Газета Спорт-Экспресс от 18 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

18 апреля 2010

18 апреля 2010 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 6-й тур

ЦСКА - ЛОКОМОТИВ - 1:1 (1:0)

Голы: ГИЛЬЕРМЕ (Игнашевич), 7 - 1:0. КУЗЬМИН (Траоре, Майкон), 89 - 1:1.

ЦСКА

35. Акинфеев (к)

5,5

15. Одиа

6,0

6. А. БЕРЕЗУЦКИЙ

6,5

4. Игнашевич

5,5

42. Щенников

5,5

17. Красич

6,0

(25. Рахимич, 83)

5,5

11. Мамаев

6,0

2. Шемберас

5,5

7. Хонда

5,5

(89. Нецид, 74)

5,5

13. Гонсалес

5,5

(22. Алдонин, 69)

5,5

20. Гильерме

6,0

Запасные : 1. Чепчугов, 14. Набабкин, 31. Васянович, 10. Дзагоев.

ЛОКОМОТИВ

1. Гильерме

5,5

3. КУЗЬМИН

6,5

30. Асатиани

6,0

23. Баша

5,5

55. Янбаев

5,5

5. Дуймович

6,0

88. Алиев

5,5

8. Глушаков

6,0

90. Майкон

5,5

11. Сычев (к)

5,5

(19. Траоре, 74)

6,0

9. Одемвингие

5,0

Запасные : 32. Чех, 20. Илич, 81. Гатагов, 14. Смольников, 16. Шарлес, 15. Драман.

Первый тайм - 45:03.

Второй тайм - 48:53.

Всего - 93:56.

Судьи : БАСКАКОВ. Аверьянов, Бобык ( все - Москва).

17 апреля. Химки. Стадион "Арена Химки". 10 градусов. 14 000 зрителей (вмещает 18 000)

Предупреждения

Шемберас, 13 (грубая игра) Щенников, 70 (неспорт. повед.) Нецид, 85 (грубая игра)

Глушаков, 12 (грубая игра) Одемвингие, 74 (неспорт. повед.) Майкон, 81 (грубая игра)

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЧА

1

Голевые моменты

2

100,0

Процент реализации

50,0

5

Удары (всего)

8

3

Удары в створ

4

1

Удары из штрафной

3

4

Удары из-за штрафной

5

0

Штанги, перекладины

2

4

Угловые

3

1

Офсайды

6

14

Фолы

17

Зрелищность матча

6,0

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ? ДА УЖ, НЕДЕШЕВЫЕ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Химок

ТРУДИСЬ, РОССИЯНИН

Глядя на стартовый состав "Локомотива", отчетливо понимаешь, почему руководители клуба так рьяно отстаивают российское футбольное гражданство Одемвингие и Алиева.

Железнодорожников с российскими паспортами в субботу на поле вышло шестеро. А имеющих право выступать за сборную России - только четверо: Кузьмин, Янбаев, Сычев и Глушаков. Не было бы странной формулировки "легионер", принятой в наших палестинах, - лимит на иностранцев оказался бы превышен. И пришлось бы Юрию Семину добирать россиян из запаса, в который, в свою очередь, попали лишь двое наших соотечественников - Гатагов и Смольников.

Не касаясь более этой больной для "Локомотива" темы, равно как и мутноватой ситуации с гражданством Алиева, поясню, чем вызвано вступление. Клубы напирают на равенство прав всех футболистов с российскими паспортами. Да будет так. И намыть себе натурализованных иностранцев наши команды пусть смогут столько, сколько захотят. Но сформулировать понятие лимита РФС и ПФЛ, на мой взгляд, стоит иначе. А именно: "В матчах чемпионата России на поле в составе каждой команды должно находиться не менее пяти игроков, имеющих право выступать за сборную России".

В этом случае мы вообще уйдем от понятий "россиянин" и "легионер". Таким будет решение общественной организации и объединения клубов. Таковыми станут правила игры, обязательные для всех ее участников. Не нравится? Не участвуйте. Дискриминация? Ничуть не большая, чем сам лимит.

Юридические нюансы, конечно, возможны. Но в нашей стране нет вообще ничего, не подлежащего при желании оспариванию в каких угодно инстанциях. Зато тому же Алиеву не придется изобретать на ходу очень осторожные слова, боясь раскрыть то, что раскрывать в его случае не принято. И Одемвингие сможет спокойно реализовать свое право на работу в родной стране, то бишь России. Для него на поле останется целых шесть рабочих мест - выбирай любое. И еще семь в запасе. И как минимум 18 - в резервной команде... Трудись, россиянин, - не хочу! Но правила игры, установленные головным трестом нанявшей тебя организации, будь добр, соблюдай.

Не исключено, что именно такие идеи и вызревают сейчас в головах наших футбольных законотворцев. Но никак не вызреют почему-то. Поначалу казалось: клубам дали возможность разобраться с числом и контрактами уже имеющихся у них ассимилированных игроков. Однако пауза затянулась, и тот же "Локомотив", например, не только не произвел в своих рядах нужной чистки, а еще и прикупил Алиева, тут же сделав его бесполезным для сборной России гражданином нашей страны и поставив под сомнение украинское подданство футболиста.

Впрочем, и вступление мое тоже несколько затянулось. Сам лимит, если на то пошло, - никакая не догма в неожиданно наступившую эпоху бурных перемен. А я тут все формулировки оттачиваю...

ЖАР СЕРДЕЦ

ЦСКА стартовал резвее, а главное - осмысленнее. Разгон матчу дали сначала классный пас Хонды, а затем не менее полезная и красивая передача Игнашевича. Во втором случае мяч оказался у Гильерме, который пробил в скопление локомотивских ног. Небольшой рикошет от Янбаева, как показалось, и придал мячу ту горбатую траекторию, что оставила не у дел вратаря Гильерме. ЦСКА повел в счете.

После этого гола на первый план у "Локо" неминуемо должно было выйти именно то, что работает сейчас в команде с большим скрипом, - атака. При нулях на табло красно-зеленые еще могли позволить себе посостязаться с соперником в толкотне, упрямстве или выносливости. Проигрывая, они обязаны были созидать. А как?

Даже с Алиевым на поле созидатели нынче у Семина собрались не самые великие. Сычев застрял в зиме, не впечатляя ни грамма. Майкон адаптируется, но и он, похоже, не Иньеста. Одемвингие любому развитию атаки в последнее время предпочитает собственные дальние удары. Сложно вспомнить, когда это приносило нигерийцу-россиянину успех. Но уверенности в правильности выбранного пути ему не занимать, несмотря на то, что сама идея давно и прочно запатентована Кержаковым.

Удар, другой, третий - все не так и не туда. Во втором тайме от такого зрелища утомились даже партнеры Одемвингие. То ли они, обозначив пару раз недовольство, в конце концов перестали снабжать форварда мячами, то ли сам он усовестился и прекратил колошматить издали в то время, как его команда тратит силы на набеги в чужие владения. А прекратив, потерялся из вида.

Неплохой тактикой в подобных обстоятельствах могли бы стать падения красно-зеленых у чужой штрафной. Потому что в их составе есть Алиев, преобразовавший в субботу одно из таких падений в попадание в перекладину со штрафного. Однако в целом команде Семина как-то не падалось. А может, Леонид Слуцкий нанес превентивный удар - повелел своим игрокам никого не ронять под страхом смертной казни. Как бы то ни было, других опасных штрафных Алиеву пробить не довелось.

Зато армейцы в первом тайме отметились и симпатичными организационными усилиями Хонды, и относительной живостью Гильерме, и даже успешным дриблингом Чиди Одиа. Лишь игра Гонсалеса оставила ощущение мрака. У "Локо" подобный футбол показало не меньше половины команды. Если не больше.

Значительная часть второго тайма, если говорить о моментах, запомнилась разве что парой хороших подключений Янбаева, завершившихся нехорошими передачами, и аналогичным прорывом Красича, пульнувшего в сетку с наружной стороны. Зато картина территориального превосходства поменялась: ЦСКА его утратил - "Локо" обрел.

Не создавая на поле больших красот, железнодорожники стали играть плотнее и напористее. Армейцы вдруг просели в центре (хотя Глушаков и Дуймович больших усилий к этому не прикладывали) и прижались к своей штрафной. Минут за двадцать до конца стало ясно: если так пойдет и дальше, ЦСКА имеет все шансы пропустить.

А затем Слуцкий выпустил на поле Рахимича, убрав с правого фланга Красича и отправив туда Алдонина. Цель акции была понятна не всем. Быть может, Красич просто устал, откуда нам знать? Но босниец вошел в игру совсем не здорово, дважды потеряв мяч в районе центрального круга. Потеря номер два обернулась дальней передачей Майкона, скидкой Траоре и ударом Кузьмина, сколь неожиданным, столь и разящим. Не показав вразумительного футбола, "Локо" абсолютно закономерно сравнял счет, использовав для этой цели жар сердец, да простит мне читатель пафос.

А ведь могли номинальные гости и победить. По мнению Юрия Семина, судья Баскаков был обязан назначить пенальти сначала за фол Алексея Березуцкого против защитника Баши, которого тренер в конце игры отправил в атаку, а также за попадание мяча в руку Одиа. Зато, по мнению Баскакова, Семин был слишком горяч у кромки поля, за что и оказался удален на последних секундах матча под трибуны.

О ПАТРИАРХЕ И ПИТЕКАНТРОПАХ

А теперь о наболевшем.

Не знаю, на какую практическую отдачу рассчитывал Сергей Фурсенко, публикуя свой "Кодекс чести", но в том, что по количеству несоответствий с реальной жизнью, а также упоминаний об этих несоответствиях документ побьет все рекорды, сомнений нет. Раньше послушаешь трибуны, потошнит - и забудется до следующего тура. Теперь же так и тянет сопоставить услышанное с недавно прочитанным.

Речь, как водится, о фанатах. Патриарх Кирилл в Екатеринбурге призывает не быть питекантропами и общаться без мата, на человеческом языке. Глава РФПЛ Сергей Прядкин анонсирует введение штрафов в полмиллиона рублей (минимум!) за бесчинства болельщиков. Страна зачитывается уже упомянутым кодексом, подписанным футбольно-исполкомовскими тузами с чувством глубокого, как я понимаю, удовлетворения. А приходишь на стадион - и слышишь совсем другое. И других, живущих словно по "Кодексу нечисти".

"Вот этих мы отымеем так-то, а на этих положим то-то", - дружно, весело, по-праздничному выводят несколько тысяч глоток. Им хорошо в эту минуту. Но кладут они на самом деле не на "тех с этими", а на нас с вами, на наших и своих детей, на кодекс, на патриарха, на ВОБ, ожидаемо увядший вместе в невозможностью распределять билеты на сборную, на Прядкина и Фурсенко, а заодно и на свой родной клуб, которому их стадное веселье придется щедро оплатить.

"Дорогие друзья!" - обращается к фанатам диктор по стадиону. Да уж, недешевые. "Вы самые лучшие болельщики в мире!" - вполне в духе кодекса подводит итог субботней игры тот же диктор. За таких болельщиков, наверное, никаких штрафов не жалко.

Трибуна "Локо", надо отдать ей должное, завыла нечто непотребное лишь однажды, да и то быстро стихла под действием каких-то внутренних сил. Армейцы похабничали всю игру - не самую красивую, между прочим. В былые годы зрители в таких случаях требовали от футболистов каких-то комбинаций, прекращения сна или лени, теребили их всячески и выражали недовольство качеством зрелища.

Нынешние ничего не требуют. Им положить на все, кроме самих себя - колышущихся, размахивающих знаменами, бьющих в барабаны, матерящихся и издающих абсолютно банальную, однообразную, неумную комбинацию звуков.

Посещаемость матчей нашего чемпионата почти не растет уже несколько лет. Большинство стадионов не заполняются до отказа. Но разве для этого есть предпосылки? Посещение футбола становится не просто некомфортным - оно вызывает брезгливость и отвращение. С семьями, говорите? Приведите для начала своих дошколят на фанатскую трибуну. Или туда нормальному человеку нельзя? Но разве это где-то законодательно закреплено?

Судьи, все отлично слышащие, не имеют реальных полномочий прервать матч. Им попадет, если они это сделают, сначала на стадионе - от президентов клубов, затем в ПФЛ и РФС - за самоуправство. А вот кодекс подписать они право имеют. И болельщики тоже.

Подождем чуток: со дня на день все подпишут - и снизойдет благодать.