Газета Спорт-Экспресс № 166 (5339) от 28 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ХРОНИКА
Виталий МУТКО: "АДВОКАТУ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ВСЕ"
Вчера гостем "СЭ" был министр спорта, туризма и молодежной политики РФ, член исполкома ФИФА, а в недавнем прошлом президент РФС Виталий Мутко, который ровно два часа отвечал на вопросы журналистов.
С РФС У ХИДДИНКА БЫЛ ОБЫЧНЫЙ КОНТРАКТ
- Именно вы возглавляли РФС, когда главным тренером сборной был назначен Гус Хиддинк. Вам не кажется, что с ним несколько некрасиво расстались? Голландцу долго не выплачивали причитающиеся деньги, не устроили торжественных проводов, ограничившись заявлением со словами благодарности на официальном сайте.
- Отчасти я с вами соглашусь. Кстати, у Хиддинка был обычный контракт с РФС - 2 миллиона евро. В некоторых сборных тренеры получают намного больше. А помимо этого был контракт и с фондом "Национальная академия футбола" (этот фонд создан Романом Абрамовичем. - Прим. "СЭ"). По сути, НАФ наняла голландца для продвижения имиджа нашего футбола.
Со своими задачами Хиддинк, я считаю, справился, хотя непопадание на ЧМ-2010 - это, конечно, неудача. Но главное - он поменял отношение к футболу в стране и к нашей сборной в мире. Любой матч с его участием, любая презентация, пресс-конференция, жеребьевки - все это работало на имидж российской команды. Когда Хиддинк принял сборную, она находилась в рейтинге ФИФА на 39-м месте, а потом поднялась до 6-й позиции. На жеребьевке отборочного этапа Euro-2012 Россия была уже в первой корзине. Это дорогого стоит. Впрочем, группа у нас все равно - мама не горюй, и соперников ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
- А как вам, в таком случае, выбор Адвоката в качестве тренера сборной?
- Выбор главного тренера - самая большая ответственность президента национальной федерации. Адвокат - неплохой тренер, что он доказал, выиграв с "Зенитом" Кубок УЕФА и Суперкубок Европы. Но клуб - это одно, а сборная - другое.
Далее. Мы имели в виду, как вы знаете, другую стратегию развития - хотели, чтобы после Хиддинка пришел российский специалист. Но сейчас эта тема закрыта - федерация уже назначила тренера. И все мы должны ему помогать, а не ждать ошибок и промахов. Сборная - это высшие, национальные интересы.
Другое дело, вопросы такого масштаба не должны решаться кулуарно. С этим мы в ближайшее время точно покончим. Когда на кону стоит национальный интерес, должно быть понятное решение и прозрачный механизм его принятия. Законодательно это закрепим. У нас 45 олимпийских видов спорта, 45 главных тренеров по видам спорта - и необходимо четко понимать, что это за люди и почему они там появились.
- То, что Адвокат некрасиво расстался с Бельгийским футбольным союзом, - его личное дело?
- Нет, это наше общее дело с учетом того, что Россия выдвинула заявку на проведение чемпионата мира по футболу. Для начала самое элементарное - бельгийский представитель сидит в исполкоме ФИФА. Сегодня задача Российской футбольного союза - снять эту проблему во взаимоотношениях с бельгийской федерацией. И он ее снимет.
Мы должны нормально вести себя в мировой футбольной семье. Да, тот же Адвокат вправе выбрать для себя более амбициозные цели, к тому же подкрепленные экономически, но прежде ему надо отрегулировать все в отношениях с предыдущими работодателями. К России здесь не должно быть никаких вопросов. Мы на конгрессе ФИФА встречались с руководством бельгийской футбольной федерации. Эту работу необходимо продолжить.
- У кого из претендентов на чемпионат мира, с вашей точки зрения, больше шансов перед голосованием 2 декабря?
- Прежде всего, думаю, чемпионат мира в 2018 году пройдет в Европе. Осталась одна неевропейская заявка - американцев. По моей информации, они тоже очень серьезно размышляли над тем, чтобы сняться с 2018-го, оставшись среди кандидатов на 2022-й, но не сделали этого. Что ж, это их дело, их тактика. А тактика членов исполкома такова, что США может ни тут, ни там не получить. Потому что все договорились, сняли, а они решили по 2018 году все же пободаться. При том что Азия и Южная Америка поддерживают проведение ЧМ-2018 в Европе.
Что же касается наших европейских конкурентов, то мы ко всем относимся с уважением. Но, думаю, все же чуть больший приоритет нужно отдать Португалии с Испанией и, естественно, Англии. Недооценивать английскую заявку нельзя. Может быть, чуть меньше шансов у Бельгии с Голландией. Так что главных конкурентов у России два.
Очень важно будет выйти во второй тур голосования, чтобы бороться дальше. Для победы нам нужно получить 13 голосов. Могу вам сказать: представление, как это сделать, имеется. Работаем над этим. С другой стороны, процесс это очень сложный. Сегодня тебе кажется, что все хорошо, завтра - что не так уж хорошо... И вообще тяжело предсказать, как пройдет тайное голосование.
- Вы ездили в ЮАР на конгресс ФИФА, посетили матч открытия ЧМ-2010. Может ли Россия извлечь какие-то уроки как для заявки на проведение ЧМ-2018, так и в плане организации крупнейшего футбольного турнира, если нам его доверят?
- У южноафриканцев можно многому поучиться в плане создания и эксплуатации спортивной и прочей инфраструктуры. Стадионы построены экономично, имеют многофункциональное назначение. Считаю, что Южная Африка хорошо использовала шанс для развития своей экономики и продвижения страны на международной арене. Что же касается заявки, то у ЮАР не было такой жесткой, как нашем случае, конкуренции, поскольку выбор делался из числа только африканских стран. А вот главный аргумент в нашу пользу тот же: футбол призван давать толчок общему развитию, а после чемпионата мира должно оставаться наследие.
Если выбор исполкома ФИФА падет на Россию, то наши города получат возможности для комплексного развития, сооружения не только стадионов, но и аэропортов, дорог, гостиниц, коммуникаций, медицинских центров, тренировочных баз, которые смогут использовать дети. Поэтому за чемпионат мира стоит побороться.
- Новые стадионы будут футбольными или в их проектах предусмотрены легкоатлетические сектора?
- По-разному. Если в регионе традиционно развита легкая атлетика, то вокруг поля будут предусмотрены дорожки. На сегодня разработаны практически все проекты. При этом предполагается, что у тех 45-тысячников, содержать которые экономически невыгодно, трибуны после чемпионата мира будут частично демонтированы, и вместимость арен доведут до 30 тысяч. Кроме того, стадионы будут многофункциональными: под трибунами создадут торговые центры или офисы. Что именно - решать регионам.
Окончание - стр. 8