Газета Спорт-Экспресс № 123 (5296) от 7 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

8 июня 2010

8 июня 2010 | Футбол

ФУТБОЛ

В субботу на главном стадионе страны состоялся финал 11-го Турнира дворовых команд, проводимого нашей газетой .

ЮРИЙ ПАЛЫЧ, КАСИЛЬЯС И АДЖИНДЖАЛ

Юрий ГОЛЫШАК

из Лужников

В Лужниках было весело. Я знал, что все пройдет прекрасно - но чтобы настолько душевно... Расстаралась даже погода: от пятничной жары и следа не осталось. При этом тучи стороной обходили стадион, где финал ТДК разросся до масштабов городского дня футбола.

Он был всюду, на каждом шагу. Кто-то упражнялся с мячом на полянке, превратив в ворота указатель "к трибуне С - налево". Кто-то отчаянно ввязывался в хитрые упражнения: на скорости обвести дюжину стоек и завершить дриблинг ударом по воротам. Наиболее удачливого гражданин с микрофоном обещал оформить в футбольную академию Великобритании. "Главное условие поступления, - радовал толпу ведущий, - чтобы вам было 18 лет".

Среди конкурсантов я ставил на рыжего и кудрявого, но он выступил скверно. Посшибал половину стоек, под конец поскользнулся и грохнулся на газон. А, поднявшись, не попал в ворота, которые были в пяти метрах.

Испытала судьба и автора этих строк: мяч отскочил точно в ноги. Но, пытаясь его укротить, я едва не повторил трюк рыжего с художественным падением. Нет, академия не для меня. Поеду в Англию туристом.

* * *

Мальчонка, похожий на Жиркова, испытывал на крепость стенд с изображением Филимонова. Бил "Жирков" все сильнее - картонный вратарь был пропитан страданием. Крепка память народная: примерно в 300 метрах от аттракциона реальный Филимонов пропустил гол от Украины в 99-м. Оттого, должно быть, и выстроилась очередь: всякому хотелось попробовать силу удара.

Поджарые деды гоняли на велосипедах вокруг памятника Ильичу. На них косились серьезные люди из вереницы Audi A8. И в тех, и в других мне хотелось видеть участников ТДК: дворовый футбол роднит всех. Даже изможденного барда, вытягивавшего неподалеку: "Ах, зачем нас убивают?"

* * *

И вот он, ТДК. Вот он, родной. Мимо не пройдешь. Глазами уткнулся в баннер "Нахимов", вывешенный на трибуне. Еще не зная, что нахимовцы станут лучшими в ветеранской группе. Группа людей по соседству, оценив качество исполнения баннера, решила давить конкурентов звонкими голосами. Призывы "Метрогородок", вперед!" слышно было, должно быть, на набережной. Нахимовцы переглядывались, не вступая в дебаты. Не их стиль.

"Кто в гражданском, попрошу с поля", - услышал я строгое над ухом. Судья указывал место журналисту, зазевавшемуся в поисках впечатлений. Я шарахнулся в сторону, на ходу оценивая, кто меня едва не затоптал. Веселая команда "Васко да Гамма". Рубились парни отчаянно, принимая на себя сумасшедшие удары.

Про вратаря "Васко" услышал, что он дотащил команду в одиночку до решающего матча, выстояв в полуфинальной серии пенальти. Но против могучего "Юниора-Динамо-24" парень в свитерке с фамилией "Касильяс" не устоял. Не помог ему в одном из эпизодов спасти ворота и последний защитник, обозначенный на спине, как Аджинджал. Видимо, лимит удачи "Васко" был исчерпан той самой серией пенальти в полуфинале.

И когда еще сыграют в одной команде старина Аджинджал с Касильясом?

* * *

Я подошел к столу с призами и заглянул через чье-то плечо. Ага, вот сертификаты и абонементы на ближайшие домашние матчи "Локомотива", ЦСКА, "Спартака" и "Динамо". Тем временем на другой стороне поля, сняв фуфайки, почесывали выпуклые животы соискатели призов, дорогие ветераны. Нет ничего интереснее баталий в этой категории ТДК: и подраться могут, и с точки зрения русского языка занимательно.

Нахимовцы с каждой минутой суровели лицами: будто не в Лужниках готовились выстоять, а на ледяном ветру Кронштадта. Ветер доносил глухую брань: главный из "Метрогородка" отчитывал по телефону опаздывающего.

* * *

А вот и первый почетный гость пожаловал - Ренат Сабитов. К статному спартаковцу сразу метнулись организаторы. Радость встречи была взаимной.

- У вас, Ренат, скоро день рождения. Получите подарок. Вот памятный значок с символикой "СЭ".

Сабитов вертел сувенир с восторгом:

- Хватит меня баловать. Вам не избежать поцелуя.

Расцеловав дам из оргкомитета, Сабитов всмотрелся в играющих:

- Из Чертанова никого нет?

- Нет, - ответили ему. - Были, но уже проиграли.

- Жаль, - вздохнул Сабитов. Тут-то я к нему и подкрался с вопросами.

- Как вам турнир?

- Очень интересно, потому и приехал. От приглашения награждать победителей ТДК никто не отказался бы.

- Откуда такая боль за судьбу чертановского футбола?

- Так я ж воспитанник чертановской школы. Мой дядя сейчас там работает, первый тренер до сих пор в строю. Жаль, своих не застал - было бы за кого болеть. Но сейчас выберу другую команду, буду переживать за нее.

Спроси меня Сабитов, за кого болеть, - отправил бы его к ветеранам. Там жизнь кипела. Люди с флагами спустились с трибун и выстроились на бровке. Кто-то, хромая, покидал поле - ни своих, ни чужих не щадили. Кто-то вдумчивый из "Метрогородка" убеждал: "Не надо орать. Ни к чему хорошему это не приведет".

И - точно. Сначала гол пропустили, следом столкнулись два игрока "Метрогородка". Один едва поднялся и обложил недобрыми словами судью. За что?

- Что ж у нас вратарь сам за мячом бегает? - внезапно озлобился главный тренер "Метрогородка". - Помоложе никого нет? Опять будет перелезать через щит и пах порвет. Как в прошлом году.

Героический вратарь - дядька весьма колоритный. Лихие усищи, как у Вили Токарева, кепка - привет из 50-х. Эдакий поблекший Черчесов. За мячом бросался тигром, и пузо помехой не служило. Я проникся было уважением - но кто-то с бровки вратарское самолюбие не пощадил:

- Что ж у тебя такой мандраж-то? Всю жизнь играешь!

Вратарь сник. А вдоль бровки волочил ноги знаменосец, гордость "Метрогородка". Лось с зеленого флага смотрел хитро, с прищуром.

* * *

Около столика с наградами я заметил Юрия Мишина - некогда генерального директора "Торпедо", а нынче ответственного работника "Лужников", присматривавшего за организацией.

- Очень интересный турнир, нужный, - порадовал меня настроением Мишин. - Не в первый раз в "Лужниках" его проводим, и этому рады. Посмотрите, дети играют, как взрослые. Девчонки вон. С удовольствием смотрю: финальный матч девочек очень интересный.

И тут появился другой дорогой гость - Владимир Габулов.

- Вы ведь не впервые на турнире?

- Да, был на награждении в Химках около года назад. Стояла осень, но уже очень холодная. И до этого бывал на матчах ТДК. Мне нравится. Как-то поразила команда, которая четверо суток добиралась на поезде из Читы. Я тогда еще, как игрок ЦСКА, приезжал на награждение. Всегда приятно посмотреть, как люди любят футбол.

- Сами с любителями давно играли?

- Давно. Кажется, в прошлом отпуске вышел во двор и гонял мяч с друзьями в родном Моздоке.

Габулов направился к центру поля, а из-под трибун вышел Дмитрий Аленичев. И тут же включился в игру: ловко принял отскочивший мяч. Вратарь "Ромашки" оторопел настолько, что едва вернулся в игру. Так ведь хотелось припустить за Аленичевым и сфотографироваться вместе.

- Владимир Габулов рассказал, что с любителями играл довольно давно. А вы?

- Играю шесть раз в неделю, стараюсь держать себя в форме.

- Хоть завтра можно возвращаться в действующие футболисты?

- Не проблема. На таймик меня точно хватит.

- Вы - сенатор, времени не так много. Как удается играть шесть раз в неделю?

- А я вечерами. Все же не 24 часа в сутки работаю, график - часов до пяти. Еще удается пробовать себя в теннисе.

- Каждый день убеждаетесь, что закончили раньше времени?

- Не убеждаюсь. Я по большому счету наигрался, выиграл кое-что. Мне достаточно. Пора было на футбольную пенсию.

* * *

"Ромашка" играла так здорово, что захотелось поговорить с человеком, организовавшим этот клуб.

- Владимир Артамонов, - представился он. И рассказал: "Ромашка" организовалась спонтанно, еще в 97-м году, когда я работал в ресторане с таким названием. Начали играть в разных турнирах. В ТДК выступаем десятый год. Первый свой "финал четырех" никогда не забудем. Потрясающие были матчи в 2004 году. Кубок мы уже выигрывали, сейчас снова к этому близки.

- Почему сами не играете?

- Пора уступать дорогу молодым. Было время: я уезжал в Питер работать, а в команде для меня держали место. Три года подряд специально приезжал на матчи. Потом и помощник мой уехал в Тамбов из Москвы, а команда не умерла.

- С хорошей командой встречаетесь?

- Первый раз слышу про эту "Планету". Шестеро сзади, один впереди. Посмотрим, что получится.

Получилось, что "Ромашка" секунду спустя забила - а ведь до финального свистка оставалось всего ничего. "Планета" могла отправить шесть человек вперед - уже бесполезно. Проигравшие держались за головы, повторяя как заведенные: "Две минуты, две минуты".

* * *

А я, порадовавшись за нового знакомого, переместился к человеку в форме ЦСКА, признав в нем полузащитника Дениса Первушина, ныне тренирующего в армейской школе.

- Так приятно, что меня пригласили, - признался он. - Смотришь на мальчишек - и душа радуется. Прекрасный день. "СЭ" устраивает настоящий праздник. В Лужниках удивительная обстановка. Восхищаюсь организацией.

- Как вам в детских тренерах?

- Кажется, это мое. Уже вижу среди детишек несколько человек, которые обязательно со временем сыграют за главную команду. Стараюсь им помочь.

* * *

Но что это все оживились? На кого смотрят и детишки, и взрослые? Ага, понятно: приехал Юрий Семин. Льняной пиджак, белая рубашечка, джинсы. Выглядит лет на двадцать моложе ровесников. И это тот самый Семин, который еще в 60-е забивал первые голы "Спартака" в еврокубках. На ходу приобнял Аленичева, Габулова. Что-то спросил.

На награждении вместо победителей мальчишки и девчонки норовили аплодировать Юрию Палычу. Главный тренер "Локо" весьма популярен в народе.

Первыми призы получала девичья команда, услышав название которой - "Глокие куздры", - Семин прыснул.

- Здравствуйте, Юрий Палыч, - персонально обратилась барышня-капитан к шеренге награждающих. Тренер порозовел от удовольствия.

Представитель "Детей гор" едва не бросился к Габулову на шею, заставив раскраснеться и того вслед за Семиным. Догадываюсь, чей плакат украшает его комнату, на кого парнишка равняется. А другой парень, получая приз от Аленичева, забыл про диплом - самому титулованному футболисту России пришлось догонять героя на рывке. С этим у сенатора Аленичева и сейчас все в порядке.

И только "Нахимов", выигравший свою ветеранскую лигу, стоял гордо и невозмутимо. Над седыми головами реяли два флага - СССР и Андреевский. "Метрогородок" же печально выходил за индивидуальными призами. А представитель "Нахимова" попытался расцеловать кого-то из вручавших. До такого соперник недодумался.

Едва Семин успел сказать что-то о профессионализме, как дети взяли его в кружок. Захороводили, увлекли - от одной группы с фотоаппаратами Палыч едва успевал перемещаться к другой. На ходу внезапно возмутившись - очаровательная семинская хрипотца была слышна всем:

- А судьям что, ничего не дали?

Но нашлись призы и для судей.

- Юрий Палыч, девушки выстроились, вас ждут. Давайте сфотографируемся.

Семин едва успел сделать шаг в сторону девушек, как его перехватили славные ветераны:

- Мы старые, можем не дождаться. К нам раньше, Юрий Палыч. Пожалуйте.

- Да мы сами - ровесницы Буденного, - тащили Семина в другую сторону представительницы женской лиги. Компромисс давался нелегко. Налетевшие вдруг дети раздербанили мой блокнот по листочку - хорошо, не растащили исписанные страницы. Всем хотелось семинский автограф - но не спину же подставлять под росчерк заслуженному тренеру?

У самого Семина уже мало кто интересовался планами - договаривались с капитанами команд:

- А можно нам Юрия Палыча на пару минут?

Юрий Палыч покорно шел, поражаясь собственной популярности.

Я же пообщался с тренером и организатором "Метрогородка" Владимиром Гришаковым, который сказал:

- Играем в ТДК семь лет, ветераны третий год подряд в финале. Два раза были третьими, сейчас - вторые. На следующий сезон надо побеждать. А то обидно проиграли, только из-за волнения. Даже вратарь наш, которому под полтинник, сказал: "Вова, у меня все трясется". Район у нас маленький, всего 34 тысячи человек, а какая команда, сами видите. Мы гордимся. Из Метрогородка вышли Генка Морозов и Лешка Прудников. Когда мы еще на "Кожаный мяч" гоняли, Морозов к нам на тренировки бегал.

- Почему на вашем знамени лось?

- Так Лосиный остров рядом. В музее нашего клуба стоит чучело лося. На одном роге названия команд, которые обыграли, а на другом - тех, которых не смогли. И вот "Нахимову" третий раз уже проигрываем, неудобный соперник. Даже на пивном фестивале нас обыграли, что совсем обидно.

- Но и вы для кого-то "неудобные".

- Точно. Команда из Богордского нас, например, семь лет не может обыграть ни по какому возрасту. Они были чемпионами Москвы, а с нами справиться не могли. Но ничего, и мы через год перевесим "Нахимова" с одного рога на другой!