго до финиша разверзлись небеса. В итоге мерседесовский тандем, по сути, времени попусту не терял. Именно эта стратегия позволила Шуми и его молодому партнеру уцелеть в схватке с Виталием Петровым, который хоть и ехал быстрее, но сменил резину на один раз больше. Впрочем, особого восторга вся эта история у семикратного чемпиона мира не вызвала - он в очередной раз уступил в гонке юному Росбергу. Хотя по тому, как складывалась борьба, должен был того опередить. "Подсобил" Михаэлю, хоть и невольно, его старый недруг Алонсо. После того как разбитый болид испанца остался на трассе, на автодроме появилась машина безопасности. На рестарте юный Росберг оказался резвее знаменитого ветерана и в итоге выиграл у него очередную дуэль.