Газета Спорт-Экспресс № 45 (5218) от 3 марта 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ХОККЕЙ
ПЯТЬ ВОПРОСОВ БЫКОВУ
Окончание. Начало - стр. 1
ЧЕТЫРЕ ТРЕНЕРА ОБЫГРАЛИ ОДНОГО
Впрочем, вполне вероятно, что нам с вами не пришлось бы сейчас вспоминать о проблемах совместительства. Это произошло бы в том случае, если бы рядом с Быковым и Захаркиным работали полноправные помощники, отвечающие за Северную Америку. Второй вопрос к тренерам, таким образом, напрашивается сам собой: не стал ли ключевой ошибкой отказ от введения в штаб соответствующих специалистов?
Не случайно же разгромившими нас канадцами управлял настоящий "суперкомпьютер" из четырех главных тренеров клубов НХЛ. А на скамейке сборной России был, по сути, один тренер. Быков и Захаркин не раз называли себя дуэтом абсолютных единомышленников.
Сейчас многие жалеют, что была позабыта практика прежних зимних Олимпиад, когда сборную России возглавляли сразу несколько авторитетных, самодостаточных специалистов. Так, в Нагано-1998 Владимиру Юрзинову-старшему помогали Петр Воробьев и Зинэтула Билялетдинов. А на двух стартовых Олимпиадах ХХI века Юрзинов работал уже в качестве ассистента: в Солт-Лейке он вместе с Владиславом Третьяком помогал Вячеславу Фетисову, а в Турине наряду с Борисом Михайловым входил в штаб Владимира Крикунова. И четыре года назад Канаду-то мы обыграли...
Логика решений Вячеслава Быкова, безусловно, понятна. Он всеми силами пытался дистанцироваться от тренеров старой школы, привыкших и работать по старинке. И, наверное, в этом прав. Но вот победитель первого плей-офф Кубка Гагарина Билялетдинов штабу в Ванкувере, скорее всего, не помешал бы. Главный тренер "Ак Барса" - один из немногих наших специалистов, умеющих вести игру в энхаэловском ключе. Благо опыт работы за океаном у него есть. Не был бы, возможно, лишним и кто-то из молодых тренеров. Назаров, Хомутов, Попихин, Немчинов, почему бы и нет?
Кто-то из французских писателей однажды заметил, что в мире нет такой большой кухни, на которой смогли бы одновременно хозяйничать две своенравные женщины. Жаль, что то же самое относится и к нашим олимпийским специалистам.
"Поставить на вид" за урезанный состав тренерского штаба стоит, наверное, и Владиславу Третьяку. С работой генерального менеджера он справился - собрал состав, избежав появления "отказников" (единственное исключение - "дело запасного Зубова"), а уже в Ванкувере "разруливал" возникающие проблемы сборной на пять с плюсом, заставлял директорат Игр решать многие вопросы в пользу сборной России. В то же время президент ФХР постоянно подчеркивал: даже во вратарском вопросе его голос всего лишь совещательный.
Третьяк был, по мнению многих, единственным человеком, способным помешать тренерам замкнуться в себе. Однако подсказать правильные ходы не смог даже его громадный хоккейный опыт.
НЕМОДЕЛЬНЫЙ ХОККЕЙ
Аргумент у не желавших расширения тренерского штаба совместителей был вроде бы железный: ведь именно таким "мозговым трестом" были выиграны два чемпионата мира подряд. Вот только Быков и Захаркин не представляли, сколь огромна разница между Олимпиадой и мировым первенством. Так, может, это и была их третья роковая ошибка?
Просмотр первого же матча России на Играх оставил одно тревожное впечатление. Команда, обыгравшая Латвию, была похожа на сборную образца ЧМ-2009 как две капли воды. И тренерские ошибки были такими же, что и насторожило больше всего. Во-первых, абсолютная беспомощность при игре в большинстве - в Берне, напомним, россияне в трех матчах плей-офф реализовали лишнего только однажды. Во-вторых, равномерное распределение игрового времени и негибкие смены звеньев на площадке.
Отказ от игры в три звена в ключевые моменты турнира едва не аукнулся уже на прошлогоднем мировом первенстве. В третьем периоде бернского финала нет-нет да и возникало ощущение "Квебека наоборот". Сценарий золотой игры мирового первенства-2008 тогда угрожающе раскручивался в обратную сторону - неудачно проведя первую половину встречи, "Кленовые листья" смогли добиться решающего перелома. Во многом потому, что мы продолжали гонять звенья "по секундомеру" и не пытались сыграть "от соперника".
Слава богу, до полной зеркальности квебекской ситуации с победным голом Канады в овертайме тогда не дошло, но во многом благодаря блестяще выручавшему Брызгалову.
Увы, тревожные звоночки Берна в нашем олимпийском штабе не услышали. Забыли и о том, что на ЧМ-2009 сборная России до финала не встречалась с командами мощнее ванкуверской Латвии. Тогда как на Играх Латвия оказалась скорее исключением, а все последующие соперники были куда сильнее стандартного участника мирового первенства или Евротура.
Похоже, что это стало откровением для тренеров сборной. И в итоге постоянные ссылки на золотой опыт Квебека и Берна сыграли с ними злую шутку. Если в Евротуре команда уверенно выигрывала за счет скорости и индивидуального таланта своих звезд, то в Ванкувере против более умелых и жестких соперников эти козыри уже не работали. А другой модели в нашем багаже не оказалось. Что мы и увидели в олимпийском четвертьфинале.
Так, может, прав Виктор Тихонов, прямо указывающий на ошибки при комплектовании команды? Патриарх-победитель на днях подчеркнул, что и доверие возрастным хоккеистам (естественно, намек на Сергея Федорова) Быкова подвело, и игроков СКА не следовало игнорировать.
И можно ли после разгрома от "Кленовых листьев" всерьез воспринимать слова тренеров о том, что Зубов, Яшин или подзабытый гений обороны Брылин не подходят под нынешнюю модель игры сборной? Какова вообще цена этой модели, если ее полностью развенчали семь канадских голов?
НЕ ТА ФОРМУЛА
То, что Олимпиада и чемпионат мира, как говорится, две большие разницы, - очевидный факт. И потому возникает четвертый вопрос к Быкову: правильно ли он просчитал формулу турнира? Ведь в отличие от мировых первенств, на Игры приехали не 16, а 12 команд. Значит, времени спокойно "вкатиться" в битву за золото не было вообще.
Ассистент главного тренера сборной России еще перед декабрьским этапом Евротура с гордостью рассказывал журналистам, что олимпийский штаб уже моделирует полуфинал Ванкувера против шведов. С планами на групповой турнир дело обстояло похуже. Да, дебютный матч против Латвии команда провела уверенно. Но "за здравие" на Играх стартовали все фавориты. А потом, судя по всему, Быков с Захаркиным недооценили значения второй игры со словаками.
Подспудно готовясь к исторической схватке против чехов, наш штаб словно решил объехать Демитру и К о на одном коньке (об этом, кстати, говорит и неготовность тренеров к серии послематчевых буллитов). Хотя только победа с разницей как минимум в две шайбы давала нам хорошие шансы на первый "посев" в плей-офф и сетку со швейцарцами или белорусами в качестве соперника по четвертьфиналу. Выгодная позиция в итоге досталась американцам. Что ж, экономия сил пошла звездно-полосатым на пользу: по кубковой стадии команда Рона Уилсона пронеслась на одном дыхании и "встала" только в овертайме финальной встречи.
БЕЗ "ПЛАНА Б"
Наконец, еще одной роковой олимпийской ошибкой многие считают то, что вместо равномерного распределения своих звезд по звеньям Быков с Захаркиным попытались свести свои лучшие силы в две ударные супертройки, которые и получили задачу спасать страну. Эти тройки по ходу рокового четвертьфинала были наглухо закрыты, а наш штаб упорно не реагировал на то, что канадцы блестяще справляются с нейтрализацией связки Овечкин - Малкин. На "пожарные" перестановки в звеньях тренеры так и не решились. Более того, похоже, никакого резервного плана в головах наставников сборной России не существовало. Но почему? Это - последний вопрос к тренерам.
А ведь, по мнению ряда специалистов, на место травмированного Зиновьева к паре казанских "крайних" вполне можно было перевести умудренного опытом игры в НХЛ Дацюка. В этом случае к Ковальчуку отправился бы Малкин, а к Овечкину с Семиным - Федоров. В скорости звено бывших и нынешних вашингтонцев от такой перестановки не потеряло бы - ее у двух Александров из "Кэпиталз" хватит на пятерых. Зато такие перестановки, возможно, превратили бы нападение сборной России в более сбалансированный и опасный механизм. Наглухо закрыть три ударные тройки канадцам было бы куда тяжелее.
Что ж, канадскую пощечину мы будем помнить еще долго. И думать над тем, почему номинально лучшая в российской истории олимпийская сборная показала худший результат на Играх. А какие выводы сделали для себя Быков и Захаркин? Надеемся, что они найдут в себе силы ответить на те вопросы, которые поставил перед всеми нами Ванкувер-2010.
Отдел хоккея "СЭ"