Газета Спорт-Экспресс № 64 (5237) от 26 марта 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
ХОККЕЙ
КХЛ
Пока внимание хоккейной России приковано к плей-офф Кубка Гагарина, за кулисами остается работа над контурами третьего сезона КХЛ. Между тем подготовка регламента чемпионата-2010/11 находится в завершающей стадии. 30 апреля истекает и срок действующего коллективного соглашения между клубами и профсоюзом хоккеистов лиги. Разработка этого документа стала причиной нешуточных разногласий между работодателями и игроками. О конфликте интересов "СЭ" рассказал глава профсоюза Андрей Коваленко.
Андрей КОВАЛЕНКО: "БЕЗ ПОМОЩИ ПРЕЗИДЕНТА КХЛ С КЛУБАМИ,
ПОХОЖЕ, НЕ ДОГОВОРИТЬСЯ"
РАБОТОДАТЕЛИ СОЗНАТЕЛЬНО ЗАТЯГИВАЮТ ПЕРЕГОВОРЫ
- Хочу твердо заявить: работа над новым коллективным соглашением застопорилась вовсе не по вине профсоюза, - начал разговор Коваленко. - Считаю, что в динамичном и конструктивном ходе переговоров не заинтересованы прежде всего клубы КХЛ. Они стоят на очень удобных для себя позициях: мол, новый договор касается отношений игроков с работодателями, вот пусть две стороны и договариваются, а сама лига играет роль независимого наблюдателя. Все встречи, на которых идет обсуждение условий будущего соглашения, заканчиваются ничем. Любые предложения профсоюза отметаются клубами мгновенно, без малейших попыток найти компромисс. Создается лишь видимость активной работы.
- В чем причина такой стратегии?
- Мне кажется, что затягивание переговоров - сознательная политика работодателей. Я напрямую заявил об этом руководителям клубов и сообщил боссам КХЛ о своих опасениях. 30 апреля истекает срок действующего коллективного соглашения. Президенты с генменеджерами, видимо, нацелились в мае - июне ударно поработать на рынке игроков, наподписывать контрактов на выгодных им условиях. А уже потом оформить договор с профсоюзом и занять позицию "закон обратной силы не имеет". То есть вывести трудовые соглашения с игроками за рамки юрисдикции коллективного соглашения. В прошлом году была очень похожая ситуация, когда подписание соглашения клубов с хоккеистами дотянули аж до августа и до личного вмешательства президента КХЛ Александра Медведева.
- Какие требования, сформулированные профсоюзом, отвергаются работодателями как неприемлемые?
- Мы, например, боремся за права молодых игроков. Руководство КХЛ ставит абсолютно правильные цели - всеми способами поднимать хоккей и становиться лучшей лигой мира. Беда в том, что клубы о будущем думать вообще не хотят. Юные спортсмены, например, сталкиваются с социальной и правовой незащищенностью. Во многих молодежных командах игрокам не гарантировано ни питание, ни проживание на базе. При этом зарплаты этих хоккеистов действительно копеечные, их хватает разве что на хот-доги с чизбургерами. Профсоюз предлагает меры помощи будущим звездам - например, прописать достойную сумму минимальной зарплаты игрока. Но работодателям это не нужно.
Кроме того, клубы не хотят страховать своих игроков на случай тяжелых травм. В стремлении догнать НХЛ мы должны брать от заокеанской лиги самое лучшее. Я, например, еще в 1995 году получил тяжелую травму носа, выступая за "Монреаль". Так вот, профилактические процедуры нынешним летом мне будут делать за счет "Канадиенс". Наши работодатели брать на себя подобной ответственности категорически не хотят. Наоборот, они пытаются любыми способами ограничить российских хоккеистов в правах. Например, выступают за расширение лимита на легионеров. Создается ощущение, что свои деньги клубы стремятся вложить не в отечественный, а в иностранный спорт. И пойти тем путем, каким в свое время пошла Германия, где несколько лет назад из-за отмены лимита в чемпионате выступали одни второсортные иностранцы, а своя сборная не могла собрать 25 достойных мастеров.
- Уже объявлено, что антикризисные меры сохранятся и в будущем сезоне. Вы с этим не согласны?
- Категорически против них. В прошлом году уговорить игроков согласиться с введением процедуры редрафта было невероятно тяжело. Хоккеисты пошли навстречу, потому что понимали: в стране тяжелая экономическая ситуация. Но антикризисные меры были действительны только во втором сезоне КХЛ, что своей подписью в действующем коллективном соглашении подтвердили и работодатели. А сейчас, когда даже премьер-министр страны заявляет о том, что Россия выбирается из кризиса, клубы продолжают вешать профсоюзу лапшу на уши и рассказывают, как им плохо живется.
Между тем после прошлогоднего редрафта мы увидели почти мгновенный рост бюджетов команд КХЛ. Сэкономив на одних игроках, они получили возможность переплачивать другим. Беречь деньги, отказываясь от сборов в швейцариях да арабских эмиратах, менеджеры не хотят, исключить практику проживания спортсменов на базе - тоже. Зато при воспитании молодого поколения "бедные" работодатели ужимаются как могут. Во всех клубах КХЛ подготовку детей младше 11 лет в ДЮСШ - аренду льда, приобретение формы, поездки на турниры - оплачивают родители. А боссы тратятся только на содержание катка да зарплату тренеру.
КЛУБЫ НЕ ЛЮБЯТ ЗА ЧТО-ТО ОТВЕЧАТЬ
- Экономить на детском хоккее неразумно. Но неужели профсоюз несогласен с тем, что зарплаты большинства игроков КХЛ завышены?
- Так разве эту гонку спровоцировали сами спортсмены? Почему клубы, воруя друг у друга хоккеистов и переманивая их сумасшедшими контрактами, в росте бюджетов винят кого угодно, только не себя? Разве игрок, готовый выступать за небольшие деньги, должен отказываться от заоблачных сумм в трудовом договоре? Президенты и генменеджеры в последние три-четыре года разбрасывали спонсорские деньги направо и налево, запустили гонку зарплат. А теперь, извините, хотят нагнуть хоккеистов и отнять у них то, что сами же им и отдали.
Для того чтобы привести цены на спортсменов в порядок, и был проведен прошлогодний редрафт. Но что произошло потом? Снизив зарплаты спортсменам, клубы вновь взвинтили их до предела! И почему процедуру редрафта нужно проводить каждый год? Почему работодатели не хотят нести ответственность за подписанные ими же завышенные контракты? Это бред, абсурд. Я не видел ни одного клубного босса, который бы во время переговоров встал и сказал: да, я виноват в том, что переплатил за игрока. Никто не признает собственных ошибок, предпочитая отговорки "хоккеист сам плохо сыграл и ничего не забил". А чем ты думал, предлагая ему сумасшедшие деньги? Где были твои скауты и селекционные службы? Почему рижское "Динамо", не располагая заоблачным бюджетом, собирает достойный состав и успешно выступает в плей-офф? Со стороны Латвии не было ни одной жалобы на рост зарплатной ведомости, зато от других команд КХЛ они поступают постоянно.
У нас клубы вообще не любят за что-то отвечать. Штрафы хоккеистов - в порядке вещей, а кто накажет работодателей? Например, за то, что они начинают предсезонную подготовку раньше оговоренного срока? Несколько лет назад тренера одной из команд НХЛ, который с трибуны наблюдал за самостоятельной тренировкой своих игроков во время отпуска, до старта предсезонки требовали со скандалом выгнать из клуба и влепить пожизненную дисквалификацию в лиге. За то, что он нарушил коллективное соглашение хоккеистов и работодателей. Почему в России участники чемпионата позволяют себе все, что им вздумается?
- Насколько реально наладить эффективную работу по подготовке коллективного соглашения на фоне таких непримиримых противоречий?
- 24 - 25 февраля у нас произошел съезд профсоюза, после которого мы направили свои предложения работодателям. Ответа ждем уже месяц. Я думаю, что без содействия Александра Медведева нам снова не обойтись. Сейчас веду работу по организации встречи, на которой будут присутствовать не только представители клубов, но и президент лиги вместе с председателем совета директоров Вячеславом Фетисовым. Участие высших руководителей КХЛ в переговорах заставит работодателей наконец-то начать реальную работу. Думаю, что такое заседание состоится в конце апреля, во время финала плей-офф. Ведь в это время большинство хоккеистов уже будет свободно от кубковых баталий и сможет активно отстаивать свои права при подготовке нового коллективного соглашения.
Андрей КУЗНЕЦОВ