Газета Спорт-Экспресс № 189 (5362) от 24 августа 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Одной из главных звезд европейского чемпионата в Барселоне стала россиянка Татьяна Фирова, завоевавшая золото в беге на 400 метров и эстафете 4х400 м.
Татьяна ФИРОВА: "ДЛЯ ЛИЧНЫХ ПОБЕД МНЕ НЕ ХВАТАЛО СМЕЛОСТИ"
- Вы на чемпионате Европы победили с личным рекордом - 49,89. О чем это говорит?
- Об огромном труде, который мы с тренером, Сергеем Александровичем Поповым, к которому я перешла в 2008 году, вложили в мою подготовку. Физически бежать из пятидесяти секунд я была готова еще в прошлом сезоне. Но голова тогда не созрела. В этом уверенности добавилось - после того, как на зимнем чемпионате мира завоевала серебряную медаль в личном беге на 400 метров. В общем, психику мы подтянули, физика была, и на чемпионате Европы все сошлось как нельзя лучше.
- В Барселоне на финишную прямую первой вышла Ксения Усталова…
- Да, я даже третьей там бежала.
- Но на финише выиграли у Усталовой три сотых секунды - цена золотой медали. Как дались вам эти последние мгновения?
- Ксюша - перспективная девочка, но молодая еще. Тут, возможно, мой опыт сказался. Даже и не знаю, что еще добавить.
- Сколько раз "выбегали" из пятидесяти секунд?
- В Барселоне это впервые случилось.
- И как ощущения?
- Чувствовала, что быстро пробежали, но все же думала, что за 50 с копеечками. Мне результат из пятидесяти казался заоблачным. Когда увидела на бегущей строке время, сразу Ксюше показала: "Смотри!" Мы обе из пятидесяти выбежали. Ксюша сначала не поняла, о чем я говорю, для нее это тоже было шоком, как и для меня.
- 49,9 и 50,0 - в чем разница?
- Разница очень большая. За 50 секунд я часто бегала, а из пятидесяти - только в эстафете, но там бежишь с ходу. В личном беге результат выше 50 секунд - совсем иной уровень.
- В 2001 году вы стали чемпионкой Европы среди юниоров, через год - среди молодежи. И только в этом году завоевали сначала серебряную, а потом и золотую медали в личном беге среди взрослых ( к тому времени у Татьяны было две олимпийских награды за эстафеты 4х400 м. - Прим. "СЭ"). Не анализировали, почему так долго шли к этому успеху?
- Не знаю, чем это объяснить, но была какая-то неуверенность в своих силах. Наверное, я больше командный игрок по своей психологии. В команде мне бежится легче и проще. Там ничего не давит, а ответственность заставляет мобилизоваться до такой степени, что берешь палочку и выкладываешься по полной. Когда за себя бежишь, думаешь: ну, как получится. А не получится, так есть еще эстафета, для которой, конечно, и силы надо оставить. Почему-то я всегда думала, что девчонки сильнее меня. А сейчас уже я самая старшая, самая опытная, пора брать ответственность на себя. У меня в этом плане большое уважение вызывает Ксюша, она не боится никого, ничто на нее не давит, встает и бежит.
- Ваши козыри в беге на круг?
- Мой козырь - вторая половина дистанции и финиш.
- О слабостях будем говорить?
- Тут и скрывать-то нечего. У меня маленький запас скорости, чистые 200 метров бегу медленнее всех наших девочек. Когда удается сбалансировать слабые и сильные стороны, получается в итоге такой результат, как на чемпионате Европы.
- Вы эстафетчица со стажем. Считается, что 4х400 м - наш вид. Но на чемпионатах мира и Олимпиадах мы регулярно проигрываем американкам. Можно, наконец, у них выиграть? И за счет чего?
- Считаю, выиграть можем, мы не слабее их. Дело в тонкостях. У них всегда в квартете две сильные бегуньи - Феликс и Ричардс регулярно бегут из пятидесяти. А у нас обычно одна, которой это под силу. Мы можем взять ровным составом, ведь у нас, как правило, трое бегут в личном финале. Не забывайте и про боевой российский дух. Думаю, можем с американками бороться, в Пекине мы были очень близки к золотой медали.
- Чем личная медаль дороже эстафетной? И дороже ли?
- Личная медаль дается очень тяжело и много сил забирает. Я настолько выложилась на чемпионате Европы, что сейчас стартую, а заряда боевого нет - такого, когда хочется бежать, выигрывать. Бегу только на той физической силе, которая у меня осталась, а эмоций не хватает. Все на чемпионате Европы выплеснула и еще не восстановилась.
- Давайте немного поговорим не о забегах и победах, а просто о вас. Когда начали заниматься легкой атлетикой?
- Спортом занимаюсь с детства. Сначала плавала, лет с 13 перешла в легкую. Первым тренером у меня была Марина Юрьевна Мочкаева, я тогда жила в Сарове, занималась у нее до 11-го класса. Потом меня забрал Александр Викторович Абрамов. Я очень благодарна этим людям за то, что привили мне любовь к легкой атлетике.
- Вы сейчас живете в Жуковском, где собралась большая компания сильных легкоатлетов. Часом в гости друг к другу не ходите?
- (Смеется.) Бываю в гостях у Тани Андриановой, которая живет буквально напротив меня. У Тани Лысенко была в новом доме, который она построила в трех километрах от Жуковского. Да и они ко мне наведываются.
- Какое у вас образование?
- Закончила РГУФК два года назад, теперь дипломированный тренер.
- И готовы приступить к работе?
- Думаю об этом, но пока решение не приняла.
- А призвание чувствуете?
- У нас с тренером так получается, что я интуитивно понимаю, чего он хочет от меня. Когда другие девочки в группе его на таком уровне понять не могут, я им объясняю, что и почему у них не складывается. Мы с тренером так друг друга дополняем, что, думаю, у нас получился бы хороший тренерский тандем.
- Свободное время как проводите?
- Стараюсь побыть с друзьями и пытаюсь выучить английский язык.
- Насколько преуспели?
- Могу немного говорить, но пока лучше понимаю, что мне говорят.
- Хобби есть?
- Читать люблю. В Барселону взяла серьезную книжку, думала, полистаю, полегче станет. И правда, приходилось задумываться над прочитанным, что отвлекало от всяких мыслей, страхов и тревог перед соревнованиями.
- Что за книжка такая умная?
- "Цитадель" Экзюпери. Но осилила ее только недавно, когда выступала в Лондоне.
- Есть планы, где будете расслабляться после сезона?
- Сначала надо восстановиться. Поеду на грязи. В прошлом году была в Саках, где условия проживания оставляют желать лучшего, но эффект от процедур был замечательный. Правда, говорят, что самые лучшие грязи все же в Израиле, так что я пока не решила, куда поеду.
Елена РЕРИХ