Газета Спорт-Экспресс № 131 (5304) от 17 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

17 июня 2010

17 июня 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010

РАССКАЗ О ТОМ, КАК В ЮАР ВЗОРВАЛИ КАЛЕНДАРЬ

и другие поучительные истории достопочтенного Рангонго

Игорь РАБИНЕР

из Кейптауна

О ЖИЗНИ В ГЕСТХАУСАХ

Начну с того, что ваш корреспондент в Кейптауне живет не в гостинице, а в гестхаусе. Это - очень популярный в Южной Африке вид недорогих мини-отелей, в которых немного номеров, но гораздо больше какой-то внутренней теплоты. Владелец или владелица такой гостинички вместе со своей семьей всегда на месте, они лично готовят вам завтрак в любое удобное время - хоть в семь, хоть в одиннадцать.

Причем рацион зависит от ваших пожеланий: предпочитаю я, к примеру, геркулесовую кашу - и получаю ее из рук хозяйки по имени Гленда в лучшем виде, да еще и присыпанную для вкуса корицей. А английский болельщик за соседним столом, приехавший на матч с Алжиром, любит сосиски с беконом - и вот они, с пылу с жару. И чай под романтическим названием "Пять роз" здесь необыкновенно вкусный.

В большом отеле, где в ресторане ты завтракаешь за одним из десятков, а то и сотен столов, тебе за завтраком вряд ли придет в голову потолковать с кем-то чужим "за жизнь". Гигантские размеры - будь то города-мегаполиса или гостиницы - замыкают людей в себе, делают их более холодными или жесткими. Недаром же говорят, что в маленьких городках люди проще и куда более открытые! В гестхаусах, как выяснилось, тоже.

Завтрак превращается в многочасовые чайные посиделки, во время которых узнаешь столько всего интересного, что заставить себя встать и вернуться в номер, чтобы написать очередную заметку, невероятно сложно. Вчера вот англичанин, болельщик "Блэкберна", при этом 14 лет живущий в Вашингтоне, красочно живописал, как его душа разрывалась надвое во время поединка Англия - США, и с каким облегчением он воспринял итоговую ничью.

Когда англичанин узнал, что я из России, первой его ассоциацией был матч Лиги чемпионов-95/96 "Спартак" - "Блэкберн", когда "эти русские сделали из нас отбивную, а два наших дурачка, игрока сборной Англии Ле Со и Бэтти прямо на поле подрались между собой". А сейчас, в Америке, он внимательно следит за MLS. И мы дружно вспомнили, что в 96-м, когда эта лига только открылась, на ее трибунах, где тон задавали болельщики с мексиканскими корнями, вовсю гудели в дудки. О которых мы еще не знали, что они - вувузелы...

Еще один мой новый знакомый - темнокожий южноафриканский журналист. Колоритный, упитанный, общительный и дружелюбный. На второй день знакомства он стал подсаживаться ко мне за стол уже без спросу - но это такой душевный человек, что мне и в голову не приходит на него обижаться. Ну простые здесь люди - что ж в том дурного? Может, это нас излишняя цивилизация испортила?

В прошлую субботу, когда мы - опять же, естественно, за завтраком - познакомились, он в честь дня открытия чемпионата и первого матча родной сборной был в желто-зеленой футболке "Бафана Бафана". Как, собственно, и весь Кейптаун. Вчера, естественно, опять надел ее, родимую. Зовут коллегу Рафора Рангонго, и работает он в Sunday Times - только не английской, а южноафриканской.

Недели полторы назад его попросили написать материал для британских коллег из Mirror, и Раф, как он попросил себя называть, возмущался "желтыми" повадками англичан: главное - продать газету за счет броского заголовка, а там хоть трава не расти. Когда тяжесть травмы Дидье Дрогба была еще неясна, Раф из своих источников выяснил, что шансы сыграть на ЧМ-2010 у лучшего снайпера английской премьер-лиги остаются, пусть и небольшие. В отличие от Рио Фердинанда, который турнир точно пропустит. Так к материалу Рафа англичане хотели поставить заголовок: "Дрогба не сыграет в ЮАР. Как и Рио". Насилу уговорил смягчить формулировку.

Мы говорили с Рангонго (фамилия-то какая звучная!) наутро после ничьей сборной ЮАР (которая, напомню, занимает 109-е место в рейтинге ФИФА) с мексиканцами. Собеседник был радостно возбужден. И сыпал историями, с которыми я просто обязан познакомить читателей "СЭ".

ВУВУЗЕЛЫ И ТШАБАЛАЛА

Овеянные уже легендами вувузелы, по словам Рафа, стали неотъемлемой частью футбольного боления южноафриканцев давным-давно. А когда-то длинные кривые дудки, сделанные из рогов убитых животных, использовались для того, чтобы созвать людей на собрания. Вон какие звуки они издают - везде слышно!

Само по себе слово "вувузела", что поразительно, ничего не означает! Просто какой-то смекалистый человек придумал это красочное слово, запатентовал пластмассовую дудку именно под таким названием - и заработал на этом кучу денег.

Теперь без вувузел черные южноафриканцы футбол смотреть не могут. Особенно в Йоханнесбурге, где малыши едва ли не рождаются с вувузелами в руках (впрочем, кричат они так, что никаких дудок не надо). Оттуда, собственно, Рангонго и родом - так что знает, о чем говорит.

Более того, во время чемпионата ЮАР на трибунах того или иного клуба - к примеру, "Кайзер Чифс" - вувузелы становятся мощным орудием поддержки. Одна трибуна слаженно - результат упорных тренировок! - выводит один ритм, вторая отвечает другим. И если ФИФА запретит-таки использовать вувузелы, это чревато народными восстаниями. Здесь этого просто не поймут.

И не надо, убежден, ничего запрещать! Мы приезжаем в экзотические страны на мировые первенства, чтобы ощутить их неповторимость, в том числе и на футболе. И совсем не хочется, чтобы ту же ЮАР в этом смысле постригли под одну гребенку с Европой. Хватит уже того, что рядом с аренами ЧМ-2010 кормят исключительно бигмаками с колой. И никакого колорита.

По словам Рангонго, на матчах первенства ЮАР на подступах к стадионам всегда стоят торговцы всяческой снедью, и без них футбол представить себе невозможно. На время ЧМ-2010 ФИФА их "дисквалифицировала", и многие в стране этим недовольны. Так что если запретят вувузелы, это может стать последней каплей.

Кто, кстати, на них жалуется? Бездарно сыгравшие с Уругваем французы. Сразу вспоминается поговорка про плохих танцоров.

Надеюсь, вы не забыли, что автором самого первого гола ЧМ-2010 стал человек с чудесной фамилией - Сифиве Тшабалала. Ну а как тут могло быть иначе? "Тшабалала" - звучит как название какого-то ритуального танца африканских племен. Причем танца веселого, а не какого-то устрашающего.

По словам Рафа, длинноволосый полузащитник "Кайзер Чифс" известен тем, что несколько лет назад стал едва ли не первым игроком в истории сборной ЮАР, приглашенным в сборную из команды второго дивизиона. В Южной Африке "торговой маркой" 25-летнего игрока являются красивые голы - в том числе со штрафных.

По словам Рангонго, вовсе не исключено, что после ЧМ-2010 Тшабалала уедет в Россию. Мол, за ним уже больше года самым внимательным образом наблюдают скауты разных клубов. Если так, то, возможно, скоро наш болельщик пойдет на Тшабалалу!

СЫН ШАХТЕРА КУНЕ И РАЗЖИРЕВШИЙ МАККАРТИ

Еще одним героем первого матча хозяев стал вратарь Итумеленг Куне из того же "Кайзер Чифс", сделавший несколько впечатляющих "сэйвов". У него - своя история, весьма драматичная.

Итумеленг - из бедной семьи. Отец долгие годы гробил здоровье на рудниках - пока сын не начал неплохо зарабатывать. Много лет назад папа привез сына в школу "Чифс", но его забраковали. Тогда он начал подавать мячи на тренировках юношеских команд. И однажды тренер команды до 13 лет сказал мальчишке: "У нас сегодня не пришел вратарь. Хочешь в "рамке" постоять?" Куне чуть не свихнулся от счастья. И, посмотрев на него, тренер заявил руководству школы: "Этого парня надо брать. Талант".

На первых порах таланту приходилось тяжко. Жил он далеко, на другом конце огромного Йобурга, а у отца возможности забирать его с тренировок не было. Так какое-то время мальчишка ночевал на близлежащей к школе "Чифс" железнодорожной станции, спал на скамейке. И уже потом клуб "пробил" ему койко-место в общаге поблизости.

Постепенно Куне дорос до первой команды "Чифс" - и в конце первого же сезона был признан лучшим игроком лиги по версии футболистов!

За тот сезон он, еще недавно живший в нищете, получил 300 тысяч долларов премиальных. Но во все тяжкие, как многие на его месте, не ударился. Итумеленг - очень цельная натура и не устает говорить: "Я прекрасно помню, откуда я вышел, и не хочу в ту жизнь возвращаться".

Символом другой жизни, сытой и богатой, на протяжении многих лет в ЮАР был Бенни Маккарти. Игравший и в "Сельте" с Валерием Карпиным и Александром Мостовым, и в "Порту" с Дмитрием Аленичевым. (Кстати, на днях коллеги в центре Кейптауна увидели ресторан под названием Каrpin's. Вот куда простирается популярность гендиректора и главного тренера "Спартака"!..)

Так вот, последние годы Маккарти играет в Англии. Да, ему уже 32, но возраст не критический (если, конечно, ему столько лет, сколько указано в метриках), и, казалось бы, сам Бог велел сыграть на домашнем чемпионате мира. Но, по словам Рангонго, любитель дорогих автомобилей и вообще красивой жизни Маккарти погубил себя сам. В общем, решению Паррейры в последний момент "отцепить" его от ЧМ-2010 удивляться и возмущаться не стоит: оно, как считает маститый журналист, абсолютно справедливо.

Для начала Маккарти, почувствовав себя большой звездой, стал выступать за сборную крайне избирательно. Если на каком-то большом турнире вроде финальной стадии Кубка Африки - то да. Если же в выездном отборочном поединке в какой-нибудь нищей стране - увольте. Естественно, стало нарастать недовольство зазнававшимся на глазах экс-героем. Тем более что известность Маккарти первоначально получил именно благодаря сборной, когда в юном возрасте здорово сыграл на Кубке Африки-1996.

А в последние годы Маккарти элементарно... разжирел. В Англии и Сэм Эллардайс, и Пол Инс, тренировавшие южноафриканца, редко выпускали его со скамейки запасных и призывали привести себя в нормальное состояние. Не действовало. В сборную до Паррейры его тоже уже вызывать перестали.

Знаменитый бразилец, однако, осенью 2009-го вернулся в сборную ЮАР и заявил: "У нас не так много сильных игроков, чтобы мы позволили себе роскошь разбрасываться теми, что есть". И лично поехал в Англию, чтобы поговорить по душам с Маккарти. Результатом той беседы стало согласие форварда играть за национальную команду.

Вот только Паррейра поставил ему все то же условие: привести себя в порядок. Более того, игроку был даже передан специальный комплекс упражнений, который он должен был выполнить. Но когда Маккарти после английского сезона прибыл в расположение сборной, стало ясно: все по-прежнему. Тренер сборной ЮАР по физподготовке бразилец Гонсалес, с которым Паррейра выигрывал еще ЧМ-94, констатировал, что за столь короткий срок подготовить рыхлого игрока "Вест Хэма" к чемпионату мира невозможно. Представляете, перед одним из контрольных матчей на Маккарти даже не налезла футболка, и пришлось срочно подбирать другую, побольше!

В общем, игрок остался без чемпионата мира. И в ЮАР, как говорит Рангонго, отнеслись к этому факту абсолютно спокойно - как к должному.

СПАСИТЕЛЬ ПАРРЕЙРА И НЕУДАЧНИК САНТАНА

До первого появления Паррейры в 2007 году сборная ЮАР была в руинах. Мало того что ее результаты становились все хуже и хуже, а поколение, выигравшее в 96-м Кубок Африки и два года спустя дошедшее там же до финала, сошло. Главное - атмосфера в национальной команде была ужасной. Команда разделилась на кланы, ее нужно было строить заново.

Год с лишним Паррейра мало-помалу это делал. Его работа вызывала у всех уважение, поскольку он был объективен и лишен клановых предрассудков. Нравилось с ним работать и игрокам, которые проникались уверенностью: к домашнему чемпионату мира команда подойдет во всеоружии.

И тут - внезапная катастрофа: в апреле 2008-го Паррейра объявил об уходе по семейным обстоятельствам. Как выяснилось, у его жены обнаружили рак груди, и у Паррейры не было никакой возможности продолжать работать в ЮАР.

На свое место он порекомендовал приятеля и соотечественника - Жоэла Сантану. Но тот вдруг начал прививать команде совершенно не свойственный натуре южноафриканцев сверхоборонительный футбол. Рангонго с ужасом вспоминает: помимо четырех защитников, ни один из которых не подключался к атакам, в стартовом составе выходили три опорника, тоже не помышлявшие о нападении. Как результат, "Бафана" не просто выдала серию из восьми поражений в девяти матчах, но и играла все кошмарнее и кошмарнее. Народ все быстро понял и "проголосовал ногами", перестав ходить на футбол.

Тут-то люди из ФИФА и сказали руководителям федерации футбола ЮАР: ребята, надо что-то делать. Мы не для того доверили вам чемпионат мира, чтобы вас представляла абсолютно неподготовленная команда. Позора надо избежать, и способ для этого есть только один - поменять тренера.

О ком же подумали первым? Конечно, о Гусе Хиддинке - самом знаменитом на весь мир мастере быстрой подготовки к чемпионатам мира. Но голландец тогда работал со сборной России.

К счастью, жена Паррейры к тому времени почувствовала себя значительно лучше, кризис был позади. И когда футбольная верхушка ЮАР пришла к бразильцу бить челом, он согласился. Но поставил довольно жесткие условия. Однако для спасения престижа нации боссы были готовы на все.

Прямо по ходу сезона - беспрецедентное дело! - был переделан (точнее, резко уплотнен) календарь чемпионата страны. Обычно он заканчивается в середине июня, а в данном случае из-за ЧМ-2010 должен был завершиться в конце мая. Но Паррейра настоял на конце марта!

После этого было запланировано два длительных, месячных, сбора кандидатов в национальную команду - в Бразилии и Германии. Решающие этапы кубковых поединков ведущим клубам пришлось провести без них. Протестовали ли клубы и лига? Оказывается - нет. Чемпионат мира на родной земле бывает раз в жизни, и ради него в ЮАР оказались способны пойти на любые жертвы.

Бразилия с серьезными скидками (вот что значит уважение к тренеру, выигравшему чемпионат мира!) предоставила в пользование "Бафаны Бафаны" великолепно оборудованную базу своей сборной. Тренер по физподготовке Гонсалес разработал драконовскую программу, благодаря которой игроки сейчас прекрасно готовы. Ни одна сборная не имела такой роскоши - работать столько времени вместе, сколько южноафриканцы. Правда, им пришлось обойтись без игроков, выступающих в Европе. Паррейра ездил по клубам, которым они принадлежат, пытался договориться - но безрезультатно. Ведь для этих клубов ЧМ-2010 не был "национальным проектом".

К началу чемпионата вся страна подошла не с абстрактной надеждой - мол, вдруг случайно получится, - а с верой. Которая после матча с Мексикой лишь укрепилась, потому что народ увидел: даже несмотря на плохое начало и проигрышный счет, у "Бафаны" есть характер, чтобы все это переломить.

О том, чтобы выпустить в стартовом составе Макбета Сибайю из "Рубина" или экс-ростовчанина и самарца Мэттью Бута, разговоров, увы, не идет. Большинство согласно с Паррейрой в его стратегии омоложения сборной, работой на ее будущее. А Сибайя с Бутом, увы, не юнцы.

Южная Африка живет своей сборной и вся дышит в такт с ней - вот что я понял, общаясь с журналистом Рангонго. И тем же французам надо быть настороже. Ведь, если что, от судей "Трехцветным" милости ждать не придется. Приоритет, несомненно, будет отдан хозяевам. Тем более что все помнят, каким образом команда Доменека попала на ЧМ-2010.

* * *

Хозяйка гестхауса Гленда, заглянув в столовую, просияла. "Знаете, чем больше всего мне нравится чемпионат мира? Он объединяет людей из самых разных частей света. Замечательно, что вы нашли общий язык".

А как, собственно, мы могли его не найти, если любим футбол? И вчера я с нетерпением ждал матча ЮАР - Уругвай, потому что за минуты общения с коллегой чуть-чуть пропитался радостями, горестями и душой футбольного болельщика Южной Африки.