Газета Спорт-Экспресс № 76 (5249) от 9 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ФУТБОЛ
"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ". ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ
ДРУГАЯ ЭСК РЕШИЛА: ЛАЮШКИН ОШИБСЯ
В судейском мире реакция на решение экспертно-судейской комиссии, большинством голосов признавшей правильными действия Максима Лаюшкина, в матче "Спартак" - "Локомотив" не назначившего 11-метровый удар в ворота хозяев после падения в штрафной Янбаева, была, как правило, однозначной - сначала ошибся арбитр, а затем комиссия. В шутку и всерьез "СЭ" решил созвать свою ЭСК, в чей состав тоже вошли семь человек - известные в недалеком прошлом арбитры, судьи ФИФА, часть из которых занимала руководящие посты в нашем судейском корпусе и различных комиссиях. После опроса наших экспертов мы получили иной вердикт - судья не прав.
Андрей Будогосский: - У меня абсолютно однозначное мнение - стопроцентный 11-метровый удар. Уверен, если этот эпизод имел бы место в середине поля, Лаюшкин, не задумываясь, назначил бы штрафной удар. По видеозаписи с нескольких ракурсов четко видно, что нога защитника, как шлагбаум, опирается на бедро Янбаева и сбивает его, мешая продвижению к мячу и лишая возможности овладеть мячом. Если это не 11-метровый, то я никогда не выходил на футбольное поле. В прошлом году уже был случай, когда ЭСК дезавуировала низкую оценку инспектора Макарова, выставленную им Егорову за неназначенный 11-метровый удар. Но тогда решение, на мой взгляд, было связано с не самой широкой известностью Макарова и, наоборот, известностью арбитра. Будь на их месте иные люди, уверен, оценка осталась бы без изменений. Много вопросов вызывает состав комиссии. В этом году в ней появились два члена, никогда не имевшие отношения к судейству. Но Никита Павлович Симонян почему-то считает их специалистами. Если они специалисты, тогда надо привлечь в ЭСК еще администратора агронома и врача команды для полного джентльменского набора. На мой взгляд, решение ЭСК по этому эпизоду связано и с независимой позицией Андрея Бутенко, который позволяет себе высказывать откровенные суждения, в том числе в телевизионной передаче "Свисток", где он является экспертом.
Валерий Бутенко: - Вспомните прошлый год, когда Нальчик играл с Ростовом. Когда устроили беспредел и вытянули Егорова! Судью "отмазали", а инспектора Макарова на месяц отстранили. Дай сейчас Лаюшкин 11-метровый и поставь Андрей Бутенко ему за это два балла, уважаемая комиссия взглянула бы один раз и сказала бы: "А чего тут смотреть - чистый пенальти!" Если уж у вас, господа, квалификация невысокая, так хоть совесть должна быть! Картина повторяется, ситуация схожая с прошлым годом. Просто диву даешься! Должны руководители КФА защищать судей? Несомненно. Но им не следует выгораживать арбитров. Когда для всех очевидно, признай, что судья ошибся, постарайся найти природу ошибки, сделай выводы и внеси коррективы в подготовку. Сергей Зуев хороший интеллигентный парень, но по сути не лидер.
Кирилл Доронин: - Склонен считать, что нужно было назначить пенальти. По крайней мере так кажется в динамике. Янбаев пробросил мяч, его рывок был прерван Паршивлюком. Защитник "Спартака" в мяч не сыграл.
Игорь Захаров: - Я уже высказал свое мнение в СМИ до решения комиссии, объяснил свою позицию в телепередаче "Свисток". Знаю, что члены комиссии проголосовали не единогласно. Как действующий преподаватель хотел бы пригласить тех, кто голосовал против назначения пенальти, на лекцию для молодых арбитров, чтобы эксперты объяснили свою позицию по отношению к этому эпизоду. Мое же мнение - пенальти. Если это не 11-метровый, тогда я вообще не понимаю, что такое пенальти!
Николай Левников: - Сегодня в правилах существуют два понятия о нарушениях - careless (по неосторожности) и reckless (безрассудные). Чем они отличаются? Все нарушения по неосторожности, за исключением игры рукой, наказываются штрафным ударом. За безрассудные помимо штрафного следует наказание желтой карточкой. То, что произошло в штрафной площади "Спартака", - самое типичное очевидное нарушение по неосторожности, за что в любой точке поля был бы назначен штрафной удар. А раз нарушение случилось в штрафной площади, то, согласно правилу 14, оно наказывается 11-метровым ударом. Все просто. Игрок команды "Локомотив" не натыкался сам на соперника, не бежал на него, не симулировал физический контакт - он стремился к мячу. А игрок "Спартака" по неосторожности случайно задел его - это нарушение правил. Если момент трактовать иначе, мы уйдем в никуда.
Юрий Савченко: - Скажу так. В свое время, когда мы судили матчи киевского "Динамо", если бы такой момент был связан с Блохиным и судья не назначил бы 11-метровый, то его сразу отстранили бы. Почему я вспомнил Блохина? Он был самым острым нападающим и очень часто опасно врывался в штрафную. Пенальти на нем много случалось. Мое мнение - следовало назначить его и в этой игре. Защитник пытался сыграть в мяч, но не сыграл.
Эдуард Шкловский: - В отличие от ранее существовавшей практики сейчас инспекторы имеют право достаточно долго и дотошно смотреть и анализировать видеозапись, а затем выносить вердикт. Так, видимо, сделал и Бутенко. Но потом судья пожаловался, и методом простого большинства голосов вдруг было принято решение в его пользу. Подчеркну - в отсутствие инспектора, который, наверное, пояснил бы причину выставленного "неуда". Как методист, я "вырезал" бы этот момент, убрал бы стадион, штрафную и спросил бы у моих слушателей, было ли нарушение правил. Уверен, как минимум процентов восемьдесят ответили бы положительно.
...Будогосский упомянул возможность расширения состава ЭСК за счет администратора и врача. Готов предложить включить в нее и журналиста "СЭ". А что такого? В баскетболе в апелляционное жюри федерации входит наш коллега, ответственный секретарь "СЭ" Лев Тигай.
Александр БОБРОВ