Газета Спорт-Экспресс № 140 (5313) от 28 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

28 июня 2010

28 июня 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010

Специальный корреспондент "СЭ" попытался заглянуть на 8 лет вперед и проанализировать, какой опыт ЧМ-2010 необходимо перенять потенциальной стране - хозяйке ЧМ-2018 .

ЮЖНАЯ АФРИКА: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Дурбана

В декабре ФИФА назовет страну - хозяйку чемпионата мира-2018. Шансы России в этом конкурсе расцениваются высоко. Подана заявка, сформированы планы - ждем. Тем временем организационная канва южноафриканского Кубок мира, только-только вошедшего в решающую стадию, отчетливо видна уже давно. Плюсы и минусы текущего первенства планеты налицо, и вряд ли их баланс до конца турнира существенно изменится.

Стоит ли нам уже сейчас примерять на себя южноафриканские одежки? Не лучше ли дождаться декабрьского голосования ФИФА?

Ответ на эти вопросы прост. Если хотим использовать решение главной футбольной организации мира в качестве жареного петуха, без которого не сможем заставить себя сдвинуть дело с мертвой точки, чемпионат в ЮАР мы вправе воспринимать как зеваки. Идет себе и идет, нас пока не касается. Временами красиво, местами необычно, но в целом забавно и развлекательно.

Однако если мы и без домашнего Кубка мира собираемся менять спортивную инфраструктуру страны, что уже не раз звучало с высоких трибун, придется добавить к перечисленным наречиям еще два: познавательно и поучительно. Ибо вне зависимости от того, дадут нам ЧМ-2018 или нет, обзавестись многим из увиденного в ЮАР российскому футболу необходимо давно и остро. А кое-что, представьте, может и не пригодиться.

Конечно, до 2018 года нам еще предстоит разобрать по косточкам Кубок мира в Бразилии и зимнюю Олимпиаду в Сочи. Первый даст самую главную, базисную информацию, вторая послужит суперполигоном. Однако представьте: что будет, если мы начнем подготовку в мировому первенству лишь в 2014 году? Да и по масштабам реорганизации Олимпийские игры, тем более зимние, несопоставимы с футбольным мировым первенством.

Отсюда вывод: ЮАР и есть наш главный ориентир на ближайшее четырехлетие. Запоминаем, сравниваем, учимся.

СТАДИОНЫ

Эта задача, как ни странно, самая понятная и простая. Для строительства арен нужны лишь деньги и политическая воля. И того и другого в России с избытком, особенно когда требуется вызвать в мире положительный резонанс. Построим много, вовремя и с высоким качеством, не сомневаюсь.

Другое дело, как интегрировать эти спортсооружения в обычную, послечемпионатную жизнь? В ЮАР, знаю, такая проблема есть. Например, стадион "Мозес Мабида" в Дурбане вмещает почти 70 тысяч зрителей. Очень красивая арена с капитальными трибунами. Но по использованию неуниверсальная: кроме футбола и, возможно, легкой атлетики на ней можно будет проводить лишь концерты. А для обожаемого в ЮАР регби в 100 метрах от "Мозес Мабида" существует 52-тысячный специализированный АBSA stadium. Две махины в одном месте.

После Кубка мира имеются планы снизить вместимость дурбанского стадиона до 54 тысяч мест, сохранив при этом возможность снова увеличить ее до 80 тысяч (на тот случай, если Дурбан выдвинет свою кандидатуру на проведение Олимпиад 2020 или 2024 годов, а у города, как вчера сообщила южноафриканская пресса, это намерение есть). Мне сложно представить, за счет чего можно урезать такое количество зрительских сидений. Разве что расположить их по-барски широко. А ведь большое пространство освободит еще и нынешняя ложа прессы, не нужная в обычной жизни в таких размерах. Однако даже 54 тысячи для южноафриканского футбола явно избыточны. Значит, стадион будет простаивать вхолостую.

Каков выход из ситуации? Для ЮАР уже никакого. Да и переживет как-нибудь более чем трехмиллионный Дурбан такую проблему: в конце концов, большой стадион ему положен по статусу. А как быть 300-тысячному Саранску, 400-тысячному Сочи, 600-тысячному Ярославлю, 700-тысячному Краснодару? Даже если строить там 40-тысячники?

(Кстати, в Краснодаре формально и сейчас 40-тысячник. Второй ярус надстроили в 1980 году, приурочив это к выходу "Кубани" в высшую лигу чемпионата СССР. Поначалу акция себя оправдала. Теперь же в статистике матчей приходится читать: "В период реконструкции вмещает 28 800 зрителей", хотя следы самой реконструкции заметить сложно. И Краснодару, представьте, этого количества мест хватает.)

Вариант, учтенный в российской заявке, - временные трибуны. Это вполне разумно - удешевляет проект и делает стадион более удобным в последующей эксплуатации. Но я не стал бы забывать еще об одной мелочи.

Южноафриканцы построили к чемпионату мира не только основные стадионы. В Дурбане, например, на месте старого корыта в бедном районе КваМашу возведен абсолютно новый пятитысячник. Вот этот точно будет работать и после Кубка мира, обслуживая целый район. Он и сейчас востребован: приезжие команды-участницы используют его для тренировок.

Возможно, такие стадионы через 8 лет понадобятся и российским городам. Не только для ЧМ - для нас самих в первую очередь, для развития футбола. Дорого? Да уж, недешево. Но если браться за дело, то всерьез. Тем более что разговоры об самоокупаемости чемпионата, если я правильно понимаю, ни для России, ни для ЮАР совершенно неактуальны: "наварить" на Кубке мира - не наш путь.

Окончание - стр. 3