Газета Спорт-Экспресс № 161 (5334) от 22 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4
ФУТБОЛ
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Матч 11-го тура
ВРАТАРСКИЙ ВОПРОС В "СПАРТАКЕ" ВСЕ ЕЩЕ ОТКРЫТ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ |
из Лужников |
"БЫТЬ ВРАТАРЕМ, А НЕ КАЗАТЬСЯ"
Баннер, подготовленный спартаковскими болельщиками, по всей видимости, был обращен к Сослану Джанаеву. Каково же было удивление трибун, когда зачитывавший составы команд диктор объявил: "Сергей Песьяков, номер тридцатый!" Обструкцию-то готовили первому номеру, а он оказался на скамейке запасных. Впрочем, болельщики быстро сориентировались и 21-летнего голкипера удостоили овации. Примерно такой же, как и Войцеха Ковалевски, занявшего противоположные ворота.
Он, кстати, не понаслышке знает, что такое защищать последний рубеж обороны самого титулованного клуба страны, а значит, находиться под постоянным давлением многочисленной армии болельщиков и прессы. Не обошлось его многолетнее пребывание в "Спартаке" и без ошибок, за которые он в итоге и поплатился местом в основном составе. Но только в страшном сне Ковалевски мог представить, чтобы его хотя бы раз освистали.
То же самое можно сказать и про Плетикосу. Вытеснив из ворот популярнейшего Войцеха, хорватский вратарь уверенной игрой завоевал расположение болельщиков, и даже несколько ляпов, допущенных им впоследствии, никак не повлияли на отношение торсиды. Воистину однажды завоеванный авторитет впредь работает на тебя, и нужно очень постараться, чтобы его подорвать.
Джанаеву подрывать было нечего. Прекрасная сказка о молодом голкипере изначально была обречена на плохой конец. Само его появление в воротах "Спартака" представлялось не более чем психологическим приемом нового тренера, решившего встряхнуть команду. Вскоре, однако, выяснилось, что это не разовая акция. Карпин совершенно четко дал понять, что Джанаев - первый номер, а Плетикоса может искать новый клуб. Это не могло не вызвать недовольства, в один момент переросшего в негодование.
Стали говорить, что Джанаев занимает место основного вратаря только из-за наличия у него российского паспорта. Признать это открыто Карпин не мог, но косвенно все говорило именно об этом. Вратарская тема стала в "Спартаке" нежелательной, и любое упоминание Плетикосы и несправедливости, усадившей его на лавку, вызывало у тренерского штаба красно-белых недовольство.
Чем больше тумана напускалось на причины, заставившие Карпина пойти на вратарскую рокировку, тем громче становился ропот трибун. Люди с обостренным чувством справедливости и вовсе отказались посещать матчи, пока "в ворота не вернут Стипе". Карпин же продолжал стоять на своем. А в конце сезона-2009, когда Джанаев начал "привозить" гол за голом, менять его было некем - даже если бы Плетикоса не получил травму, играл бы хорват уже совсем в другом месте.
Возможно, единственный непопулярный шаг нового тренерского штаба сделал крайним не тренеров (авторитет Карпина непререкаем) и даже не пресловутый лимит на легионеров (разве можно ругать дождь за то, что ты, забыв дома зонтик, промок до нитки?). Под прицел народного гнева попал Джанаев. После мячей от "Крыльев" и ЦСКА ничто не могло спасти вратаря - ни поддержка Карпина, назвавшего все это "несчастным случаем", ни совет высшего руководства клуба "сходить в церковь".
В нынешнем сезоне Джанаев играл до первой серьезной ошибки. Пять голов от "Алании" Карпин таковой не посчитал, но после "Рубина" продолжать закрывать глаза было уже невозможно.
ПЛЕТИКОСА ВЗИРАЛ НА ВСЕ СО СТОРОНЫ
Любое удачное действие Песьякова во вчерашнем матче трибуны встречали одобрительным гулом, а когда счет стал 4:0, фанаты и вовсе принялись скандировать имя нового вратаря, как бы намекая руководству клуба, что эта кандидатура их полностью устраивает. Можно только представить, что творилось на душе у сидевшего на скамейке Джанаева. На его глазах "Спартак" ковал "сухую" победу, а Песьяков становился новым любимцем публики. Закрались даже сомнения: в радость ли ему этот успех?
Вернула надежду Джанаеву и одновременно испортила дебют Песьякову веселая "Сибирь". Пустившись играть со "Спартаком" в открытый футбол, гости неожиданно для зрителей забили три мяча. Песнопения во славу Песьякова поутихли, Ковалевски, которого, к слову, в пропущенных голах винить трудно, погнал партнеров вперед, а наблюдавший за всем этим с трибуны Плетикоса как-то невесело ухмыльнулся.
Как бы ни приветствовали фанаты Песьякова, ставшего двадцатым голкипером "Спартака" в чемпионатах России, вратарская позиция у красно-белых по-прежнему слабейшая. Понятно, что вешать всех собак на Песьякова никто не станет, но, согласитесь, защитники почувствуют себя намного увереннее, когда за их спинами будет стоять не молодой и подающий надежды, а состоявшийся матерый "кипер", одно имя которого внушало бы уважение.
Как в данном случае поступить тренерскому штабу? Вернуть потерявшего популярность Джанаева? Не отдавать "Тоттенхэму" Плетикосу? Приобрести нового голкипера? Но есть ли сильные вратари с российским паспортом, готовые сейчас, посреди сезона, сменить команду? А может, плюнуть на гражданство и усилиться к Лиге чемпионов зарубежным футболистом? Но как тогда быть - в России играть с одним, а в Европе - с другим?
C ходу дать ответы на все эти вопросы трудно. Ясно одно - бездействовать селекционный отдел красно-белых больше не может.